Рекламный плакат как вид искусства
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)
Рубрика: Искусствоведение
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)
Рекламный плакат как вид искусства
Рекламная афиша, появившаяся в Европе во второй половине XIX века, представляет собой интересное явление в истории искусства. Согласно историческим свидетельствам, ее прообраз был известен еще со времен античного мира, правда информацию о предстоящих театральных спектаклях тогда наносили на глину и камень. Серьезно же говорить об истории плаката и афиши можно начиная с момента изобретения печатного станка в 1440 году. А широкоформатные плакаты появились лишь после изобретения литографии в 1796 году и фотолитографии в1865г. Теперь афиши стало можно делать многоцветными, и над их созданием трудились многие признанные художники.
С того момента, как Великая Французская революция сделала театр общедоступным, жанр театральной афиши приобрел особую актуальность. В жизни Парижа 1860-х годов рекламный плакат занимает важное место, рассказывая о концертах и выступлениях артистов, зазывая в кабаре… В результате промышленных преобразований цветная литография становится доступна художникам и позволяет создавать копии изображения в любом необходимом количестве.
Рекламный плакат – особый вид творчества. Основным его принципом является упрощенная композиция, главная задача которой – захват внимания прохожих. Это крупные объекты, написанные яркими красками с использованием немногочисленных цветовых оттенков, что обусловлено быстротой создания. Важное значение приобретает соотношение «фигура – фон». При должном использовании трех-четырех локальных контрастирующих цветов, резкости контура, силуэтности изображения, автор может добиться необходимой выразительности. Новая роль отведена и шрифту. Теперь он становится самостоятельной, часто орнаментальной фигурой, задействованной в общем пространстве работы.
Места размещения афиш – не музейные залы, а рекламные столбы и стены зданий. На улице подобный плакат может привлечь внимание и представителя буржуазии, и небогатого горожанина, никогда не бывавшего в картинной галерее. Подобный демократизм дает широкие возможности для охвата аудитории, поэтому такой стандарт написания изображения для рекламного объявления по сей день используется дизайнерами.
«Отцом художественного плаката» принято считать французского художника-графика Жюля Шере. Он родился в семье литографов, посещал Парижскую школу дизайна, затем стал художником-самоучкой. Какое-то время он писал изображения для газет, журналов и книг. Первой значительной работой стал заказ афиши для оперетты Оффенбаха «Орфей в Аду» - он написал ее в 1858 году.
В этой работе еще присутствует достаточно глубокая и проработанная перспектива и насыщенный деталями фон. Колорит достаточно мягкий, ярких контрастных цветов пока нет.
Но после поездки в Англию, где Шере перенял техники цветной ксилографии лондонских мастеров, он в 1869 году открыл коллегам новый способ создания рекламных изображений с помощью трех камней разных цветов: черного, красного и камня с теплыми цветами внизу и холодными вверху. Эту технику и стали использовать плакатисты в своих работах. Одним из них был не менее известный французский художник Анри де Тулуз-Лотрек, живший в конце XIX – начале XX веков, и ставший признанным мастером живописи, рисунка, гравюры, карикатуры и иллюстрации.
Работая в стиле постимпрессионизма и раннего модернизма, Лотрек, вдохновленный образами обитателей Монмартра, стал одним из родоначальников прикладной графики и основателем широко распространенного искусства плаката. Именно он превратил рекламный плакат в произведение искусства. Героями его работ, известных всему миру, были танцовщицы, музыканты и посетители кабаре.
Это новое поле деятельности развернулось перед Лотреком, когда основатели «Мулен Руж» Оллер и Зидлер предложили ему подготовить к открытию сезона афишу с рекламой. У всемирно известного ныне кабаре в тот момент были проблемы с завоеванием аудитории. Зрители были в восторге от канкана, довольны ценами, им нравилась музыка и коньяк, но аншлага, к глубокому огорчению владельцев, никогда не было. Именно Лотрек предложил революционную афишу. Он сразу понял, что на рекламном плакате должна быть изображена танцовщица, исполняющая канкан, шурша нижними юбками и забрасывающая ножки выше головы, причем не на сцене, а прямо среди зрителей, чтобы они знали: в «Мулен Руж» это происходит каждый вечер именно так.
Результат превзошел все ожидания. Это был настоящий фурор! Прохожие толпились возле экипажей, на которых были наклеены афиши и пытались прочесть неразборчивую подпись художника. Зрители устремились в «Мулен Руж».
Затем появился ещё плакат: солистка кабаре Ла Гулю с сестрой в «Мулен Руж». После этого Лотрек стал получать заказы регулярно. Его работы были необычны. Он был одним из первых, кто внес в рекламные плакаты элементы психологии.
Среди знаменитостей артистического Парижа, запечатленных Лотреком – Джейн Арвиль, выступавшая не только в «Мулен Руж», но и на других сценах. Она привлекла внимание художника своей непохожестью на других танцовщиц, и для афиши с ее изображением он нашел необычное решение. Плакат, исполненный воздушности и легкости, выполнен в японском стиле. На нем изображена танцовщица с грустным лицом. Ногой в черном чулке она вскинула свои нижние юбки. На переднем плане художник изобразил большой гриф контрабаса, на редкость одухотворенный - можно было подумать, что в него вдохнули жизнь.
В основе успеха в рекламных видах искусства лежал исключительный талант Лотрека-рисовальщика. Он обладал блистательным даром, моментально улавливать движение в его отдельных фазах и в развитии, передавать живость мимики, характерное или случайное выражение лица. Отличительная черта его афиш для театров – предельная индивидуализация образов, портретность, упрощенная плоскостная, силуэтная и подчеркнуто-экспрессивная форма. Они помогали зрителю мгновенно уловить суть созданного образа.
С афиши, приглашающей на концерт исполнителя уличных песен Аристида Брюана, презрительно и насмешливо смотрит человек в широкополой черной шляпе и ярко красном шарфе. Это его можно назвать первым в истории стендап-комиком, который ругал посетителей своего кабаре последними словами, а те смеялись, платили за это деньги, собираясь полными залами.
Лотрек заставил современников по-новому взглянуть на плакат, который, по его мнению, не должен быть похож на книгу с бесконечным количеством деталей. Задача плаката в том, чтобы зацепить проходящего мимо, полноценно завладеть его вниманием. Художник был уверен, что главным инструментом в этом деле становятся яркие краски.
На литографии «Певица Иветт Гильбер» Тулуз-Лотрек использует эффектом сопоставления модной ярко-рыжей окраски волос с холодными голубоватыми, серыми, зелёными тонами с чёрным пятном. Благодаря этому достигается «характерность» и «гротескность» персонажа соответствующая индивидуальной характеристике.
Анри де Тулуз-Лотрек внес огромный вклад в развитие жанра плаката и афиши. Создал свой собственный стиль, опирающийся на эффект внезапности и неожиданности сопоставления предельно обобщенных плоских силуэтов, изящных и грубых форм. Он был очень востребованным художником в области рекламы, занимаясь к тому и более мелкими формами: театральными программками и открытками. При этом художник вошел в историю искусства как творец, сумевший через плакаты и афиши передать свое понимание мира, человека и человечности. И каждый раз глядя на его работы, зрители новых поколений будут ощущать атмосферу эпохи, в которую жил и творил художник, вглядываться в лица его героев, стараясь разгадать их тайны, мысленно вдыхать прокуренный воздух французского кабаре, наполненный мелодией канкана. Мы будем любить Париж середины XIX века, с таким искусством прорекламированный Анри Тулуз-Лотреком.