Статья:

Аппликация как способ развития творческих способностей

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Косарева Е.В., Бородулина А.Д. Аппликация как способ развития творческих способностей // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 41(92). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/92/63859 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Аппликация как способ развития творческих способностей

Косарева Екатерина Викторовна
студент, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, РФ, г. Великий Новгород
Бородулина Алёна Дмитриевна
студент, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, РФ, г. Великий Новгород

 

Понятия «аппликация» в переводе с латинского означает прикладывание, что в данном случае очень хорошо помогает понять смысл и значение самого понятия.  Аппликация – это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, основанных на следующий действиях: вырезании, наложении деталей на основной фон, и закреплении на нём с помощью различных клеев или нитей.

Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к тем временам и связано с появлением, стежка, шва на одеждах из шкур животных. Разные народы используют для аппликации самые разнообразные материалы. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков - гербов. Гербы должны быть отчетливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией.

На смену аппликации из тканей пришла бумажная аппликация. Связана она безусловно со временем производства и началом использования бумаги. Наиболее молодым видом аппликации считаются черные силуэты, вырезанные из бумаги. Возродилось искусство силуэта во Франции.

Так же нельзя не отметить, что аппликации уделяли внимание известные художники зарубежных стран. Интересны и своеобразны аппликации французского живописца Анри Матисса. Главную роль в них играет цвет. Матисс творил по принципу – «цвета должны поддерживать друг друга, а не уничтожать».

На данный момент можно разделить аппликации на следующие виды:

  • предметная аппликация состоит из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, человек и т. д.);
  • сюжетная аппликация отображает совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т. д.); главное в такой аппликации выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой, передать характерные особенности персонажей, грамотно расположить предметы на плоскости основ;
  • декоративная аппликация включает орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы. Декоративная аппликация - вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления.

Аппликации создают из различных доступных материалов. В современной аппликации широко используется бумага, картон, природные материалы (сухие растения, яичная скорлупа, речной песок, кожа, зёрна, пух, перья, береста и т.д.), ткань и различные волокнистые материалы, бисер и т.д. Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности.

Технология выполнения аппликации

  1. Эскиз
  2. Цветовое решение
  3. Подбор материала
  4. Изготовление деталей
  5. Нанесение разметки на фоновый элемент
  6. Проверка соответствия деталей разметке
  7. Приклеивание деталей
  8. Окончательная обработка изделия

Влияние занятий по аппликации на развитие творческих способностей велико – они формируют осознанное отношение к порядку выполнения работы, а также возможность работать с самыми различными материалами, совмещая их в нестандартных соотношениях. Колоссальное значение имеют коллективные аппликации – они развивают умения работать вместе, при этом не мешая друг другу, помогать в случае необходимости и радоваться результатам коллективного труда.

 

Список литературы:
1. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. Сборник статей и речей. М., 1973, с. 71.
2. "Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию", под ред. Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой; М., 1979 г.
3. Русскова Л. В. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» - М. : Просвещение, 1986.
4. Пантелеева Л. В. и др. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ: Книга для воспитателя детского сада (Л. В. Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич. - М. : Просвещение, 1987.
5. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольника. – М.:Академия, 2000. – 344с.