Статья:

РОЛЬ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В СТАНОВЛЕНИИ МОЛОДОГО ПЕВЦА

Конференция: CCXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Шадрина Е.С., Хайрова В.И., Шумакова И.Н. РОЛЬ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В СТАНОВЛЕНИИ МОЛОДОГО ПЕВЦА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(215). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/24(215).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В СТАНОВЛЕНИИ МОЛОДОГО ПЕВЦА

Шадрина Елизавета Сергеевна
студент, Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова, РФ, г. Казань
Хайрова Влада Игоревна
студент, Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова, РФ, г. Казань
Шумакова Илона Николаевна
студент, Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова, РФ, г. Казань
Решетникова Светлана Владимировна
научный руководитель, канд. искусствоведения, кафедра вокального искусства, Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова, РФ, г. Казань

 

Аннотация. В данной статье освещена проблема эмоциональной выразительности у молодых вокальных исполнителей. Говорится о том, что умение певца выражать эмоции в исполнении вокальных произведений зависит от его сценического опыта, интеллектуального развития и от средств вокально-музыкальной выразительности, которые он использует.

 

Ключевые слова: эмоциональная выразительность, академическое пение, творческое воображение, тембр голоса, актерские способности.

 

В современном мире академическое пение ставит перед исполнителями множество задач. При воспитании и обучении даже молодого академического певца неотъемлемой частью является не только работа над красотой и выравниванием тембра голоса, но также развитие воображения и образного мышления в процессе постановки голоса. Понятие образного мышления включает в себя: творческую фантазию,  актерское обаяние, харизматичность, умение проживать чувства и мысли героев во время исполнения [1].

В первую очередь певец овладевает основными навыками пения кантилены и техники, правильным дыханием с подключением резонаторов и различными нюансами. Также одним из навыков является осмысленное пение, потому что убедить зрителя в исполняемом романсе или арии позволяет лишь осознание того, о чём поешь и что именно хочешь выразить с помощью тембра голоса, оттенков, активной артикуляции и вибрато [2, С. 119-124].

Известный деятель науки Б.М. Теплов отмечал: «способность к адекватной эмоциональной реакции является одним из важнейших и профессионально необходимых качеств певца, дирижёра, музыканта-исполнителя» [3, c. 173].

Работа над пониманием образа проводится на постоянной основе, когда отрабатываются малейшие детали в исполнительстве, чтобы ярко и точно передавать даже в небольшой фразе индивидуальный спектр чувств и эмоций. Одни молодые исполнители часто не умеют выражать эмоции и чувства, а другие стесняются это делать, боясь показаться смешными [2, С. 119-124].

Огромную роль в развитии творческого воображения играет сопоставление и сравнение. Этот метод полезен тем, что пробуждает фантазию певца и помогает выявить в работе над произведением новые мельчайшие детали и тот же самый образ предстаёт перед ним в разных очертаниях, более насыщенным и свежим [1].

Чтобы добиться музыкальной выразительности, певцу необходимо отбросить все штампы, привлекая аудиторию ярким артистизмом исполнения. Сложность этого процесса заключается в том, что художественный образ на сцене связан не с реальной, а с воображаемой жизнью. Важным фактором является степень соразмерности эстетики и интеллекта, высокохудожественного вкуса и обаяния.

Самой главной особенностью русской вокальной школы всегда являлось единство музыки и слова, способность найти многогранные отличительные особенности исполняемого произведения, как, например, в романсе П. И. Чайковского «Мы сидели с тобой». Певец может применить множество различных нюансов, начиная с первой фразы исполнения вокальной мелодии. Здесь перед исполнителем встают задачи: какие чувства он испытывает и  какой сценический образ выбирает для себя? Наилучшим решением для интерпретации композиции будет пробуждение эмоций, подключение фантазии и воображения и, несомненно, применение вокального мастерства. Если певец пронесёт своё личное отношение через исполнение произведения, то романс прозвучит значительно эмоциональнее и убедительнее.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что способность к эмоциональной выразительности можно развить, и это повлияет на качество выступлений: музыкальность, богатство тембровых красок и актёрские способности.  

 

Список литературы:
1. Варшавская Н.П. Развитие творческого воображения в процессе обучения певца // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Вып. 8: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 1 апреля 2016 года) / Сост. В.И. Яковлев. Казань: КГК, 2016. С. 222-225.
2. Стулов И. Х. К проблеме эмоциональной выразительности // Педагогические технологии. Наука и школа. №2, 2018. с. 119-124. 
3. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Избр. тр. в 2 т. - Т. 1. - М., 1985. - 328 С.