Многообразие источников необходимых для исследований в области истории одежды прошедших столетий
Конференция: XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Теория и история искусства
XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Многообразие источников необходимых для исследований в области истории одежды прошедших столетий
The variety of sources necessary for research in the history of clothing of past centuries
Tatiana Bizgu
teacher, Free International University of Moldova, Republic of Moldova, Chisinau
Аннотация. Исследование одежды других эпох включает в себя изучение текстиля, из которого она создана, литературные и этнографические источники, записи хроник и историй путешественников. Важными свидетельствами в изучении этой области, являются изображения одежд на памятниках и монументах, элементы одежды и украшения, найденные во время археологических раскопок, а также предметы интерьера, керамика, произведения искусства, иконы и рукописи, коммерческие и таможенные документы, инвентарные описи, завещания и перечни приданого, надгробные камни и многие другие источники, которые предоставляют информацию, необходимую для научных исследований.
Abstract. The study of other eras' clothing includes the study of textiles from which it was created, literary and ethnographic sources, records of chronicles and stories of travelers. Important evidence in the study of this area are images of clothes on monuments, items of clothing and jewelry found during archaeological excavations, as well as interior items, ceramics, works of art, icons and manuscripts, commercial and customs documents, inventories, wills and lists of dowry, tombstones and many other sources that provide the information needed by scientific research.
Ключевые слова: одежда; эволюция; костюм; искусство.
Keywords: clothing; evolution; costume; art.
Исследование одежды прошедших столетий включает изучение текстиля, из которого она создана, а также многие другие источники, которые помогают отслеживать развитие технологий их создания в течение человеческой истории. Как известно, социальная значимость готового объекта отражает культуру данного временного интервала.
Литературные и этнографические источники дают представление об эволюции искусства одежды в Молдове. Важными свидетельствами в изучении этой области, являются предметы интерьера − мебель, ткани, вышивка, изделия из серебра, керамика, которые помогают нам изучить жизнь общества определенного периода.
Николеску К. в работе «История придворного костюма в румынских странах» свидетельствует нам: „Изучение костюма и предметов, которые украшали интерьеры дворцов и жилищ − мебель, ткани, вышивка, изделия из серебра, керамика − это средство познания общественной жизни и смысла некоторых произведений искусства, как свидетельства, непосредственно связанные с жизнью” [1, c. 26].
Важной задачей в наше время является воссоздание искусства одежды исторической Молдовы, крестьянской одежды начиная с эпохи гето-даков, придворного костюма с XIII- XVIII веков, а также городского костюма XV-XIX веков.
Найденные во время археологических раскопок и хранящиеся ныне в музеях образцы тканей, пуговицы, застежки, встречаются металлические части одежды и украшения, которые помогают воссоздать детали костюма древнего периода. Высоким художественным уровнем отличаются украшения IV-III веков до нашей эры − золотые и серебряные шейные обручи, серьги с подвесками, стеклянные бусы, серебряные и бронзовые браслеты, застежки.
Происхождение отдельных типов одежды восходит к традициям античности, к культуре фракийцев, славян, а также других народов, с которыми предки молдаван вступали в тесные связи на протяжении своей истории. В одежде восточно-романских народов сохранились некоторые характерные черты костюма северных фракийцев - даков, гетов. Отдельные элементы костюма сохранились с первых веков нашей эры. Ценным источником для изучения костюма гето-даков являются изображения одежд на монументе из Адамклисси в Добрудже (рисунок 1) и на барельефах колонны Траяна в Риме, относящихся ко II веку нашей эры и воздвигнутых в честь победы римлян над гето-даками.
Рисунок 1. Барельеф монумента в Адамклисси (Румыния), построенный в 109 году в честь победы римского императора Траяна над даками в 102 году в битве при Адамклисси. [3]
Особую роль в художественной ценности городской и придворной одежды отводят итальянским и восточным тканям, большинство из которых уникальны, хранятся в коллекциях музеев и монастырей страны. Использование этих материалов привело к интересным выводам относительно экономических и культурных отношений Молдовы со странами Румынии, Европы и Ближнего Востока в эпоху феодализма. Политические и социальные преобразования, которые произошли в Молдове и соседних странах, также отражены в эволюции костюма.
Произведения искусства являются богатым и ценным источником, необходимым для иллюстрации эволюции одежды в Молдове. Костюмы высшего сословия, находящиеся в музеях и монастырях, начиная с пятнадцатого века и до начала девятнадцатого века, дают возможность визуализации исторических фактов, произошедших в Молдове.
Археологические исследования, проведенные в монастырях исторической Молдовы, способствовали обогащению сокровищницы предметов из металла, бижутерии, предоставляя ценную информацию об искусстве одежды.
Многочисленные художественные памятники, включающие портреты меценатов на стенах церквей, образы из икон и рукописей, пополняют информацию начиная с этапа становления молдавского государства до начала XIX века. Тщательное изучение разных видов искусства, демонстрирующих портреты знати, а также монеты и печати внесло важные детали для расширения области исследовательских работ.
В дополнение ко всем этим видам источников необходимо тщательно изучить информацию, касающуюся внешних характеристик и стоимости предметов одежды, а также их происхождения, которую предоставили ученым коммерческие и таможенные документы, инвентарные описи, завещания и перечни приданого. Этот материал более полно информирует нас о костюмах купцов, городского населения, крестьян, бояр и правителей, которые были использованы для торжеств, в церквях и королевских дворцах, на приемах и похоронах.
В искусстве нашей страны и соседних народов появляется информация о жизни и деятельности городского населения, крестьян и знати средних веков. Элементы костюма, принадлежащие купцам и ремесленникам, иногда встречаются в росписи и иконах с конца 17-го века и последующих веков. В дополнение к вышесказанному, в погребальных камнях, найденных в Молдове, содержится значительный материал, представленный портретами правителей, а также вышивки, изделия из серебра, печати и монеты, датируемые с 16 по 17 века до начала 19 века, они значительно расширяют область исследований, внося важные детали. Некоторые из надгробных камней предоставляют нам информацию о роде деятельности захороненного и орудиях его ремесла.
Эволюция одежды в Молдове и Румынии может быть представлена четырьмя этапами. На первом этапе происходит влияние Востока и Византии, который продлится до пятнадцатого века. Второй этап отмечен западным влиянием, осуществляемым параллельно, саксами, поляками, но особенно итальянцами. Третий этап, представляющий фактически возвращение к византийским формам, был обусловлен влиянием греков, проживавших на нашей территории. К концу этого периода, в восемнадцатом веке, костюм попадает под турецкое влияние. После 1774 года, через европейские контакты проникает западная мода, которая постепенно заменяет старый костюм восточного типа [1, с. 11].
Записи хроник и историй иностранных путешественников запечатлели яркую картину прошлого жизни нашей страны, предоставили нам ценную информацию относительно искусства одежды Молдовы.
В исследованиях Стефанеску И. был проведен углубленный анализ серии портретов правителей Молдовы с XII по XV века. Благодаря анализу костюма в портретной живописи была выявлена их историко-документальная ценность. В специальных главах, посвященных одежде и костюму, были сделаны важные уточнения относительно происхождения тканей и вышивки [2].
Путем проведения сравнительного анализа одежды нашей страны с одеждой балканских стран восточного и византийского происхождения учеными воссозданы их внешний вид и функции. Много видов одежды из бархата и шелка хранятся сегодня в коллекциях музеев, а также в сокровищницах монастырей Молдовы и других стран.