Статья:

К некоторым аспектам изображения смерти в европейском символизме

Конференция: XLIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория и история искусства

Выходные данные
Горбунова А.М. К некоторым аспектам изображения смерти в европейском символизме // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XLIII междунар. науч.-практ. конф. — № 12(43). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 60-67.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К некоторым аспектам изображения смерти в европейском символизме

Горбунова Анна Михайловна
студент, Национальный исследовательский Томский государственный университет, РФ, г. Томск

 

SOME ASPECTS OF THE DEPICTION OF DEATH IN EUROPEAN SYMBOLISM

 

Anna Gorbunova

Student of National Research Tomsk State University, Russia, Tomsk

 

Аннотация. В статье анализируется то, как депрессивные настроения в социуме, пессимизм, апатия, усталость от жизни, характерные для рубежа XIX–XX вв., отразились в творчестве европейских художников–символистов. В фокусе исследовательского интереса оказываются Оскар Цвинчер, Хуго Симберг и Арнольд Бёклин. Рассматриваются причины, по которым художники прибегают к визуализации образа Смерти, а также модификации данного образа в восприятии творцов, отход от принятого канона изображения Смерти под влиянием идеи низвержения старых правил и крушения укоренившегося миропорядка.

Abstract. The article analyzes how the depressive moods in society, pessimism, apathy, life fatigue, characteristic of the turn of the 19th – 20th centuries, were reflected in the work of European symbolist artists. The focus of research interest is Oscar Zwincher, Hugo Simberg and Arnold Böcklin. The reasons why artists use the visualization of the image of Death considered. Besides, the author analyzes the modifications of the image in the perception of creators under the influence of the idea of the collapse of the rooted world order.

 

Ключевые слова: символизм; модерн; образ смерти; Оскар Цвинчер; Арнольд Бёклин; Хуго Симберг.

Keywords: symbolism; modern; the image of death; Oscar Zwincher; Arnold Böcklin; Hugo Simberg.

 

Символизм имеет репутацию одного самых таинственных течений в мировом искусстве. Он возник в 1870–80-х годах во Франции, но пика популярности достиг на рубеже XIX–XX веков. Для представителей данного направления первостепенную роль в изобразительном искусстве играло содержание картины, а не цветовая гамма, форма или техника исполнения. Художники писали то, на что резонировала душа, экстраполируя свои внутренние переживания на полотно. Своеобычными чертами символизма являются загадочность, недосказанность образов наряду с обращением к вопросам, которые актуализировались в социуме на пороге ХХ века. Можно утверждать, что художников–символистов, по большей степени, интересует мир, который нельзя понять при первом и единственном приближении – имеет значимость тайная сущность изображённого. Показательно, что творцы любили обращаться к античной мифологии, а также к библейским сюжетам. Вероятно, это происходило потому, что мировоззрение людей в эти исторические периоды было более рафинированным – человек одушевлял мир с помощью богов и разнообразных незримых сущностей.

В свою очередь символизм находится в тесной связи со стилем модерн, возникшим на излёте XIX века и главенствовавшим в пространстве культуры вплоть до начала Первой Мировой войны. Модерн считается последним «большим» стилем в искусстве ввиду того, что он проявил себя практически повсеместно – в живописи, графике, скульптуре, архитектуре, декоративно–прикладном искусстве. Конвергенция данных явлений в искусстве привела к тому, что в конечном итоге мощь стиля модерн поглотила символизм. Действительно, символическая подоплёка – не редкость для произведений искусства, которые можно классифицировать как модерн. Последний вбирает в себя широкий спектр тем, среди которых любовь, надежда, грех и, что немаловажно, смерть с различными ее атрибутами.

Обращение к историческому контексту периода рубежа XIX – начала XX вв. вынуждает констатировать усталость общества, его стремление пересмотреть сложившийся миропорядок, отойти от укоренившихся культурных императивов. Здесь сказались и революции, и бесконечные кровопролитные баталии, к примеру, Наполеоновские войны в начале XIX века, Крымская война (1853–1856 гг.), Франко–прусская война (1870–1871 гг.). В целом, для данного периода характерно понятие «Fin de siècle», которое явилось синонимом утончённости переживаний и нервной обострённости ощущений; индикатором пессимизма, утомления от жизни. К явлениям конца XIX века относится отказ от общепринятых моральных норм, кризис общественного сознания и другие проявления упадка. На экзистенциальный кризис, царящий в социуме в рассматриваемый временной отрезок, художники откликнулись целым рядом произведений, в которых в притчеобразной, часто символической форме, представлена тема смерти и небытия. Ярким примером использования каноничного образа смерти, несущей мучительную боль, может послужить картина немецкого художника Оскара Цвинчера «Горе» 1898 года.

 

Рисунок 1. Оскар Цвинчер «Горе»

 

Произведение с точностью отражает чувства, которые испытывает главный герой, потерявший близкого человека. Его скорбь, как тяжелый валун, давит на мужчину, не давая ему возможности выбраться из депрессивного состояния. Образ Смерти, облачённой в чёрное одеяние, её цепкие заострённые когти и безжалостность, с какой она держит героя под обременительным грузом горя, вызывают страх и трепет. Особая роль отводится мастером затемнённому колориту картины, который усиливают её воздействие на реципиента. Что же касается символов, с помощью которых проявляются авторские интенции, то, в первую очередь, это гиперболизированный образ Смерти в виде скелета. Она доминирует, властвует над людьми, ведь она показана автором выше, крупнее, чем люди. Её намеренно увеличенные ладони с длинными ногтями ещё более усиливают драматический эффект. Камень, как основной атрибут Смерти на полотне, символизирует тот груз скорби, который, сковывая человека в подавленном состоянии, не позволяет ему подняться и двигаться дальше. Надломы и трещины, которые можно заметить, на  поверхности камня приглашают понять, что смерть – это ситуация, которая нарушает и разрушает привычный ход вещей.

 

Рисунок 2. Хуго Симберг «Сад смерти»

 

Безусловно, смерть, вызывает у людей отрицательные эмоции – боль, одиночество, фрустрацию. Тем не менее, на картине «Сад смерти» (1896 год) кисти финского художника Хуго Симберга можно увидеть неканоническую, совершенно иную трактовку темы смерти.  Дело в том, что Х. Симберг помещает в одно изобразительное поле скелеты (знаки смерти) и горшечные растения (знаки жизни), что вызывает некий диссонанс. Следует отметить, что полотно не транслирует ту мрачную, суггестивную силу, которую сообщает своему произведению выше упомянутый О. Цвинчер. Как отмечает А. В. Григораш: «Смерть изображена не угрожающей. Склонивший голову набок скелет с веточкой вызывает умиление. Нет ни страха смерти, ни насмешки над ней. Главное настроение – скорее спокойствие» [1, с. 69]. Известно, что Х. Симберг не сопровождал свои работы теоретическими комментариями, поэтому можно только предполагать, что хотел сказать автор этим произведением. Представляется, что скелеты, облачённые в чёрные плащи, символизируют смерть как таковую, но тот факт, что они с любовью относятся к цветам, и им не чуждо проявление заботы по отношению к ним, говорит об извечном сосуществовании жизни и смерти, притом смерть является естественным уделом каждого живого организма. Согласно другим трактовкам, столь нетривиальный образ Смерти был создан художником, чтобы смягчить человеческий страх перед неминуемым концом. 

Говоря о символике на картине Х. Симберга, необходимо обратиться к цвету. Желтый, как писал Гёте в своём учении о цветах, является «в своей чистоте и ясности» приятным и радостным, однако «он очень чувствителен и производит неприятное впечатление, если он загрязнён…» [2, с. 351]. На картине можно заметить, что жёлтый именно «загрязнён» за счёт примеси тёмного цвета. Таким образом, жёлтый имеет двоякую природу, как и сосуществование на одном полотне жизни и смерти. Чёрный же – постоянный спутник Смерти, это цвет траура, он олицетворяет погружение во мрак и печаль. Всё вокруг, кроме образов Смерти, заполнено активным цветом, что довольно непривычно видеть на картинах с тематикой подобного рода. В данной связи, необходимо признать, что Хуго Симберг порывает с каноном в изображении смерти. Он демонстрирует, что даже образ, имеющий столь негативные коннотации, может быть воспринят в более позитивном ключе.

 

Рисунок 3. Арнольд Бёклин «Остров мертвых»

 

Третий, наиболее «компромиссный» подход к изображению смерти символистами, находим на картине «Остров мертвых» (1883 год) швейцарского живописца Арнольда Бёклина. Он дискредитирует образ смерти как необходимый элемент картины на эту тему. На картине А. Бёклина изображена обитель смерти, где находят свой последний приют души умерших людей. Ранее отмечалось, что символисты обращались к мифологии Древней Греции и Рима. Очевидно, что в основе сюжета исследуемой картины А. Бёклина лежит античный миф о том, что души героев и любимцев богов отправляются на одинокий остров. На полотне изображены двое в лодке – гребец и фигура, облачённая в долгополую белую одежду; рядом с которой находится продолговатый предмет (по–видимому, гроб). Гребец в данном случае вызывает ассоциации с Хароном – перевозчиком мёртвых через реку Стикс – единственная водная артерия в Царстве бога Аида. Ключевая роль на полотне отводится пейзажу. Взгляд привлекают внушительные кипарисы, которые находятся в центре картины. Их тёмно–зелёная крона с древности служила эмблемой печали. Д. Тресиддер отмечает: «В Греции кипарис имел двойственную репутацию: он был символом мрачного бога подземного царства Гадеса и более жизнерадостных богов Зевса, Аполлона, Афродиты и Гермеса. Такая противоречивость может объяснить, почему он стал символом возрождения и жизни после смерти в траурных церемониях» [3, с. 143]. В античном мире видовое разнообразие растений в царстве мёртвых исчерпывается плакучими ивами и кипарисами, которые греки увязывали с заупокойным культом. Эти деревья традиционно высаживались на древнегреческих и древнеримских кладбищах, олицетворяя собой скорбь. Возвращаясь к картине А. Бёклина, следует также акцентировать внимание на пасмурном небе. Общий колористический строй произведения базируется на серых тонах. Надо заметить, что античный мир стойко увязывал этот цвет с трауром. Ко всему прочему, серый цвет символизирует смирение, меланхолию и безразличие. Представленный А. Бёклином пейзаж вызывает особый трепет и, «излучает метафизический покой вечности», как подметил В. В. Бычков в работе «Метафизика пейзажа в символистском искусстве» [4, с. 55]. Считается, что «Остров мёртвых» – это один из символов эпохи рубежа XIX – XX столетий. После многочисленных войн и революций картина Бёклина с её трагично–меланхолическим характером была воспринята как настроение людей во плоти.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что в конце XIX века в обществе царили крайне депрессивные, апатичные настроения. Это проявилось и в живописи, которая говорит с нами на языке символов. Последние позволяют увидеть за внешне простой формой богатый внутреннее наполнение художественных произведений. Симптоматичен тот факт, что многие авторы, предвкушая «fin de siècle», так или иначе, обращались к теме смерти. При этом художники стремились отойти от привычных форм и строгих канонов и, под влиянием данных идей, образ смерти перестал восприниматься художниками однозначно. Так, смерть может как «давить» на человека и его душу, выступая в качестве абсолютно отрицательного образа, приносящего боль. В данном случае она «связывается с тотальной фрустрацией всех витальных и социальных потребностей человека, и ей приписываются всевозможные страдания и лишения» [5, с. 68]. С другой стороны, Смерть способна взращивать человеческие души и ухаживать за ними в своём саду, что отражает перемены в видении мира человеком. Присутствие Смерти угадывается и в пейзажном жанре – красноречивым примером является здесь картина Арнольда Бёклина. Сюжет с душами умерших, которые покоятся на «Острове мёртвых» воплощает идейно–эстетические установки символизма и позволяет прочувствовать свойственные эпохе конца XIX – начала XX вв. меланхолические настроения. Важная роль на картинах символистов отведена символике цвета. Учитывая тематику смерти, на проанализированных работах, в них, со всей очевидностью преобладают ахроматические цвета. Они отражают скорбь, мрак, боль утраты. Чёрный и белый цвета – вечные спутники образа Смерти. Помещая жёлтый цвет в контекст, художники сообщают своим работам выразительность.

 

Список литературы:
1. Григораш А. В. Vim mortis в саду смерти Хуго Симберга // Художественная культура. – 2020. – № 2. – С. 60–75.
2. Месяц С. В. Иоганн Вольфганг Гёте и его учение о цвете (часть первая) / С. В. Месяц. – М. : Кругъ, 2012. – 464 с.
3. Тресиддер Д. Словарь символов / Джек Тресиддер; пер. с англ. С. Палько. – М. : Гранд : ФАИР–Пресс, 1999. – 443 с.
4. Бычков В. В. Метафизика пейзажа в символистском искусстве // 
Культура и искусство. – 2020. – № 4. – С. 53–70.
5. Кленина Е. А. Символизация смерти и практическое без–смертие / Е. А.  Кленина, А. Е. Песков // Вестник АГТУ. – 2013. – № 1 (55). – С. 66–70.