Статья:

АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ

Конференция: LXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория и история искусства

Выходные данные
Цзян Ч. АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(72). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ

Цзян Чжоин
аспирант Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург

 

ANALYS THE HISTORICAL CHANGES OF SOCIALIST REALIST PAINTING

 

Jiang Zhuoying

Graduate student, St. Petersburg State University, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. В 1934 г. творческий метод "социалистического реализма" был официально закреплен в качестве основного творческого принципа советской литературы и искусства. Вместе с этим социалистическая реалистическая живопись стала государственным образцом и получила мощную поддержку и пропаганду как единственное официально разрешенное творчество. Социальная функция соцреалистической живописи превзошла ее эстетическую функцию и стала важнейшей ценностью стиля в Советском Союзе.

Abstract. In 1934, the creative method of "socialist realism" was officially established as the basic creative guiding principle of Soviet literature and art. Along with this, Socialist Realist painting became a state-appointed model and was strongly supported and promoted as the only officially sanctioned creative work. The social function of Socialist Realist painting surpassed its aesthetic function and became the most important value of the style in the Soviet Union.

 

Ключевые слова: социалистический реализм; реализм; Советское искусство.

Keywords: socialist realism; realism; Soviet Art.

 

1. Предпосылки и особенности творческого метода социалистического реализма

В начале ХХ века в литературе и искусстве Советского Союза проявились сильные революционные тенденции, и в 1933 году И. М. Гронский предложил творческий метод "социалистического реализма", который был официально утвержден в качестве метода советской литературы на Первом съезде советских писателей в 1934 году. В 1934 году, когда состоялся Первый съезд советских писателей, метод "социалистического реализма" был официально закреплен в качестве основного творческого принципа советской литературы и искусства. Однако в советских литературных кругах того времени существовали разногласия по поводу метода "социалистического реализма". Трудно было совместить политическую концепцию "социализма" с литературной концепцией "реализма". Однако в силу политической атмосферы того времени, этот лозунг был принят литераторами без особых споров. Стиль "социалистического реализма" того периода привел к гомогенизации советского искусства.

Идея социалистического реализма заключалась в позитивном отношении к действительности, реалистическом подходе к ее изображению, выражении светлых сторон жизни общества с целью воспитания положительной энергии, что отличало его от критического реализма дооктябрьского периода. Социалистический реализм характеризуется следующими четырьмя признаками. Во-первых, реальность вещей. Этот пункт относится к категории реализма. Социалистический реализм требует, чтобы художники изображали реальные факты действительной жизни, использовали реализм для реалистического и конкретного выражения объективных вещей. Во-вторых, типичность. Эту особенность критический реализм унаследовал. Содержание типичности входит в "историческую конкретность", то есть в творчестве должны быть выбраны типичные персонажи и события, отражающие конкретную историческую обстановку социализма и представляющие дух социализма. В-третьих, позитивность. Необходимо, чтобы тематика произведения была устремлена в будущее, была прогрессивной и позитивной. Это сущностная характеристика социалистического реализма, а идеальный дух − конкретизация социалистического периода. Это основной дух художественного творчества и самовыражения, и утверждение социалистического духа позволяет художникам лучше понять и отразить новую жизнь. В-четвертых, колорит романтизма. В этом его отличие от забытого реализма. Если реализм − это восстание против романтизма, оторванного от реальности жизни, то социалистическое свежее экстравагантное искусство призвано использовать романтизм для выражения видения, выходящего за рамки реальности жизни, создания идеальных жизненных моделей и образцовых характеров, стать образцом и целью для воспитания народа [5].

2. Развитие и унификация социалистической реалистической живописи

После Второй мировой войны и вплоть до середины 1950-х гг. в Советском Союзе был период крайней левизны сталинской эпохи централизованной власти и единства, и советская литература и искусство напрямую зависели от левых тенденций в политике. В результате чрезмерного политического вмешательства в искусство метод "социалистического реализма" постепенно стал трактоваться как жесткая догма, накладывающая ограничения как на художественную форму, так и на содержание. Соцреалистическая живопись стала государственным образцом и активно поддерживалась и пропагандировалась как единственное официально разрешенное творчество, а развитие других художественных стилей подавлялось [4]. В результате такой политики, советские художники писали "героические" фигуры, а монотонность и догматизм тематики ограничивали творческий потенциал и мотивацию художников. Кроме того, сильное стремление Андрея Александровича Жданова к социалистическому реализму в произведениях искусства отходило от первоначального замысла Алексея Максимовича Пешкова, когда он выдвигал лозунг "социалистического реализма" в своих творениях.

Социальная функция соцреалистической живописи превзошла ее эстетическую функцию и стала важнейшей ценностью стиля в Советском Союзе и оказала значительное влияние на Китай, также являвшийся социалистической страной [7]. Однако, при диалектическом рассмотрении соцреалистическую живопись не следует отвергать полностью. Действительно, многие классические картины соцреализма, выражая позитивное содержание образа страны и достижений социалистического строительства в новое время, богаты изысканными художественными формами и выразительными приемами. Это соответствует и эстетическому стандарту, выдвинутому Платоном в "Идеальном государстве": литература и искусство должны выполнять определенную социальную функцию, то есть служить политике. По сравнению с критико-реалистической живописью социалистическая реалистическая живопись, несомненно, является новаторством.

 

Список литературы:
1. Борев Ю. Б. Социалистический реализм: взгляд современника и современный взгляд. − Москва: АСТ, 2008. 
2. Чекодоева М. А. Соцреализм. Миф и реальность. − Москва; ЗАХАРОВ, 2003. 
3. Си Цзинчжи. История русского и советского искусства. − Тяньцзинь: Тяньцзиньское народное издательство, 2000.
4. Ху Цзяньчэн. Русское искусство. − Hebei Education Press, 2002.
5. Чэнь Пэн. Русское и советское искусство в XX веке. − М: Издательство "Культура и искусство", 1997.
6. Чэнь Шуньсинь. Принятие и трансформация теории социалистического реализма в Китае. − Хэфэй: Аньхойское образовательное издательство, 2000.
7. Чжу Ша. Советское искусство и новая китайская масляная живопись. – Нанкин: Издательство Юго-Восточного университета, 2013.