Статья:

Анализ возможных причин возникновения ЧС на пунктах снабжения топливом

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Давлетов А.Р., Аксенов С.Г. Анализ возможных причин возникновения ЧС на пунктах снабжения топливом // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 20(156). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/156/93900 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ возможных причин возникновения ЧС на пунктах снабжения топливом

Давлетов Азат Рамилевич
студент, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аксенов Сергей Геннадьевич
д-р экон. наук, профессор, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Основными причинами возникновения ЧС на АЗС являются ошибочные действия, несоблюдение правил техники безопасности персоналом и неисправность электрооборудования.

Специфика технологических процессов и кон­структивных особенностей оборудования, зданий и сооружений АЗС свидетельствует о том, что рассматриваемым объектам присущи основные закономерности возникновения и развития аварий с пожарами и взрывами на наружных технологи­ческих установках с ЛВЖ и ГЖ. Пожары и взрывы на таких объектах являются, следствием аварийных ситуаций, развивающихся по следующей типовой схеме:

- в результате нарушения герметичности трубо­проводов, запорной арматуры и оборудования происходит истечение ЛВЖ, ГЖ или их паров;

- вытекшие жидкости либо воспламеняются, либо, испаряясь, создают обширную зону загазованности с взрывоопасными концентрация­ми паров горючего. Развивающееся при вос­пламенении паровоздушной смеси избыточное давление взрыва приводит к разрушению обо­рудования, зданий и сооружений;

- опасные факторы возникшего пожара воздей­ствуют на аппараты и трубопроводы (как ава­рийные, так и находящиеся поблизости), кото­рые под действием тепловой нагрузки разруша­ются;

- количество вышедшего наружу горючего про­дукта увеличивается во времени, принося боль­шой материальный и экологический ущерб, сопровождаясь в ряде случаев человеческими жертвами.

В отличие от стационарных АЗС с подземным расположением резервуаров пожарная опасность автозаправочных станций с наземными (надземными) резервуарами имеет ряд особенностей, обу­словленных несколько иными возможными сцена­риями протекания аварии. Одной из таких особен­ностей является возможность растекания утечек топлива при его перекачке из авто­цистерны в резервуары, так как оборудование и трубопроводы линий перекачивания находятся на поверхности земли.

Возможен также крупный про­лив топлива из резервуаров в результате их повреж­дения. Во всех случаях утечки и проливы создают постоянную опасность образования взрывоопас­ного паровоздушного облака и угрозу возникнове­ния пожара и взрыва. При попадании наземного резервуара в очаг пожара возможно развитие аварии с взрывом этого резервуара и образованием "огненного шара". Интенсивность теплового излучения от него весь­ма велика на расстояниях, типичных для противо­пожарных разрывов, регламентируемых нормами.

Технологическое оборудование объектов хранения и потребления горючих газов отличается повышенной пожарной опасностью, так как находится под постоянным давлением. При нагреве стенки резервуара с СУГ до температур, превышающих критические значения для стали, из которой изготовлен резервуар, возможен взрыв последнего. Взрыв сосуда высокого давления, содержащего горючий газ, сопровождается образованием «огненного шара», обладающего очень высокой поражающей способностью.

Результаты анализа причин возникновения аварий на АЗС графически интерпретированы на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Причины возникновения ЧС на АЗС

 

Как видно из рисунка 1., самой распространенной причиной возникновения ЧС на АЗС является неисправность электрооборудования (32,3%), значительна доля и нарушения правил проведения ремонтных работ и техники безопасности (17,6%).

 

Список литературы:
1. Федеральный закон Российской Федерации «О пожарной безопасности Российской Федерации» от 21.12.1994 №69-ФЗ.
2. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. Чем и как тушить пожар // Современные проблемы безопасности (FireSafety 2020): теория и практика: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции: Уфа, РИК УГАТУ, 2020, - С. 146-151.
3. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К., Багышев Д.Э. // Пожарная безопасность на силовых трансформаторах: В сборнике: Современные проблемы пожарной безопасности: теория и практика (FireSafety 2020). Материалы II Всероссийской научно-практической конференции: Уфа, РИК УГАТУ, 2020,- С. 66-75.