Превентивные мероприятия обеспечения безопасной эксплуатации АЗС
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)
Превентивные мероприятия обеспечения безопасной эксплуатации АЗС
Предупреждение чрезвычайных ситуаций на АЗС при нормальном функционировании осуществляется комплексом следующих превентивных мероприятий:
- проводится корректировка планов при изменении исходных данных;
- заключаются договора с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами);
- создаются резервы финансовых средств и материально-технических ресурсов для локализации и ликвидации ЧС;
- организуется и осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
- создаются и поддерживаются в готовности технические системы для предупреждения чрезвычайных ситуаций, а также системы связи и оповещения;
- организуется контроль на объекте за выполнением правил противопожарной безопасности;
- производится подготовка к привлечению при необходимости дополнительных сил и средств в соответствии с планом взаимодействия;
- осуществляется планирование проведения эвакуации персонала и населения.
В случаях, когда рассмотренных мероприятий по предупреждению ЧС оказывается недостаточно и возникает авария, приводящая к чрезвычайной ситуации, необходимо быстрое и эффективное выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ, их правильная организация, а также своевременное и всестороннее материально-техническое обеспечение.
Для обеспечения длительной и безопасной эксплуатации АЗС необходимо проводить техническое освидетельствование:
- наружный и внутренний осмотр;
- толщинометрию;
- пневматические испытания на прочность и плотность.
Технологическое оборудование, трубопроводы, сливные и соединительные рукава, арматура, электрооборудование, средства измерений, блокировок и сигнализации пунктов снабжения автомобилей топливом должны ежесменно осматриваться с целью выявления неисправностей, своевременного их устранения с отметкой в журнале приема-сдачи смен.
Осмотр всех наружных трубопроводов и арматуры с целью выявления и устранения неисправности и утечек топлива, проверку на герметичность при рабочем давлении всех резьбовых и фланцевых соединений трубопроводов и арматуры, сальниковых уплотнений, находящихся в помещении необходимо проводить ежемесячно.
Рукава, применяемые при сливоналивных операциях, не должны иметь трещин, надрезов, вздутий и потертостей. При наличии на рукавах одного из указанных дефектов рукава необходимо заменять новыми.
Рукава должны подвергаться гидравлическому испытанию на прочность давлением, равным 1,25 рабочего давления, один раз в 3 месяца.
Для обеспечения длительной безопасной эксплуатации резервуаров целесообразно в более короткие сроки проводить осмотр, замер коррозионных дефектов и ультразвуковую диагностику с целью выявления трещин в сварных швах и металле, устранять обнаруживаемые дефекты. Сроки контроля состояния резервуаров могут составлять 1…3 года в зависимости от данных предыдущей оценки состояния и выполнения ремонтно-восстановительных работ.
В процессе эксплуатации необходимо строго соблюдать технологический регламент на эксплуатацию АЗС/АГЗС, в котором отражены режимные параметры, безопасные условия работы, действия обслуживающего персонала при осуществлении процесса, его остановки, при пуске в работу, а также при аварийных ситуациях.
Своевременное выполнение работ планово-предупредительного характера, поддержание сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в постоянной готовности позволит обеспечить достаточную надежность и способность безопасной эксплуатации при условии полного выполнения своих должностных обязанностей и соблюдение норм и правил эксплуатации обслуживающим персоналом.
Для предупреждения опасных проявлений статического электричества необходимо устранение возможности накопления зарядов статического электричества на оборудовании и топливе путем заземления металлического оборудования и трубопроводов, снижения скорости движения топлива в трубопроводе и предотвращения разбрызгивания или снижения концентрации паров топлива до безопасных пределов.