Таможенные органы в борьбе с контрафактом
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(157)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(157)
Таможенные органы в борьбе с контрафактом
CUSTOMS AUTHORITIES IN THE FIGHT AGAINST COUNTERFEIT GOODS
Vasilina Bondarenko
Student, Belgorod State University, Russia, Belgorod
Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности работы таможенных органов по борьбе с контрафактом. Одним из показателей функционирования эффективной и сбалансированной системы защиты прав на объекты интеллектуальной собственности является сложившаяся правоприменительная практика таможенных органов, обеспечивающая предотвращение и пресечение нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности.
Abstract. this article discusses the features of the work of customs authorities to combat counterfeit goods. One of the indicators of the functioning of an effective and balanced system of protection of intellectual property rights is the established law enforcement practice of customs authorities, which ensures the prevention and suppression of violations of intellectual property rights.
Ключевые слова: таможенные органы, контрафакт, контрафактная продукция.
Keywords: customs authorities, counterfeit goods, counterfeit products.
Контрафакция – чрезвычайно прибыльный бизнес, поскольку преступники полагаются на постоянный высокий спрос на дешевые товары в сочетании с низкими затратами на производство и распространение. Незаконная деятельность, связанная с подделкой, использует в своих интересах ничего не подозревающих потребителей и охотников за скидками, эксплуатируя аппетиты людей к брендам по сниженным ценам или просто их финансовое положение [1].
Рисунок 1. Структура контрофакта
Контрафактная продукция – промышленная продукция, находящаяся в обороте с нарушением прав правообладателей на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Все товары, различные этикетки, а также упаковки, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. По данным организации экономического сотрудничества и развития, оборот контрафактной продукции в мире на 2016 г. составлял 500 млрд долл. Самые высокие показатели индекса контрафактности стран присвоены Китаю (1,000), ОАЭ (0,995) и Марокко (0,989).
Показатели индекса контрафактности для государств – членов ЕАЭС имеют значения от 0,127 до 0,145, что свидетельствует о низком уровне экспорта контрафактных товаров. Всемирная таможенная организация отмечает тенденцию снижения объемов выявленного контрафакта в 2018 г. на 85,2 % по сравнению с предыдущим периодом – 55 млн единиц против 372 млн единиц. Традиционно наибольшее количество изъятых товаров приходится на одежду, обувь, парфюмерно-косметическую продукцию, игрушки, бытовую технику и электронику.
Преобладают нарушения прав на товарные знаки – 88 %. Наиболее популярным способом транспортировки контрафактных товаров остаются почтовые отправления (70,6%). Далее следуют морской и воздушный транспорт. По прогнозам экспертов, к 2022 г. ущерб от торговли контрафактными товарами может составить до 991 млрд долл.
Высокая доля нелегальной продукции в общем обороте промышленной продукции отрицательно сказывается на ее качестве, приводит к ощутимым потерям бюджетной системы государства в виде недополученных таможенных и налоговых платежей и снижает инвестиционную привлекательность национальной экономики [3].
Поэтому эффективная и сбалансированная система защиты прав на объекты интеллектуальной собственности является ключевым элементом и залогом экономического роста. В этой связи представляло интерес рассмотреть деятельность таможенных органов России, которым отведена особая роль в борьбе с оборотом такой продукции. Одним из показателей функционирования эффективной и сбалансированной системы защиты прав на объекты интеллектуальной собственности является сложившаяся правоприменительная практика, обеспечивающая предотвращение и пресечение нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности.
В 2019 г. в Российской Федерации было пресечено 12 945 нарушений в сфере интеллектуальной собственности, из них 11 433 случая в области незаконного использования товарных знаков, 1 596 – нарушение авторских и смежных прав и 6 – нарушение патентных прав, количество выявленных контрафактных товаров – 14 500 000. ФТС России обладает следующими полномочиями:
‒ ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС);
‒ возбуждение и производство по делам об административных правонарушениях;
‒ приостановление выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенные в таможенные реестры, но имеющие признаки контрафактности;
‒ противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС и (или) через государственную границу РФ [2].
Анализ статистической и отчетной информации, размещенной на официальном сайте ФТС России, позволил авторам сделать следующие выводы. Основным инструментом защиты таможенными органами прав интеллектуальной собственности является ТРОИС. По итогам 2019 г. в ТРОИС зарегистрирован 5 141 объект интеллектуальной собственности, в т. ч. 5 101 товарный знак, 32 объекта авторского права, 8 наименований мест происхождения товаров. В течение 2019 г. в таможенный реестр было включено 188 объектов интеллектуальной собственности. За 9 месяцев 2020 г. количество объектов интеллектуальной собственности, включенных в ТРОИС, увеличилось до 5 331.
В 2019 г. был изменен порядок подачи заявления правообладателя о включении в ТРОИС - в электронном виде, с использованием личного кабинета на сайте ФТС России или ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг». Что упрощает для правообладателя процедуру регистрации объекта интеллектуальной собственности и позволяет оперативно обновлять перечень данных, необходимых для таможенного контроля. При проведении таможенного контроля наибольшее количество контрафактной продукции выявляется на этапах документального контроля (декларирование) и таможенного контроля после выпуска товаров (рис. 1). В 2019 г. зафиксировано снижение объемов выявленной контрафактной продукции до 12,0 млн единиц против 16,2 млн единиц в 2018 г. (табл. 1). Снижение количества выявленных контрафактных товаров можно объяснить следующими причинами: ‒ внедрением системы фактической прослеживаемости товаров (цифровая маркировка); ‒ изменением схемы ввоза и реализации контрафактных товаров – интернетторговля, международные почтовые отправления.
В налоговые органы направлена информация о 591 юридическом лице, обладающем признаками нарушения требований законодательства о регистрации юрлиц. По 194 лицам налоговыми органами принято решение об их исключении из ЕГРЮЛ. 66% 22% 11% 1% 0,3% декларирование пост-контроль иное физ.лица МПО 302 Исключение фирм-однодневок из ЕГРЮЛ позволило предотвратить реализацию сомнительных внешнеторговых сделок на сумму более 1,4 млрд долл. США. В настоящее время внедряется система цифровой маркировки товаров средствами идентификации – меховая одежда, обувь, духи и туалетная вода, трикотажные блузки, пальто и полупальто, плащи и куртки, ветровки и штормовки, постельное, столовое, туалетное и кухонное белье, фотоаппараты и лампы-вспышки, шины и пневматические покрышки. Поэтому на этапе таможенного контроля после выпуска товаров контроль за ввозом и оборотом товаров, ввезенных нелегально либо с нарушениями установленных требований, осуществляется также путем проверки соблюдения требований к обязательной маркировке.
Национальные таможенные органы получили право обмена информацией о контрафактных товарах, производителях и потребителях такой продукции на территории стран СНГ. Для повышения результативности таможенного контроля в части выявления и пресечения оборота контрафактной продукции целесообразно:
‒ усилить контроль за перемещением продукции международными почтовыми отправлениями;
‒ сформировать единую межведомственную (ФТС России – МВД РФ) статистическую базу по количеству изъятой контрафактной продукции, сумме причиненного вреда и категориях выявленных товаров;
‒ согласовать подходы по борьбе с нарушениями прав на объекты интеллектуальной собственности в сети Интернет;
‒ использовать технологии информационного взаимодействия в режиме онлайн (мобильные приложения и др.) таможенных органов с правообладателями (их представителями) при выявлении контрафактных товаров, перемещаемых через таможенную границу.