Статья:

Бухгалтерский учет интернет-магазина: особенности ведения

Конференция: XXXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Гусаров А.А., Кулик С.Д. Бухгалтерский учет интернет-магазина: особенности ведения // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(38). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/9(38).pdf (дата обращения: 20.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Бухгалтерский учет интернет-магазина: особенности ведения

Гусаров Александр Анатольевич
студент, Российский экономический университет им Г. В. Плеханова, РФ, г. Москва
Кулик Сергей Дмитриевич
студент, Российский экономический университет им Г. В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

В будущем на рынке останется два вида компаний: те, кто в Интернет и те, кто вышел из бизнеса. Билл Гейтс.

 

В настоящее время предприниматели все чаще используют интернет для организации бизнеса, при этом наиболее часто это выбор склоняется к созданию интернет-магазина. Хотя внешне такая бизнес-модель кажется достаточно простой, в действительности это не совсем так. После открытия интернет-магазина возникает множество вопросов, связанных с налаживанием работы такого ресурса с практической стороны. При этом наиболее важные вопросы касаются организации документооборота, системы налогообложения и бухгалтерского учета. В этой статье мы попробуем дать ответы на самые актуальные вопросы, наиболее часто возникающие при организации интернет-магазина.

В 2007 году Правительство РФ постановлением № 612 утвердило новые Правила продажи товаров дистанционным способом. Эти правила приняты в соответствии со статьей 26.1 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) и заменили собой Правила продажи по образцам (утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 № 918), при этом не имея серьезных различий. Правила дистанционной продажи обязательны к выполнению для организаций любой формы собственности и ИП, которые осуществляют продажу товаров дистанционным способом.

Интернет-магазин является предприятием, осуществляющим дистанционную торговлю товарами. Таким образом, владельцам онлайн-магазинов приходится выбирать либо УСН, либо ОСНО, поскольку к такому виду торговой деятельности запрещается применять ЕНВД. Этот запрет обусловлен тем, что единый налог на вмененный доход применим только к предприятиям, осуществляющим розничную торговлю на торговых точках. Другими словами, к таким предприятиям не относятся компании, реализующие продукцию не на стационарных торговых объектах, а с помощью: Почтовой службы; Телемагазинов; Телефонной связи; Компьютерных сетей. Основанием для этого служит Письмо Минфина от 21.03.2012г. № 03-11-11/94.

Поскольку организация интернет-магазина относится, как правило, к сфере малого бизнеса, то целесообразно будет зарегистрироваться как ИП. Регистрация такого предприятия как ООО более актуальна лишь в том случае, если имеет место значительное расширение интернет-магазина. Но все же лучше начинать с регистрации ИП на упрощенной системе налогообложения в одном из вариантов: УСН – объект налогообложения «доходы»; УСН – объект налогообложения «доходы минус расходы».

При выборе объекта налогообложения логично будет заранее продумать, какой вариант будет более выгодным.

Рассмотрим учет расходов на создание и обслуживание сайта интернет-магазина. Налоговым Кодексом Российской Федерации (пп. 2.1, п. 1, ст. 346.16) предусмотрен учет средств, затраченных на покупку исключительных прав на базы данных, а также программы для электронно-вычислительных машин. К таким расходам относятся также и затраты на создание сайта сторонней организацией, при этом обязательным является наличие документов, подтверждающих ваши исключительные права на сайт. В том случае, если предприниматель не обладает исключительными правами на сайт, на котором содержится его информация рекламного характера, то расходы на создание такого ресурса следует учитывать, как расходы на рекламу (согласно п. 20, п. 1, ст. 346.16 Налогового Кодекса РФ). Таким же образом учитывается и оплата услуг компаний, занимающихся продвижением сайта (согласно Письму Минфина Российской Федерации от 16.12.2011г. № 03-11-11/317).

Все вышеизложенное подтверждается и в Письме Управления Федеральной Налоговой Службы по г. Москва от 16.12.2011г. № 20-14/2/122096, в котором, помимо этого, разъясняются вопросы по учету сайта как нематериального актива. Согласно этому Письму, сайт будет учитываться как нематериальный актив в случае наличия у предпринимателя одного или нескольких документов, таких как: Договор приобретения (уступки) патента; Договор приобретения (уступки) товарного знака; Любой охранный документ исключительного права на софт (свидетельство, патент и т.д.).

Наличие у предпринимателя данных документов подтверждает не только исключительное право на нематериальный актив, но и сам факт его существования. Вышеупомянутое Письмо УФНС также напоминает, что предприниматель обязуется признать сайт как нематериальный актив в случае заключения им договора с организацией, занимающейся его разработкой, если в нем прописан переход к предпринимателю всех авторских прав на сайт.

Когда практически все готово для начала продаж через Интернет, необходимо позаботиться и о процедуре расчетов за товар. В настоящее время практически все интернет-магазины предлагают несколько способов оплаты. Покупателям же просто остается выбрать наиболее удобный для них способ.

Наибольшее распространение получили следующие виды расчетов: наличными деньгами (через курьеров); наложенным платежом по почте; расчетными банковскими картами; электронными деньгами.

В зависимости от выбранного способа оплаты учет поступлений будет различаться.

Оплата заказанного через сайт товара наличными - это один из самых простых и доступных способов. В этом случае расчет производится в момент получения товара от курьера.

Налогообложение курьерских услуг возможно в двух вариантах: (Письмо МинФин от 7.03.2012г. № 03-11-11/76).

1)  Независимо от деятельности интернет-магазина – в случае оформления отдельного контракта на оказание курьерских услуг (стоимость услуги доставки товара курьером не входит в стоимость товара и дополнительно оплачивается покупателями); В этом случае, согласно гл. 26.3 Налогового Кодекса РФ, предприниматель может перевести услугу доставки товара на ЕНВД (единый налог на вмененный доход), при условии, что количество транспортных средств, используемых при этом предпринимателем, не превышает двадцати единиц.

2)  В составе деятельности интернет-магазина в случае отсутствия отдельного договора на оказание курьерских услуг (стоимость доставки товара заложена в стоимости товара).

Теперь разберем вопрос о том, является ли обязательным использование контрольно-кассовой техники для владельцев интернет-магазинов.

Как уже говорилось, деятельность интернет-магазинов осуществляется только по упрощенной системе налогообложения или же по общей системе налогообложения (УСН или ОСНО). Исходя из этого, можно сделать вывод, что использование ККТ для таких торговых предприятий является обязательным.

Однако специфика работы таких предприятий торговли такова, что оплата товара происходит, как правило, после его доставки клиенту. При этом законом запрещено выбивать чек на товар до того, как он будет оплачен покупателем (согласно Письму УФНС по г. Москва от 27.09.2012г. №20-14/091251). Разумеется, после доставки товара покупатель может отказаться от него и не оплачивать. Какой же выход предлагают предпринимателям и их клиентам чиновники?

Для проведения наличных расчетов при осуществлении курьерской доставки товара предпринимателям следует использовать переносную контрольно-кассовую технику (мобильную ККТ).

Обращаем ваше внимание на тот факт, что, согласно ст. 14.5 ч.2 КоАП РФ, предпринимателям, которые осуществляют наличные расчеты с покупателями без выдачи кассового чека, грозит административная ответственность.

Исключение из правил: торговля без ККТ.

Следует отметить, что в Письмах УФНС и Минфина РФ упоминаются случаи, в которых использование кассовых аппаратов для осуществления торговли через интернет не требуется. Речь идет о безналичном расчете между покупателем и предпринимателем. Это обусловлено тем, что деньги, полученные за товар, поступают на расчетный счет предпринимателя, а не в кассу предприятия.

Оплата товара по почте наложенным платежом также не представляет проблем для учета. Расчеты происходят по следующей схеме: продавец, отправляя товар, поручает оператору почтовой связи удержать у покупателя стоимость товара в момент его получения.

Оплата покупок через Интернет банковскими картами является одним из самых популярных способов. Для его реализации на практике требуется подключение продавца к банковским платежным системам. То есть фирма должна заключить с банком договор интернет-эквайринга. Банк открывает компании специальный счет, на который покупатели перечисляют деньги со своих пластиковых карт через терминал на сайте фирмы-продавца.

Способ оплаты посредством использования электронного кошелька наиболее «молодой», но является одним из самых популярных в сфере интернет-торговли. Это объясняется тем, что при оплате через электронный кошелек расчеты происходят практически моментально. Схема расчетов электронными деньгами похожа на расчеты с использованием банковских карт.

Для бухгалтерского учета взаиморасчетов с этими системами продавец должен использовать счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», поскольку они не являются кредитными организациями, а выступают посредниками в проведении расчетов. Вознаграждение системы специалисты иногда рекомендуют учитывать по аналогии с банковской комиссией. Такое вознаграждение является для целей бухгалтерского учета коммерческими расходами по обычным видам деятельности, а при исчислении налога на прибыль – прочими расходами, связанными с производством и реализацией (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ). Стоит обратить внимание на то, что предприниматели и компании могут пополнить электронный кошелек только со своего расчетного счета по безналичной форме.

Таким образом, проанализировав теоретические и практические основы организации и ведения учета интернет-магазина, можно сделать вывод о том, что ведение бухгалтерского учета в этой сфере имеет ряд особенностей, которые необходимо знать любому предпринимателю осуществления успешной деятельности в сфере интернет бизнеса.

 

Список литературы:
1. «Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 01.01.2001 ред. от (13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2015).
2. Лупникова Е.В. Бухгалтерский учет. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие для вузов, – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 245с.
3. Проданова Н. А. Бухгалтерский учет на предприятьях малого бизнеса: учеб. Пособие для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт. 2016. – 275 с.
4. Яковенко М.Е., Прокофьева В.Ю. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М. 2011 г. – 607 страниц.