Статья:

Коррупционно - теневые явления и их макроэкономические последствия

Конференция: CIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Петрухина А.В., Радюк Д.И. Коррупционно - теневые явления и их макроэкономические последствия // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 34(103). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/34(103).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Коррупционно - теневые явления и их макроэкономические последствия

Петрухина Анна Викторовна
студент, Белорусский государственный университет, Республика Беларусь, г. Минск
Радюк Дмитрий Игоревич
студент, Белорусский государственный университет, Республика Беларусь, г. Минск
Кунцевич Виктор Павлович
научный руководитель, Белорусский государственный университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Corruption - shadow phenomena and their macroeconomic implications

 

Anna Peatrukhina

Student of the Belarusian state university, Republic of Belarus, Minsk

Dzmitry Radziuk

Student of the Belarusian state university, Republic of Belarus, Minsk

Victor Kuntsevich

Scientific director, Belarusian State University, Republic of Belarus, Minsk

 

Аннотация. В статье на основе анализа международно-правовых документов дается определение понятия "коррупция", раскрываются причины воспроизводства  коррупционных отношений, показано негативное воздействие коррупционно-теневых явлений на экономику государства.

 

Ключевые слова: коррупционно-теневые явления, бюрократизм и коррупция, теневая экономика, макроэкономические последствия.

 

Анализ сущности современных противоречий общественного развития свидетельствует о наличии перманентного воспроизведения коррупциогенных факторов и в связи с недостаточным системным изучением явлений коррупционно-теневых деформационных процессов, причин их существования необходимо их дальнейшее исследование.

Исследование современных  коррупционно-теневых явлений следует начать с возникновения  понятий коррупция и «теневая экономика», эволюции тех общественных форм, образующих  коррупционно-теневые проявления.  Социально-экономическая жизнь общества проходит под непрерывным нарастанием угрозы коррупции как явления,  подрывающего национальную безопасность и разрушающего механизм государственного управления.

Анализ международно-правовых документов свидетельствует о наличии различных подходов к определению понятия «коррупция». В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией это понятие трактуется следующим образом: «Коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях» [3].

В руководстве, которое было подготовлено секретариатом ООН, понятие «коррупция» включает: 1) кражу, хищение и присвоение государственной собственности должностными лицами; 2) злоупотребление служебным положением для получения неоправданных личных выгод в результате неофициального использования официального статуса; 3) конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью. Из этих определений видно, что коррупция шире понятия взяточничества.

Эксперты Совета Европы дают следующее определение понятия «коррупция»: «Коррупция - это взяточничество, подкуп и иное поведение лица, которое наделено ответственностью в публичном и частном секторе, которое нарушает свои обязанности, исходя из его публичного статуса как публичного лица, частного наемного рабочего, независимого агента или иного статуса подобного рода  и направлено на получение неправомерных преимуществ любого рода для себя или другого лица »[3]. Таким образом, эксперты Совета Европы рассматривают проблему коррупции не только в государственном, но и в частном секторе, а к субъектам коррупционных правонарушений отнесены еще и независимые агенты.

Масштабы коррупции, сфера их распространения и характер последствий, с одной стороны, оказывают существенное влияние на состояние и развитие той или иной экономической системы, с другой - служат объективным индикатором благополучия общественной системы и ее безопасности. Анализ научной литературы по этой проблеме показал, что первоначальные причины проявления, распространения, а также пути преодоления (регулирование, снижение) коррупции и уменьшения негативных последствий для общества необходимо искать в характере управления обществом и прежде всего в государственном управлении [4].

Значительные размеры  аппарата госуправления  и бюрократическое дублирование некоторых функций снижают эффективность деятельности органов исполнительной власти и способствуют процветанию коррупции. Проявления коррупции разнообразны, но все они связаны с использованием чиновниками своего служебного положения в личных или групповых корыстных интересах. И как следствие, дискредитируются принципы госуправления и возникает недоверие к ним.

Дальнейшее распространение коррупции угрожает национальной безопасности, поскольку снижает эффективность действий власти, подрывает её общественную легитимность, стимулирует распространение в обществе правового нигилизма, разочарование в ценностях демократии и верховенства права. Это имеет своим следствием снижение уровня конкурентоспособности страны на мировой арене, ее способности адекватно реагировать на внутренние и внешние вызовы [1, с. 244-262].

Несмотря на существенный рост средств институционального обеспечения борьбы с коррупцией, их эффективность неадекватно ниже чем требования общества. Практическое и теоретическое исследование факторов и путей противодействия коррупции и их неэффективность, в значительной степени, определены неудовлетворительным исследованием причин существования этого сложного явления.

К базисным причинам устойчивого воспроизводства коррупции следует отнести:

1) цивилизационные особенности институциональной структуры;

2) особенности противоречий процессов модернизации;

3) формирование теневого параобщества  с ведущей функцией теневого перераспределения собственности и власти, доминирующих узловых воздействий в теневой институциональной структуре;  макрокоррупции как их главного  коррупционного образования;

4) наличие внешних мощных коррупциогенных факторов влияния.

Бюрократизм и коррупция будут существовать всегда, если формальные и неформальные институты не способствуют согласованию экономических интересов субъектов хозяйствования с потребностями общества. В этом контексте актуальной является проблема разработки институциональной системы, которая обеспечила бы макроэкономическое  развитие страны в условиях внешнеэкономических рисков. Необходимым элементом  институционального регулирования экономики должно быть участие в этом процессе государства, которое должно проявлять заботу и учитывать интересы всех субъектов экономических отношений. Следует отметить, что этот процесс должен быть постепенным и адаптированным под менталитет общества и наоборот адаптации менталитета общества потребностям экономики.

Исследование современных коррупционно-теневых явлений неразрывно связано с  понятием «теневая экономика», эволюцией тех общественных форм,  образующих  коррупционно-теневые проявления, существование которых  предполагает их дальнейшее их изучение

Теневая деятельность возникла вместе с зарождением государства и  существует тысячи лет, но она ранее в своем развития не имела такой  опасности для государства и общества. В тот период она развивалась экстенсивно.

Теневая экономика возникает между растущими потребностями общества и ограниченными средствами, которые государство направляет для их удовлетворения и т.п., расширение спектра таких противоречий превращают их во все более расширенное пространство теневой деятельности. Таким образом, экстенсивный тип теневого роста - это расширение паразитарной теневой деятельности на основе преимущественно количественного увеличения объема противоречий при сохранении предыдущих технико-технологических и квалификационных параметров теневого менеджмента. В определенной степени теневая экономика при этом типе роста выполняет и положительную - компенсаторную функцию удовлетворения общественных потребностей в связи с тем, что официальная система не в состоянии удовлетворить насущные общественные потребности.

Деструктивный характер теневой экономики проявляется в ее негативном влиянии на экономику государств и приводит к существенным макроэкономическим последствиям:

- при высоком  уровне теневой деятельности усложняется проведение эффективной макроэкономической политики правительством, так как она разрабатывается на базе недостоверных показателях. В данном контексте важно верно оценить объемы теневой экономики, потому как неформальная экономическая деятельность не отражается в официальной статистике, и следствием этого может стать принятие неэффективных как экономических, так и политических решений.  Особенно это касается денежно-кредитной политики Национального банка, так как нелегальный оборот наличных денег, и в частности, иностранной валюты, неподвластен ему:

- хозяйственная деятельность в теневой сфере приводит к нерациональному распределению ресурсов и замедлению экономического роста, так как участники данной деятельности лишены возможности пользоваться официальной защитой прав частной собственности, и не могут использовать судебную систему для принудительного исполнения договорных обязательств, которые заключаются в основном, в устной форме. Многие активы используются неэффективно, поскольку отсутствует возможность использования рыночных инструментов (разделение, объединение активов, использование их в качестве залога и т.д.). Отсутствие официальных прав на активы лишает возможности использовать современные средства коммуникаций и банковскую систему.

- неформальная занятость снижает поступление в бюджет и Фонд социальной защиты населения. В свою очередь, снижение доходной части бюджета не позволяет финансировать государственные и социальные  программы, что также ведет к дифференциации доходов населения;

- происходит деформирование налоговой системы. Проявляется это в отраслевой налоговой нагрузке, а также её увеличению на законопослушных налогоплательщиков, что приводит к сокращению прибыли хозяйствующий субъектов и не позволяет увеличить объем производства, а также лишает возможности инвестирования. Меры регулирования теневой экономики могут быть более эффективными, если их сопровождать политикой борьбы с коррупцией. Главная причина развития коррупционных отношений в нашем обществе кроется в монополизации власти.[2]

В целом, коррупция оказывает отрицательное влияние на экономический рост, так как трансформирует рыночные отношения. 

Итак, на наш взгляд, противодействовать коррупции должны не только институты власти, но и все общество, ведь коррупция затрагивает все общество и экономику всей страны, что обуславливает вовлечение в эту работу наиболее широкого круга участников. Чтобы сократить уровень коррупции, надо производить борьбу с коррупцией  преднамеренно, комплексно и беспрерывно.

 

Список литературы:
1. Губарева И.А. Формирование экономической безопасности Украины / И.А. Губарева. - Х.: ИД «ИНЖЕК», 2015. - 443 с.
2. Кунцевич В.П. «Теневая экономика: макроэкономические последствия».
3. Овчинский В. С. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции // Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов : Сборник документов / В.С. Овчинский. – М., 2004.
4. Сурков К.В. О понятии коррупции и возможностях правового воздействия на нее / К.В. Сурков // Методологические проблемы воспитательной и кадровой работы в органах внутренних дел и внутренних войск. – СПб, 1991. – С. 33–37.