Особенности и актуальные проблемы ценообразования в минерально-сырьевом комплексе
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(157)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(157)
Особенности и актуальные проблемы ценообразования в минерально-сырьевом комплексе
Ценовая политика является одним из важнейших факторов, влияющих на финансовый результат любой компании. В связи с этим, актуальность темы заключается в том, что в современных условиях существует ряд проблем в области ценообразования на рынке сырья, которые требуют решения. Постоянная конкуренция вынуждает производителей совершенствовать свою ценовую политику и регулировать уровень цен.
Цена – это сложная экономическая категория, возникающая в процессе купли-продажи товаров и услуг. Уровень цен и их структура во многом отражают интересы, как всего государства, так и определенной группы и каждого отдельного человека.
Цена является ключевым звеном в процессе производства и реализации товара или услуги и от правильности ее формирования зависит конечный результат – прибыль [1].
Механизм формирования и установления цены носит название ценообразование. Ценообразование – это сложный и многоступенчатый процесс, включающий в себя ряд различных мероприятий. Данные мероприятия можно классифицировать на различные этапы. Традиционно в экономической литературе ценообразование включает в себя следующие этапы:
- Анализ рынка
- Определение цели ценновой политики
- Анализ спроса
- Оценка затрат
- Выбор метода ценообразования
- Формирование окончательной цены на товар
Однако принятие решения и выстраивание ценовой политики предприятий в бизнес-планировании осложняется рядом проблем, существующих на рынке.
На сегодняшний день одной из ключевых проблем в области ценообразования предприятий минерально-сырьевого комплекса является недостаточность информации. Для правильного построения ценовой политике необходимо владеть комплексом информация обо всех составляющих бизнеса. Таким образом, возникает необходимость во владении информацией о рынке в целом и его конъюнктуре, о правительственных и законодательных нормах, о конкурентах, о спросе на товар и о потенциале и возможностях собственной компании.
Использование этой информации в полном объеме дает возможность предприятию принять оптимальное управленческое решение при выборе ценовой политики и установлении цены на свою продукцию. Поэтому чрезвычайно важным является определение цены на продукт, товар или услугу в соответствии с объективной информацией о ситуации на рынке.
Следующей актуальной проблемой является несовершенство нормативно-правовой базы в области ценообразования. Можно сказать, что, несмотря на различные изменения, которые произошли за последние годы, и отказ государства от определенной политики полного невмешательства в процесс ценообразования, ключевой проблемой на сегодняшний день является отсутствие некоторого целостного государственного курса в данной области. То есть, сегодня все действия властей в сфере регулирования цен носят крайне непоследовательный или даже стихийный характер. На сегодняшний день еще нет такого закона, который смог бы обеспечить проведение в государстве единообразной политики цен, а также тарифного регулирования [3].
Определенные механизмы, а также принципы регулирования цен со стороны государства в РФ раскиданы по огромному количеству различных законодательных актов. Непосредственное воздействие государства на ценообразование в стране и тарифы производится по большей части именно на ведомственном уровне с помощью большого числа подзаконных актов органов исполнительной власти. Очевидны является то, что такое обширное разнообразие правовых норм сильно замедляет, а также усложняет весь процесс регулирования цен со стороны государства.
В деятельности любой компании ключевым звеном является кадровый потенциал. Для эффективного построения ценовой политики требуются высококвалифицированные и грамотные специалисты. На сегодняшний день мы можем наблюдать дефицит хороших специалистов в области ценообразования и планирования. Особенно эта нехватка чувствуется в инновационной сфере. В таких условиях предприятие вынуждено проводить подбор кадров и регулярное повышение их квалификации и знаний.
Стоит отметить, несмотря на то, что Россия является одним из лидеров по добыче полезных ископаемых, в вопросе ценообразования она не оказывает фактического влияния. Сейчас цены на товар устанавливаются, как правило, путем торгов на зарубежных биржах.
Таким образом, цена и ценообразование являются важными составляющими планирования и всего хозяйственного процесса. Для успешного ведения бизнеса необходимо создавать здоровый механизм функционирования всех систем внутри нее, в том числе и ценовую политику. Без экономически обоснованных затрат и грамотного управления ими невозможно верно установить цену на товар, а это в свою очередь ведет к неэффективной деятельности.
Компания, которая рассчитывает на долгосрочное и успешное функционирование на рынке должна понимать необходимость адаптации к постоянно изменяющейся политической и экономической ситуации в стране. Любой предприниматель должен быть готов корректировать уровень цен, а это значит расширять ассортимент, улучшать качественные характеристики и дизайн товара [2].
Также стоит отметить, что проблемы в сфере ценообразования снижают как эффективность деятельности предприятий в целом, так и действенность ценовой политики предприятий, в частности. Предприниматель должен уметь решать данные проблемы, находить пути устранения проблем, а не игнорировать их. Только в таком случае он может рассчитывать на долгосрочное и успешное функционирование компании.