Статья:

Особенности и актуальные проблемы ценообразования в минерально-сырьевом комплексе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(157)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Ли Н.В. Особенности и актуальные проблемы ценообразования в минерально-сырьевом комплексе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 21(157). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/157/94462 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности и актуальные проблемы ценообразования в минерально-сырьевом комплексе

Ли Наталия Вячеславовна
студент, Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе, РФ, г. Москва
Калинин Александр Ростиславович
научный руководитель, д-р. экон. наук, проф., Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе, РФ, г. Москва

 

Ценовая политика является одним из важнейших факторов, влияющих на финансовый результат любой компании. В связи с этим, актуальность темы заключается в том, что в современных условиях существует ряд проблем в области ценообразования на рынке сырья, которые требуют решения. Постоянная конкуренция вынуждает производителей совершенствовать свою ценовую политику и регулировать уровень цен.

Цена – это сложная экономическая категория, возникающая в процессе купли-продажи товаров и услуг. Уровень цен и их структура во многом отражают интересы, как всего государства, так и определенной группы и каждого отдельного человека.

Цена является ключевым звеном в процессе производства и реализации товара или услуги и от правильности ее формирования зависит конечный результат – прибыль [1].

Механизм формирования и установления цены носит название ценообразование. Ценообразование – это сложный и многоступенчатый процесс, включающий в себя ряд различных мероприятий. Данные мероприятия можно классифицировать на различные этапы. Традиционно в экономической литературе ценообразование включает в себя следующие этапы:

  • Анализ рынка
  • Определение цели ценновой политики
  • Анализ спроса
  • Оценка затрат
  • Выбор метода ценообразования
  • Формирование окончательной цены на товар

Однако принятие решения и выстраивание ценовой политики предприятий в бизнес-планировании осложняется рядом проблем, существующих на рынке.

На сегодняшний день одной из ключевых проблем в области ценообразования предприятий минерально-сырьевого комплекса  является недостаточность информации. Для правильного построения ценовой политике необходимо владеть комплексом информация обо всех составляющих бизнеса. Таким образом, возникает необходимость во владении информацией о рынке в целом и его конъюнктуре, о правительственных и законодательных нормах, о конкурентах, о спросе на товар и о потенциале и возможностях собственной компании.

Использование этой информации в полном объеме дает возможность предприятию принять оптимальное управленческое решение при выборе ценовой политики и установлении цены на свою продукцию. Поэтому чрезвычайно важным является определение цены на продукт, товар или услугу в соответствии с объективной информацией о ситуации на рынке.

Следующей актуальной проблемой является несовершенство нормативно-правовой базы в области ценообразования. Можно сказать, что, несмотря на различные изменения, которые произошли за последние годы, и отказ государства от определенной политики полного невмешательства в процесс ценообразования, ключевой проблемой на сегодняшний день является отсутствие некоторого целостного государственного курса в данной области. То есть, сегодня все действия властей в сфере регулирования цен носят крайне непоследовательный или даже стихийный характер. На сегодняшний день еще нет такого закона, который смог бы обеспечить проведение в государстве единообразной политики цен, а также тарифного регулирования [3].

Определенные механизмы, а также принципы регулирования цен со стороны государства в РФ раскиданы по огромному количеству различных законодательных актов. Непосредственное воздействие государства на ценообразование в стране и тарифы производится по большей части именно на ведомственном уровне с помощью большого числа подзаконных актов органов исполнительной власти. Очевидны является то, что такое обширное разнообразие правовых норм сильно замедляет, а также усложняет весь процесс регулирования цен со стороны государства.

В деятельности любой компании ключевым звеном является кадровый потенциал. Для эффективного построения ценовой политики требуются высококвалифицированные и грамотные специалисты. На сегодняшний день мы можем наблюдать дефицит хороших специалистов в области ценообразования и планирования. Особенно эта нехватка чувствуется в инновационной сфере. В таких условиях предприятие вынуждено проводить подбор кадров и регулярное повышение их квалификации и знаний.

Стоит отметить, несмотря на то, что Россия является одним из лидеров по добыче полезных ископаемых, в вопросе ценообразования она не оказывает фактического влияния. Сейчас цены на товар устанавливаются, как правило, путем торгов на зарубежных биржах.

Таким образом, цена и ценообразование являются важными составляющими планирования и всего хозяйственного процесса. Для успешного ведения бизнеса необходимо создавать здоровый механизм функционирования всех систем внутри нее, в том числе и ценовую политику. Без экономически обоснованных затрат и грамотного управления ими невозможно верно установить цену на товар, а это в свою очередь ведет к неэффективной деятельности.

Компания, которая рассчитывает на долгосрочное и успешное функционирование на рынке должна понимать необходимость адаптации к постоянно изменяющейся политической и экономической ситуации в стране. Любой предприниматель должен быть готов корректировать уровень цен, а это значит расширять ассортимент, улучшать качественные характеристики и дизайн товара [2].

Также стоит отметить, что проблемы в сфере ценообразования снижают как эффективность деятельности предприятий в целом, так и действенность ценовой политики предприятий, в частности. Предприниматель должен уметь решать данные проблемы, находить пути устранения проблем, а не игнорировать их. Только в таком случае он может рассчитывать на долгосрочное и успешное функционирование компании.

 

Список литературы:
1. Герасименко В.В. Ценообразование / В. В. Герасименко — Москва, Инфра-М, 2011 г.- 422 с.
2. Митина Э.А. Актуальные проблемы ценообразования на предприятиях в современных условиях [Текст] / Э.А. Митина // Инновационная наука/ - 2015.- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-tsenoobrazovaniya-na-predpriyatiyah-v-sovremennyh-usloviyah/viewer
3. Шуляк П.Н. Ценообразование. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 196 c.
4. Щербатых И. В. Цена и современные механизмы ценообразования / И. В. Щербатых. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 2 (4). — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/28/750