Франчайзинг в сфере дошкольного образования
Конференция: VII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Маркетинг
VII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Франчайзинг в сфере дошкольного образования
Franchising in the preschool education
Olga Lichutina
senior lecturer, Northern (Arctic) Federal University. M. V. Lomonosova, Russia, Severodvinsk
Karina Magomedova
student, Northern (Arctic) Federal University. M. V. Lomonosova, Russia, Severodvinsk
Аннотация. В статье рассматривается франчайзинг в дошкольном образовании на российском рынке. Представлено описание франчайзинга и проведен сравнительный анализ франшиз детских центров.
Abstract. The article discusses the children's education franchising in the Russian market. The description of this franchise and comparative analysis of franchises of children’s centers.
Ключевые слова: франчайзинг, дошкольное образование, рынок, услуга, франшиза.
Keywords: franchising, preschool education, market, service, franchise.
Дети, несомненно, это главное в нашей жизни. Сегодня многие родители стремятся отдать своего ребенка в различные развивающие, обучающие студии, центры, кружки и школы.
Частные клубы и центры для детей все больше получают свое развитие. Количество их с каждым годом растет благодаря постепенно выравнивающейся демографической ситуации и поддержке государства.
В таблице 1 приведены данные о рождаемости детей в Российской Федерации за последние 10 лет [7].
Таблица 1.
Рождаемость населения в РФ
Показатель |
Годы |
|||||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Рождаемость на 1000 чел. населения |
11,3 |
12,0 |
12,3 |
12,5 |
12,6 |
13,3 |
13,2 |
13,3 |
13,3 |
12,9 |
Анализируя данные таблицы 1, можно сделать вывод, что за рассматриваемый период рождаемость увеличивается.
В таблице 2 проанализируем обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях в РФ [7].
Таблица 2.
Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях - количество мест на 1000 детей
Показатель |
Годы |
||||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Российская Федерация |
562 |
565 |
554 |
553 |
570 |
592 |
600 |
612 |
626 |
По данным Федеральной службы государственной статистики, представленным в таблице 2 видно, что на 1000 детей дошкольного возраста приходится 626 мест в дошкольных образовательных учреждениях.
Правительство осознало, что без помощи бизнеса проблему нехватки мест в детских садах не решить и стало оказывать более активную поддержку предпринимателям, которые ведут образовательную деятельность по присмотру и уходу за детьми и программам дошкольного образования. 18 июля 2011 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 216-ФЗ «О внесении изменений в Часть вторую Гражданского Кодекса Российской Федерации». Эти изменения позволили создать работоспособную и сбалансированную систему франчайзинга.
Бизнес, связанный с дошкольным образованием, в настоящее время очень востребован, потому что в раннем возрасте в ребенка стараются заложить все навыки для жизни с помощью развития креативных качеств и обучения в форме познавательной игры. Принцип чаще всего строится на смене видов деятельности, которые поочередно работают на развитие эрудиции, внимания, слуха, мелкой моторики, эмоционального интеллекта и т.д. В итоге получаются маленькие личности, умеющие рассуждать, отстаивать свое мнение и при этом хорошо ладить с другими людьми.
Бизнес в дошкольном образовании удобнее всего открывать с помощью франшизы, так как есть уже готовая модель бизнеса, с помощью которой предпринимателю не придется нести убытки.
Мировая статистика показывает, что покупка франшизы практически гарантирует малому предпринимателю 90% успеха, так как из десяти малых предприятий, открытых по методу франчайзинга, девять успешно развиваются [6].
Успех франчайзинговых предприятий обусловлен тем, что все они – часть отлаженной системы. Поэтому в условиях финансово-экономического кризиса именно франчайзинг с его уникальным механизмом построения бизнеса является реальной возможностью не только сохранения, но и приумножения капитала. Наиболее известными франшизами в дошкольном образовании являются такие центры, как «Сема», «Крошка Ру», «ЯСАМ», «Точка роста» и “Fox&Kids”.
В таблице 3 рассмотрим франшизы дошкольных образовательных услуг на рынке [1–5].
Таблица 3.
Анализ франшиз детских центров
Финансовые затраты |
Название центра |
||||
«Сема» |
«Крошка Ру» |
«ЯСАМ» |
«Точка роста» |
«Fox&Kids» |
|
Стоимость франшизы, тыс. руб. |
170 |
|
|
|
|
Объем инвестиций, тыс. руб. |
800-1000 |
3000-3500 |
250-4980 |
800 |
650-800 |
Роялти |
7000 руб. |
от 16000 руб. |
15000 руб./мес. |
пакет «детский центр» 9000 руб./мес. |
0 руб. первые 3 месяца, 10000 руб. с 4-го месяца, 16000 руб. с 9-го месяца |
Срок возврата инвестиций |
6-12 месяцев |
2-2,5 года |
|
от 1,5 года |
8-10 месяцев |
Паушальный взнос, тыс. руб. |
1200 |
970 |
640 |
пакет «детский центр» 500 |
250 |
Плановое количество персонала, чел. |
8-11 |
от 7 |
|
от 3 |
|
Открывая бизнес в сфере детского образования, предприниматель может столкнуться с рядом проблем:
1. Подбор квалифицированного персонала, любящего детей и четко выполняющего свои должностные обязанности по отношению к ним.
2. Выбор аренды помещения, которое подходит под все санитарно-эпидемиологические нормы.
3. Ценообразование, которое будет и окупать затраты, и устраивать родителей.
Но несмотря на все указанные трудности, с которыми может столкнуться предприниматель, открывать бизнес в сфере дошкольного образования выгодно, если франчайзер гарантирует поддержку. Франчайзер предоставляет франчайзи:
1. Уже опробованные учебные технологии, планы и методические рекомендации для педагогов.
2. Обучающие курсы для педагогов, где они знакомятся с методиками обучения.
3. Описание всех бизнес-процессов, включая бухгалтерскую отчетность и документооборот.
Франчайзинг в сфере детского обучения становится все популярнее и набирает обороты. Предприниматель может пытаться строить свою модель бизнеса, а может приобрести готовый бизнес по франшизе. Бизнес по франшизе позволяет сформировать команду профессионалов, так как франчайзер регулярно проводит обучение сотрудников, осуществляет контроль над деятельностью франчайзи и его команды.
Список литературы: