Статья:

Правовые особенности регулирование договора перевозки автомобильным транспортом в Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(157)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Погорелова М.С. Правовые особенности регулирование договора перевозки автомобильным транспортом в Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 21(157). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/157/94672 (дата обращения: 27.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовые особенности регулирование договора перевозки автомобильным транспортом в Российской Федерации

Погорелова Марина Сергеевна
магистрант, Российский государственный социальный университет, РФ, г. Москва
Ситдикова Любовь Борисовна
научный руководитель, д-р юрид. наук, профессор, Российский государственный социальный университет, РФ, г. Москва

 

Актуальность темы обусловлена тем, что автомобильные перевозки являются одним из самых распространенных и достаточно быстрым способом доставки грузов, а также приемлемым по стоимости. К примеру, в Европе треть всех грузов перевозится автомобильным транспортном. Доля автомобильных перевозок на территории Российской Федерации весьма велика, но не в такой степени как в той же Европе, связано это и с неуклонным ростом числа проблем в этой отрасли и с наличием нерешенных имеющихся проблем.

Потребностями практики обусловлена необходимость более пристального изучения правовых вопросов автомобильной перевозки. Однако вопросы касаемо правового регулирования автомобильной перевозки в настоящее время мало изучены в отечественной юридической науке.

В последние годы появилось немало публикаций, посвященных правовым аспектам перевозки грузов, которые помогают разобраться в каверзных моментах, связанных с регулированием перевозки грузов. С одной стороны, к теме автомобильных перевозок повышается интерес, но в тоже время, как было сказано, существует обширный комплекс нерешенных вопросов.

В статье 785 ГК РФ закреплено положение касаемо, того что является договором перевозки, согласно ей, договор перевозки груза автомобильным транспортом является такой договор, по которому перевозчик берет на себя обязанность по поручению отправителя доставить груз в пункт доставки и передать его грузополучателю, а грузоотправитель обязан заплатить плату за перевозку в установленном размере.[1] Следовательно, такой договор перевозки является взаимным и возмездным и к тому же он будет являться заключенным с того момента как был принят к перевозке перевозчиком груз исходя из этого, он будет являться реальным.

Ко всему прочему, договор перевозки грузов является публичным. Но, для того чтобы такой договор стал публичным, нужно предусмотреть соблюдение нескольких условий, которые закреплены в статье 789 ГК. РФ.

Первым условием является перевозка грузов на транспорте предназначенном для общего пользования, исходя из закона на основе лицензии и по обращению любого физического или юридического лица; вторым условием является то что организация, проводящая перевозку грузов транспортом общего пользования, должна быть включена в перечень перевозчиков обязательно опубликованном в определенном порядке.

При заключении договора коммерческая организация не может отдавать предпочтение одной организации перед другой. Отказаться от заключения договора, даже имея такую возможность, коммерческая организация не имеет права. Устанавливается одинаковая пена на услуги, оказываемые коммерческой организацией, за выполнение, но в соответствии с законодательными или иными актами, конечная цена на данные мероприятия может устанавливаться на льготных условиях для определенных категорий лиц.[2]

Безусловно, важным условием при перевозке грузов, является разграничение понятий «перевозка грузов» и «транспортировка грузов». Основное отличие между этими понятиями заключается в том, что перевозка носит регулярный характер, а термин транспортировка имеет отношение к разовым доставкам грузов.

Эти же понятия отраженные в законах не являются схожими, потому что, представляют из себя разные форматы перевозки грузов. При обыденном их толковании может сформироваться впечатление, что название значения не имеет и суть их тоже одинакова, т.к. действительно, под ними подразумевается транспортирование из одного места в другое. Но это не совсем так. Еще одной отличительной особенностью транспортировки от перевозки заключается в том, что перевозка проводится на основании положений главы 40 ГК РФ и в соответствии с договором перевозки и, немаловажно, формируется исходя из взаимных прав и обязанностей.

Транспортирование проводится на транспортном средстве, которое оформлено на физическое или юридическое лицо, не заключая договор и не уплачивая денежную сумму.[3, c. 27]

Правовые отношения участников процесса грузоперевозки фиксируются в договоре автомобильной перевозки грузов и пассажиров.

Услуги по транспортировке грузов от пункта отправления до пункта доставки являются предметом договора автомобильной перевозки. Такой договор — реальный, потому что, груз или пассажир принятый для перевозки, а именно момент его принятия к перевозке и есть момент заключения договора.

Договор автомобильной перевозки является возмездным, потому что, транспортные услуги оказываются за денежную сумму определенного размера.

Промежуток времени в течение, которого происходит транспортировка из пункта отправления в пункт доставки и временной отрезок, начиная с взятия груза (пассажира) для его транспортировки до момента передач его получателю груза (прибытия на место назначения) включены в перевозку.

Отношения по перевозкам, возникающие по вопросам транспортировки грузов и пассажиров автотранспортом в из пункта отправки в пункт доставки, и урегулированные специализированными нормами, впрочем как и любая область отношений имеют свою нормативную базу, с помощью которой происходит регулирование отношений всех участвующих в них сторон.

В нашей стране принят ряд нормативных актов, предметом регулирования, которых непосредственно являются вопросы автомобильных перевозок грузов. Ключевыми являются: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г.; Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабряя 1995 г, № 196-ФЗ; Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ; Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ; Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ.

Существенным является вопрос об ответственности перевозчика. В законодательстве РФ, а именно в Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта перечислены случаи, когда перевозчик не несет ответственность в случае повреждения груза, его утраты, поздней доставки. Таковыми являются: ввиду наступления обстоятельств непреодолимой силы произошло неисполнение своих обязательств; введение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по не зависящим от перевозчика причинам, временных ограничений или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам; иные не зависящие от перевозчика обстоятельства.[4, c. 60]

В случае повреждения, порчи груза, полной или частичной утраты, или при просрочке в его доставке логично предположить, что виновен будет перевозчик, поэтому доказать свою невиновность должен именно он. При всем при этом есть один нюанс. Если у перевозчика не получится полностью опровергнуть наличие вины, на него ляжет обязанность в возмещении той части ущерба, которая нанесена по его вине.

При порче, повреждении, полной или частичной утрате груза, а также при несвоевременной доставке, перевозчик не может ссылаться на нормы законодательства, которые исключают или ограничивают его ответственность, если не будет доказано, что транспортное средство было в исправном состоянии к началу рейса.[5, c. 52]

Внимания также заслуживает вопрос о поздней доставке груза. что имела просрочка в доставке имеет место, когда: в указанный в договоре и накладной срок груз не был доставлен; в отсутствии определенного срока фактическая длительность перевозки с учётом конкретных ситуаций не превышает времени, которое надлежащим образом должно бы быть выделено перевозчику.

«Для определения того факта что, был ли доставлен вовремя груз перевозчиком либо не доставлен, нужно определить, какой временной период является разумным для выполнения определенной перевозки по определенному маршруту в определенных обстоятельствах. Также учитываются наличие очередей на пограничных переходах, норматив суточного пробега, криминальная обстановка на маршруте доставки, кратчайшее расстояние перевозки, ремонт и временное закрытие определенных участков дорог, влияние окружающей среды на состояние дорожного покрытия и так далее».[6, c. 33]

Кроме выше перечисленных обстоятельств при перевозке грузов может наступить ответственность за вред, причинённый имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц в результате дорожно-транспортных происшествий с участием транспортного средства, перевозящего груз, жизни или здоровью.

Таким образом, следует сказать о том, что положения касающиеся ответственности сторон в отношениях автоперевозки достаточно четко регламентированы в актах национального законодательства, но вышеперечисленные обстоятельства не всегда реализуемы и доказуемы на практике, что приводит к спорам между перевозчиками, пассажирами и грузополучателями. Совершенствование и устранение пробелов законодательства позволит в будущем избежать наступления неблагоприятных последствий для каждой из сторон.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 18 апр. 2018 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 14-ФЗ (ред. от 29 дек. 2017 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Егиазаров В. А. Транспортное право: учебник. М., 2015. С. 27.
4. Грудцына Л. Ю. Гражданское право России: учебник для вузов. М., 2014. С. 60.
5. Ляпунов С. Г. Перевозка грузов автотранспортом // Гражданин и право. 2013. № 7. С. 52.
6. Елдашов Г. А. Основания заключения договора перевозки грузов в автомобильном транспорте // Транспортное право. 2016. № 4. С. 33.