АДАПТАЦИЯ БИЗНЕС- МОДЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ НАЛОГОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(304)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(304)
АДАПТАЦИЯ БИЗНЕС- МОДЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ НАЛОГОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ
ADAPTING BUSINESS MODELS TO NEW TAX REQUIREMENTS
Yana Prokhorova
Student, Moscow State Law University named after O.E. Kutafina (MSAL)" Orenburg Institute (branch), Russia, Orenburg
Аннотация. В статье рассматриваются ключевые аспекты адаптации бизнес-моделей в условиях изменения налоговых требований. Актуальность темы обусловлена динамичными изменениями в налоговом законодательстве, которые требуют от компаний гибкости и способности к быстрой трансформации своих бизнес-процессов. В рамках исследования анализируются основные тенденции в налоговой политике, а также их влияние на финансовую устойчивость и конкурентоспособность организаций.
Автор проводит сравнительный анализ различных подходов к адаптации бизнес-моделей, включая внедрение новых технологий, оптимизацию налоговых стратегий и пересмотр организационной структуры. Особое внимание уделяется практическим примерам успешной адаптации компаний к новым налоговым условиям и выработке рекомендаций для бизнеса.
Результаты исследования подчеркивают важность проактивного подхода к налоговому планированию и необходимости постоянного мониторинга изменений в законодательстве. Статья будет полезна как практикам, так и исследователям, интересующимся вопросами налогового регулирования и стратегического управления в условиях нестабильной экономической среды.
Abstract. The article discusses the key aspects of adapting business models in the context of changing tax requirements. The relevance of the topic is due to the dynamic changes in tax legislation, which require companies to be flexible and able to quickly transform their business processes. The study analyzes the main trends in tax policy, as well as their impact on the financial stability and competitiveness of organizations. The author conducts a comparative analysis of various approaches to adapting business models, including the introduction of new technologies, optimization of tax strategies and revision of the organizational structure. Special attention is paid to practical examples of successful adaptation of companies to new tax conditions and the development of recommendations for business. The results of the study emphasize the importance of a proactive approach to tax planning and the need for constant monitoring of changes in legislation. The article will be useful for both practitioners and researchers interested in tax regulation and strategic management in an unstable economic environment.
Ключевые слова: Бизнес-модели, налоговые требования, адаптация, налоговая политика, финансовая устойчивость, конкурентоспособность, технологические инновации, налоговая стратегия, организационная структура, налоговое планирование, изменения в законодательстве.
Keywords: Business models, tax requirements, adaptation, tax policy, financial stability, competitiveness, technological innovations, tax strategy, organizational structure, tax planning, changes in legislation.
Cовременный мир вступил в новый этап развития, связанный с цифровизацией общества. Применение новых информационных технологий сказывается на различных сферах деятельности, влияет на экономические и правовые отношения, а следовательно, способствует трансформации действующей налоговой системы Российской Федерации (далее - РФ).
Сегодня происходит осмысление стремительно развивающихся процессов цифровизации и их последствий, пока еще нет полной ясности в понимании цифровой экономики, туманны детали ее развития.
Переход к цифровой экономике представляется важным этапом на пути к улучшению экономического состояния государства. Обладая схожими свойствами с традиционными хозяйственными отношениями, цифровая экономика обладает рядом существенных особенностей, что повышает ее актуальность и обусловливает интерес научного сообщества. При этом внедрение «цифровой экономики» является мультипликатором развития экономической инфраструктуры и среды. Уровень использования цифровых технологий оказывает сегодня значительное влияние на динамику показателей валового внутреннего продукта (далее - ВВП) различных стран мира.
В литературе идею цифровой экономики приписывают американскому информатику Н. Негропонте, который в конце прошлого века в книге «Being Digital» изложил концепцию электронной экономики. В основу его концепции положен переход человечества в хозяйственной деятельности от обработки атомов к обработке электронных битов [1]
В. А. Вайпан описывает цифровую экономику как систему экономических отношений, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех ее сферах. В цифровой экономике хозяйственная деятельность осуществляется с помощью электронных технологий. При этом автор выделяет, что «акцент делается не на использовании программного обеспечения, а на товарах, услугах и сервисах, реализуемых посредством электронного бизнеса, электронной коммерции» [3]
Развитие цифровой экономики связывается с виртуальностью хозяйственных связей, внедрением электронного документооборота и быстрыми глобальными перемещениями, появлением виртуальных валют и т. д. Поэтому сегодня становится очень важным выявление новых складывающихся экономических отношений, их правовое закрепление и налоговые последствия.
Другие авторы считают, что «цифровая» (электронная) экономика - это экономика, характерной особенностью которой является максимальное удовлетворение потребностей всех ее участников за счет использования информации, в том числе персональной. Это становится возможным благодаря развитию информационно-коммуникационных и финансовых технологий, а также доступности инфраструктуры, вместе обеспечивающих возможность полноценного взаимодействия в гибридном мире всех участников экономической деятельности: субъектов и объектов процесса создания, распределения, обмена и потребления товаров и услуг» [7, с. 12].
В цифровой экономике основным фактором производства становятся данные в цифровом виде и их обработка в больших объемах. Применение результатов анализа этих данных может повысить эффективность производства и вывести его на качественно новый уровень.
В настоящее время с целью оценки состояния цифровой экономики и отдельных ее элементов определяются специальные индексы, позволяющие оценить конкурентные преимущества стран. Индекс развития информационно-коммуникационных технологий считается наиболее популярным международным индексом. Этот индекс позволяет оценить масштаб «цифрового разрыва» между странами.
Принятая в 2017 г. Правительством РФ Программа «Цифровая экономика в Российской Федерации» показала желание страны уверенно войти в цифровую реальность. Программа способствует созданию условий для всестороннего развития общества, включая экономическую сферу, подготовку кадров и безопасность государства.
Правительство определило серьезные ориентиры развития Индустрии 4.0, следствием которых является цифровая экономика. Индустрия 4.0 предполагает высокую гибкость в формировании бизнес-моделей и глобального охвата путем использования возможностей интернета вещей (англ. internet of things), а также глубокой интеграции «киберфизических систем» в производство. Особенностью Индустрии 4.0 является то, что инициатива в ней в основном принадлежит предпринимателям. В первую очередь именно они заинтересованы во внедрении новых бизнес-моделей для получения дополнительных доходов от цифровых решений. Поэтому роль государства видится в поддержке современных цифровых предприятий, применяющих новые технологии в результате смены бизнес-моделей и получающих новые качества товаров, работ, услуг. Переход к бизнес-моделям в производстве может стать выгодным за счет налоговых и финансовых преференций государства.
Важной проблемой налоговой системы в условиях развития информационных технологий становятся возросшие налоговые риски, связанные с уклонением от уплаты налогов. Эта проблема актуализируется в связи с распространением современных бизнес-моделей, ведением бизнеса без регистрации и фактического присутствия в стране. Для цифровой экономики характерно расширение интернет-бизнеса, создание информационно-финансовых центров. Вся эта деятельность осуществляется с созданием добавленной стоимости и получением прибыли. Проблема заключается в том, что цифровая хозяйственная деятельность часто не отличается своей прозрачностью и трудно контролируется.
Представляется, что в перспективе классические понятия обязательных элементов налога, таких как «объект налогообложения», «налоговая база», «налоговые ставки» и т. п. не будут меняться, хотя механизм их формирования трансформируется под влиянием цифровой реальности. Глубокие преобразования прежде всего необходимо проводить в налоговом администрировании, которое нужно адаптировать к условиям цифровой экономики. Для этого понадобятся новые специальные технологии налогового администрирования, способные пресекать уклонения от уплаты налогов и тем самым снижать налоговые риски государства. Использование современных информационных технологий в налоговом администрировании является одной из главных задач трансформации налоговой системы в цифровой реальности. Внедрение цифровых технологий в налоговое администрирование позволит обеспечить прозрачность налогообложения и неотвратимость уплаты налогов.
В настоящее время налоговые органы достаточно активно применяют информационные технологии. Успешно зарекомендовал себя программный комплекс автоматизированного контроля за НДС [2]. Программный комплекс обеспечивает полную автоматизацию камеральных проверок налоговых деклараций по НДС, осуществляет контроль за операциями, облагаемыми НДС, выявляет организации, уклоняющиеся от уплаты налога. Программный комплекс направлен на борьбу с недобросовестными налогоплательщиками, выявление фирм-однодневок. Эта система контроля создана с использованием новых облачных технологий, а также анализирует операции в режиме реального времени. Программный комплекс автоматически находит несоответствие данных по НДС, обрабатывая миллионы электронных деклараций. Кроме того, система может моделировать использование налогоплательщиком схемы уклонения от уплаты НДС. Последняя версия программного комплекса отличается отраслевым подходом при проведении налогового контроля, позволяющая проверять целые отрасли и находить налоговые правонарушения. Программа определяет весь путь прохождения товаров, счетов-фактур и налоговых деклараций, а также доходы и расходы налогоплательщиков, выявляет неуплаченные суммы НДС в бюджет.
В настоящее время достаточно сложным вопросом видится исчисление и уплата налогов с электронных услуг. Согласно ст. 174.2 Налогового кодекса РФ под оказанием услуг в электронной форме подразумевается «оказание услуг автоматизированно с использованием информационных технологий через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через сеть Интернет» [1]
В состав электронных услуг, облагаемых НДС, включены, например, рекламные услуги, услуги по предоставлению возможностей для установления партнерских отношений между покупателями и продавцами; различные услуги по работе с информацией в сети интернет, оказание услуг по администрированию информационных систем, ведение статистики на сайтах и т. д. При оказании таких услуг достаточно просто уклоняться от налогообложения, поскольку сложно контролировать их.
Можно выделить две проблемы налогообложения интернет торговли. Первая проблема заключается в недостаточном развитии технологий, идентифицирующих и отслеживающих сделки в интернет пространстве. Это обстоятельство существенно снижает способности налоговых органов отследить электронные сделки, что приводит к уклонению от налогообложения в секторах В2С и С2С. Поскольку личность и местонахождение покупателя наиболее достоверно устанавливаются при оплате банковскими картами, а использование электронных платежных систем часто делает этот процесс невозможным, с этой целью в зарубежных странах применяются самостоятельное декларирование покупателем, данные IP-адреса, банковского счета, электронная цифровая подпись.
Вторая проблема налогообложения интернет-торговли сводится к пробелам законодательства, регулирующего налогообложение электронной интернет-торговли. В российском налоговом законодательстве не закреплены определения электронной интернет-торговли, электронной коммерции и др. термины, несмотря на их широкое употребление в других официальных документах, а также отсутствие законодательной классификация цифровых продуктов, т. е. их разделение на товары, услуги и пр.
Разграничение цифровых продуктов на товары и услуги имеет существенное значение, т. к. для этих типов сделок установлены дифференцированные ставки. В частности, при экспорте (импорте) цифровых продуктов как товаров возникают ситуации, при которых импорт облагается НДС по ставке 20 % и не облагается экспорт этих продуктов.
В целях регулирования налогообложения цифровых товаров, необходимо внесение соответствующих изменений в ст. 38, 146 Налогового кодекса РФ, касающихся объектов налогообложения в целом и объектов в целях обложения НДС.
Налоговые законодательства разных стран развиваются в направлении налогообложения интернет-торговли самостоятельно. Однако изначально в качестве общей тенденции в большинстве стран отмечалось отсутствие новых налогов на цифровую экономику. В последнее же время наблюдаются противоположные тенденции.
Для эффективного регулирования международной торговли на базе сети «Интернет» необходимо применение международных правил и унификация налогового законодательства.
Таким образом, сегодня еще не создан эффективный механизм исчисления и уплаты НДС с трудно контролируемых электронных услуг, а также не урегулирован налоговый контроль за выполнением налоговых обязательств экономическими субъектами.
Появление новых сфер деятельности, основанных на применении информационных технологий, трансформация отраслей экономики и хозяйственных связей приводит к необходимости создания правового обеспечения цифровизации экономики в целом и в, частности, налоговых отношений.
Протекающий в мире процесс цифровизации является объективным и в ближайшей перспективе продолжит свое распространение в России, бросая новые вызовы действующей налоговой системе. Поэтому необходима трансформация налоговой системы в условиях цифровой реальности, осуществляемая в соответствии с продуманной, взвешенной и эффективной налоговой политикой. При этом необходимо обеспечение конкурентоспособности российской налоговой системы путем разработки эффективных и качественных мер налогового стимулирования компаний, развивающих электронные услуги, разработку программного обеспечения и т. д.