Статья:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ОПЕРАТИВНОЕ ВНЕДРЕНИЕ»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(286)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Башлаев И.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ОПЕРАТИВНОЕ ВНЕДРЕНИЕ» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 19(286). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/286/149463 (дата обращения: 12.08.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ОПЕРАТИВНОЕ ВНЕДРЕНИЕ»

Башлаев Илья Андреевич
студент ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Липецк
Корнев Александр Сергеевич
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры уголовное право, процесс и криминалистика ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Липецк

 

Аннотация. В статье автор рассматривает оперативное внедрение как одного из наиболее сложных оперативно-розыскных мероприятий. Автор изучает правовую регламентацию проведения ОРМ, обозначает основания и особенности его проведения. В заключении автор указывает на высокий риск проведения такого ОРМ в случае раскрытия сотрудника и необходимости основательной подготовки к внедрению.

 

Ключевые слова: оперативно-розыскные мероприятия, оперативно-розыскная деятельность, сотрудники оперативных подразделений, оперативное внедрение.

 

В современном кинематографе о работе полиции, мы зачастую можем наблюдать, как сотрудник полиции под видом преступника внедряется в преступное сообщество с целью получить информацию о главаре или нарушить их устойчивую преступную деятельность. Данное действие является оперативно-розыскным мероприятием (далее – ОРМ) «оперативное внедрение». Правовое регулирование оперативного внедрения и иных ОРМ, закреплены в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ (далее – ФЗ «Об ОРД») [1]. К сожалению закон не дает определения оперативному внедрению, однако его активно предлагают ученые-правоведы и исследователи. А.Р. Монгуш, к примеру, толкует оперативное внедрение как способ получения информации путем ввода сотрудников правоохранительных органов в криминальную среду для сбора информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности» [2, с. 609]. Согласимся с данным определением и добавим, проникновение в преступную среду возможно, как самого сотрудника, так и лица, оказывающего содействие, либо сотрудничающего с ОВД на конфиденциальной основе.  Оперативное внедрение является крайней мерой, и применяется в случае, когда прочие ОРМ не дали какой-либо важной информации, либо ее количества недостаточно для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Обуславливается это высоким риском для жизни и здоровья сотрудника, в случае его раскрытия.

Способом оперативного внедрения является введение сотрудника в криминальную среду, закрепление в ней, получение доступа к сведениям, имеющим важное значение для сотрудника, либо создание условий, при которых такую информацию можно получить.

Оперативное внедрение может применяться к:

– конкретным лицам, в отношении которых имеются достаточные сведения, о подготовке, намерении совершить или совершении преступления, либо имеющим сведения о таких лицах или преступлениях;

– определенным учреждениям, организациям или местностям, в которых имеется криминальная или криминогенная обстановка;

– определенным преступным формированиям (банды, группировки, мафии, картели и т.п.)

Субъектом внедрения может быть: штатный негласный сотрудник полиции, принадлежность его к органам зашифрована; оперативные сотрудники, осуществляющие служебную деятельность гласно; внештатный сотрудник, оказывающий содействие правоохранителям на конфиденциальной основе. В случае если, к негласному сотрудничеству привлекают лицо, которое уже находится в преступной среде, отдельного ОРМ данное действие не образует.

Информацию, которое может получить внедренное лицо можно разделить на: установление и доказательство преступной деятельности организации либо физического лица, количественные данные о составе группы, установление руководителя группы, а также ролей каждого из участников, наличия материально-технической базы, получение информации о готовящемся или совершенном преступлении. По срокам оперативное внедрение может быть как краткосрочным (до нескольких суток), так и долговременным (до нескольких лет). Ст. 8 ФЗ «Об ОРД» отмечено, что оперативное внедрение проводится на основе постановления начальника оперативного органа. В нем должно быть обоснована необходимость проведения подобного ОРМ, роль и задачи, которые поставлены перед внедряемым лицом, тактика и линия поведения, меры по недопущению раскрытия сотрудника, а также иная правовая регламентация ОРМ. Внедрение начинается как правило с незначительного действия (например, покупки какого-либо товара), а после этого начинает оказывать незначительные «услуги» преступному сообществу, чтобы получить доверие криминалитета. Крайне важно, чтобы сотрудник ранее не пересекался с преступниками, иначе высок риск изобличения сотрудника. После выведения сотрудника из внедрения, им составляется рапорт, в котором будут отражены результаты проведения ОРМ. В случае, если внедрение сопровождалось с применением аудио-фото-видео фиксации, полученную информацию переносят на магнитные или лазерные носители, которые впоследствии могут быть приобщены к материалам уголовного дела. В заключении отметим, что данное мероприятие является сложным мероприятием, требующим тщательной подготовки и проработки всех мер по обеспечению безопасности сотрудника в случае его обнаружения.

 

Список литературы:
1. Об оперативно-розыскной деятельности: Федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 29 декабря 2022 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 33. – Ст. 3349.
2. Монгуш, А.Р. Оперативное внедрение» А.Р. Монгуш // Экономика и социум. – 2020. – №1. – С. 609-613.