Некоторые проблемы таможенного аспекта защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в рамках ЕАЭС
Секция: Юриспруденция
X Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Некоторые проблемы таможенного аспекта защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в рамках ЕАЭС
ЕАЭС является развивающимся межгосударственным экономическим образованием, и нормативно-правовая база в области регламентации общественных отношений и разрешения спорных ситуаций, появляющихся при столкновении вновь созданных норм наднационального права и существовавших ранее внутригосударственных норм, в настоящее время только формируется. Основными задачами в сфере интеллектуальной собственности в рамках ЕАЭС является гармонизация и унификация национального законодательства стран-участниц ЕАЭС в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а также защита интересов владельцев прав на объекты интеллектуальной собственности в государствах-членов ЕАЭС [1].
Главной проблемой в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в ЕАЭС является создание и усовершенствование механизма таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а также борьба с перемещением через таможенную границу ЕЭАС контрафактной продукции. Пока таможенная защита не является эффективной по следующим причинам:
- отсутствие единого таможенного механизма защиты прав на объекты интеллектуальной собственности на уровне ЕАЭС,
- слабая активность правообладателей по включению объектов интеллектуальной собственности в национальные таможенные реестры прав на объекты интеллектуальной собственности;
- различные подходы к определению принципа исчерпания прав на товарный знак,
- наличие в законодательстве каждой из государств-членов ЕАЭС условия об обязательном материальном обеспечении расходов таможенных органов и возможных убытков декларанта для включения объектов интеллектуальной собственности в национальные таможенные реестры.
На уровне ЕАЭС основным документом, регламентирующим порядок таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, является Таможенный кодекс ЕАЭС (до 01.01.2018 г. действовал Таможенный кодекс Таможенного союза).
Согласно п. 4 ст. 385 ТК ЕАЭС «правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав на объекты интеллектуальной собственности, предусмотренные международными договорами и актами, составляющими право Союза, и (или) законодательством государств-членов, в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов» [2].
Согласно положениям ст. 386 Таможенного кодекса ЕАЭC государства-члены ЕАЭС ведут также таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности на национальном уровне.
Помимо национальных таможенных реестров, в рамках ЕАЭС существует единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов ЕАЭС (далее – «Единый реестр»).
Примечательно, что в Едином реестре за все время его существования не было зарегистрировано ни одного объекта интеллектуальной собственности. Это, главным образом, обусловлено сложной процедурой обмена информацией между национальными таможенными органами. Данная ситуация стала причиной для разработки нового механизма регулирования Единого реестра.
Теоретически Единый реестр предоставляет правообладателям ряд преимуществ:
• подача одного заявления о включении объекта интеллектуальной собственности в Единый реестр взамен пяти заявлений в национальные реестры государств-членов;
• уменьшение затрат правообладателей на обеспечение обязательства по возмещению ущерба, причиненного неправомерным приостановлением выпуска товаров;
• таможенная защита прав и интересов владельцев объектов интеллектуальной собственности на всей таможенной территории ЕАЭС.
Для того чтобы включить любой объект интеллектуальной собственности в Единый реестр нужно, чтобы ему предоставлялась охрана во всех пяти странах-участницах ЕАЭС. Что касается объектов авторского и смежных прав, то это условие соблюдается автоматически в виду участия всех государств – членов ЕАЭС в многосторонних международных договорах: Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 г., Римская конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г., Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г., а также Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г.
Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности существует пока только на уровне нормативных актов ЕАЭС. Объясняется это, в частности, несовершенством установленного порядка принятия заявлений о включении в реестр и принятия решений [1], сложностью реализации требования об обязательном материальном обеспечении убытков декларанта в размере 10 000 евро, поскольку полис страхования гражданской ответственности, действующий во всех странах ЕАЭС предоставляется достаточно малым количеством организаций [3].
Одна из главных проблем в области межгосударственной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности - это возможность беспрепятственно ввозить контрафактную продукцию на территорию ЕАЭС. Среди причин этого явления - отсутствие работоспособного регионального механизма таможенной защиты и низкая заинтересованность правообладателей в регистрации объектов интеллектуальной собственности в национальных таможенных реестрах объектов интеллектуальной собственности.
Принимая во внимание рассмотренную выше статистику соотношения количества товарных знаков, зарегистрированных в каждом государстве ЕАЭС, и количества товарных знаков, включённых в реестры каждой из этих стран, очевидно, что заинтересованность правообладателей в регистрации объектов интеллектуальной собственности в таможенных реестрах крайне низкая. Таким образом, система таможенных реестров показывает свою неэффективность в качестве инструмента таможенного контроля, а территория ЕАЭС остается подверженной беспрепятственному ввозу контрафактной продукции.
Учитывая существующие проблемы в ЕАЭС, многие правоведы справедливо отмечают необходимость использования опыта Европейского союза в разрешении вопросов охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, поскольку на уровне Европейского союза выработаны эффективные методы борьбы с контрафактом и сформирован эффективный механизм таможенной защиты, на основе многолетнего опыта гармонизации и унификации законодательства в сфере прав интеллектуальной собственности.
В пределах единого экономического пространства ЕС наднациональным правовыми нормами регламентируются правила таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Существует единая форма заявления правообладателя о применении к товарам мер защиты прав на интеллектуальную собственность (в рамках ЕАЭС единая форма заявления отсутствует). В отличие от реестровой модели защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, существующей в ЕАЭС, в ЕС обеспечение защиты регламентировано иначе. Правообладатель вправе обратиться с заявкой о применении таможенных мер в отношении объектов интеллектуальной собственности как через национальный таможенный департамент каждого государства-члена ЕС, так на международном уровне - в отношении объектов интеллектуальной собственности, охраняемых на территории Европейского союза в соответствии с законодательством Европейского союза [2].
Таможенные органы ЕС принимают меры по приостановлению выпуска товаров, нарушающих права интеллектуальной собственности, вне зависимости от того, зарегистрирован ли данный объект интеллектуальной собственности в каком-нибудь таможенном реестре.
Так, правообладатель в любом случае имеет право на предоставление ему таможенной защиты.
Кроме того, важно отметить тот факт, что в ЕС не предусмотрена обязанность правообладателя предоставить обязательное материальное обеспечение при подаче заявления о защите прав в таможенные органы.
Это делает трансграничную защиту прав на объекты интеллектуальной собственности доступной и эффективной.
В рамках ЕС разработаны действенные способы борьбы с параллельным импортом и перемещением контрафактных товаров. Основным методом борьбы является единая система регистрации объектов интеллектуальной собственности ЕС.
Исходя из изложенного, учитывая отсутствие в ЕАЭС действующего регионального механизма таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, слабую активность правообладателей по включению объектов интеллектуальной собственности в национальные таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности, складывается неблагоприятная обстановка для правообладателей, потребителей и экономики региона в целом.
В сложившейся ситуации для более эффективного обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности необходимо исключить нормы таможенного законодательства об обязании правообладателей предоставлять при подаче заявления о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр подтверждение обязательного материального обеспечения возмещения затрат таможенных органов и убытков декларанта.
В виду отсутствия единого механизма таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в ЕАЭС, подобные изменения помогут увеличить заинтересованность правообладателей в регистрации объектов интеллектуальной собственности в национальных реестрах, что позитивно скажется на общем уровне защиты от контрафакта.
Кроме того, нужно принимать во внимание опыт ЕС, в котором подобные нормы были исключены, на основании низкой востребованности таможенной защиты со стороны правообладателей.