Статья:

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(181)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Дианова З.Н., Калуга Л.И. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 2(181). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/181/104283 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ

Дианова Зоя Николаевна
студент Нижегородского института управления филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Нижний Новгород
Калуга Любовь Игоревна
студент Нижегородского института управления филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Нижний Новгород
Гуляева Татьяна Борисовна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент Нижегородского института управления филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Нижний Новгород

 

В настоящее время в мире много мелких действующих вооруженных конфликтов, а также территорий с неблагополучными условиями жизни. Естественно, что люди, проживающие на таких территориях, стремятся улучшить свое положение, да и просто спасти свою жизнь и жизнь близких людей. Именно поэтому ежегодно огромное количество людей покидают свое прежнее место жительства из-за вооруженных конфликтов, расовых гонений, дискриминации. Проблема беженцев и вынужденных переселенцев затрагивает не только страны Европы, но также Россию и Ближнее Зарубежье, а также иные регионы мира. Проблема уже давно вышла из ряда внутренних и носит международный характер. Именно поэтому практически каждые двусторонние и многосторонние встречи глав государств и правительств не обходятся без обсуждения данных вопросов.

Конституция Российской Федерации выделяет институт прав и свобод человека и гражданина в отдельную главу. Признавая универсальные ценности, российское государство выдвигает принцип нерушимости прав и свобод человека на первое место в процессе реализации государственной внутренней и внешней политики.

Ст. 18 основного закона предусматривает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют содержание, смысл и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, гарантированы законом и занимают первостепенное место в механизме осуществления государственной власти, т. е. деятельность органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц.

Кроме того, основной целью их деятельности является надлежащее соблюдение гарантированных государством прав и свобод. Права и обязанности определяют основные, базовые, фундаментальные отношения и связи между обществом и членами, государством и его гражданами, составляют важнейший элемент правового статуса беженцев.

Однако, из-за непонятного содержания некоторых норм, регулирующих права и свободы беженцев, фактически уменьшаются гарантии, предоставленные им в соответствии с Федеральным законом. На основании анализа практики, можно отметить, что не все права беженцев реализуются.

В частности, имеет место необходимость совершенствования Постановления Правительства от 07 июня 2001 г. № 448 «О получении питания и пользования коммунальными услугами в центре временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами». Во время проживания в центре предлагаются продукты питания и коммунальные услуги для беженцев и членов их семей. В российском законодательстве термины «родители» и «опекуны» хорошо определены, что нельзя сказать про определение «членов семьи» и особенно о правовом статусе человека.

Поскольку понятие «члены семьи» имеет важное экономическое и юридическое значение, потому как связано с материальными затратами из Федерального бюджета, надо принимать законы, определяющие лиц, принадлежащих к этой категории, а именно, желательно, чтобы были включены в эту категорию лица, члены семьи заявителя, которые в силу своего возраста, состояния здоровья находятся на иждивении.

Отсутствие конкретного механизма распределения беженцев в субъектах РФ вызывает некоторые проблемы. Федеральный закон «О беженцах» предусматривает, что распределение лиц (за исключением экстренных случаев массового прибытия на территорию Российской Федерации), признанных беженцами или предоставленным временного убежища, осуществляется в соответствии с ежегодно утвержденной Правительством Российской Федерации квотой. Следует отметить, что на практике наибольшее количество беженцев зарегистрированы в отдельных субъектах Российской Федерации, что создает неравные нагрузки на субъекты. В связи с этим необходимо создать механизм распределения беженцев в целях более справедливого распределения нагрузки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований пребывания беженцев на их территории.

Не полностью согласуются с нормами Конституции Российской Федерации отдельные положения федеральных законов. Например, закон «О беженцах» содержит норму о проживании беженца в одном месте. Следует отметить, что эта норма противоречит статье 27 Конституции, которая гласит, что: «любой, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства». Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и непосредственное действие на всей территории Российской Федерации, требование территориального органа федерального органа по миграционной службе о переезде беженцев вынужденных переселенцев в другое место жительства, против его воли является недопустимым, поскольку противоречит Конституции. Однако, необходимо консолидировать те административные районы, к которым закрыт доступ для беженцев, например, ЗАТО.

Ряд законов, иногда ограничивают права беженцев и вынужденных переселенцев. Согласно Постановлению Правительства «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» в области медицинского страхования иностранные граждане имеют такие же права, как гражданине Российской Федерации.

Однако законодатель четко ограничивает права иностранных граждан в этой области, но параллельно с этим приравнивает права и обязанности граждан Российской Федерации и иностранных граждан в этой сфере.

В сфере социальных услуг беженцы и вынужденные переселенцы пользуются теми же правами, что и граждане Российской Федерации. Также беженцы имеют право и на дополнительные услуги, однако из-за своей правовой неграмотности не знают о них. В связи необходимо повышение уровня правовой культуры беженцев. Уже на начальном этапе, а именно только после прибытия беженцев следует объяснять им все права и обязанности для легкой адаптации на новом месте жительства.

Чтобы исследовать тему беженцев в России, необходимо отметить ограничения их прав. Например, Федеральный закон от 11 июля 2001 года. №95-ФЗ «О политических партиях» определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть членами политической партии. А также в соответствии с ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»  иностранные граждане и лица без гражданства не имеют право участвовать в выборах на федеральном и на региональном уровне.

Прибыв в РФ, беженцы сталкиваются с проблемой трудоустройства. Органы, которые работают с беженцами, готовы предоставить им имеющиеся рабочие места, но возможности региона не совпадают с ожиданиями беженцев о размере вознаграждения за труд. Беженцы не довольны зарплатой, которая в среднем составляет 15 тысяч рублей, и многим не подходит климат.

В одном регионе беженцы уже не обращаются в центр занятости населения и не соглашаются на вакансии с оплатой труда менее 30 тысяч рублей. Практика по спорам о заработной плате или нарушением прав беженцев является довольно небольшой, так как беженцы просто меняют работу.

Абсолютное большинство споров связано с прибытием в Российскую Федерацию иностранцев, в том числе де-факто беженцев, за незаконное осуществление трудовой деятельности и нарушений положения миграционного законодательства. В ходе судебных слушаний нередко решается вопрос о выдворении иностранца.

Решением Московского городского суда от 26.06.2014 вынесен приговор в отношении гражданина Украины в виде административного выдворения, так как, несмотря на работу без разрешения, гражданин Украины подал в ФМС заявление на временное убежище в России. Суд заявил, что «в соответствии с положениями Федерального закона «О беженцах» прежде чем принимать окончательное решение о его временном убежище в России - депортация из России не применяется». Поэтому применение наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации противоречит международным и российским законам. Однако, экономическая деятельность иностранца без разрешения расценивается как правонарушение, так и наказание в виде штрафа законно и обоснованно.

В других случаях, когда человек на самом деле является беженцем из Украины, и в отношении которого начато административное дело и вынесено постановление о наложении штрафа и выдворении за пределы Российской Федерации, не предпринимает никаких действий для легализации своего статуса на территории Российской Федерации, суды, принимая во внимание ситуацию в Украине, часто встают за защиту таких лиц и отменяют дополнительное наказание в виде административного выдворения, ограничиваясь только штрафом. Труднее гражданам, которые приезжают из стран, где военные действия не проводятся, а политическая ситуация стабильна.

Таким образом, Решением от 06.06.2013 по делу N 7-1291/13 при рассмотрении апелляции, Московский городской суд подтвердил решение нижестоящей инстанции о назначении гражданину Конго штрафа за нарушение п. 1 ст. 18.8 КоАП РФ с выдворением за пределы Российской Федерации путем принудительного и контролируемого выезда из Российской Федерации с помещением его в центр содержания для иностранных граждан ГУ МВД России по Москве до выдворения.

Суд установил, что вышеуказанный гражданин Конго остался нелегально на территории Российской Федерации и трудился по истечении срока, на который ему было предоставлено временное убежище.

На основании информации, полученной из Министерства иностранных дел, в настоящее время Республика Конго может быть отнесена к благоприятному государству субрегиона Центральной Африки. Страна, где функционируют институты правового государства, в том числе структуры, которые предназначены для соблю ения основных прав и свобод человека, политических прав и свобод граждан. Партия «Конголезское движение за демократию и целостного развития», члены которой были родители того гражданина, подлежащего депортации, сегодня является частью пропрезидентской партии - коалиции и полностью вовлечен в политическую жизнь страны. Факты преследования членов Движения не выявлены. В связи с устранением обстоятельств, которые составляли основу для предоставления гражданину Конго временного убежища на территории Российской Федерации, изменения ситуации в стране своего гражданства, было принято решение об утрате им этого статуса. Об этом решении гражданин Конго был уведомлен, решение не обжаловано, не покинул территорию Российской Федерации, продолжал незаконно находиться на территории, что нарушает требования миграционного законодательства Российской Федерации.

Европейский суд по правам человека, как правило, удовлетворяет требования беженцев и оставляет их в Российской Федерации: Постановление ЕСПЧ от 03.10.2013 «Дело «Низомхон Джураев (Nizomkhon Dzhurayev) против Российской Федерации» (жалоба N 31890/11).

Гражданин Таджикистана обратился с заявлением, что в случае его экстрадиции в Таджикистан, он может быть подвергнут жестокому обращению и что его жалобы в суд о законности своего содержания под стражей, экстрадиции не было быстро выполнено. Жалобу признали приемлемой, в части существования реальной и непосредственной опасности жестокого обращения и пыток в Таджикистане, отсутствия эффективного внутригосударственного средства правовой защиты в этом отношении и отсутствие непосредственного судебного следствия, то есть нарушение статьи 3, пункта 4 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что прибывающие, незаконно проживающие на территории Российской Федерации или столкнувшиеся с бюрократической волокитой, связанной с оформлением документов подтверждать статус беженца или временное убежище, иностранные граждане, на самом деле являющихся беженцами, которые находят решение проблемы в неформальной занятости практически не имеют возможности защиты своих прав, и просто меняют работу. Как показывает практика, судебная защита граждан, прежде всего состоит из решения вопросов об их выдворении с территории Российской Федерации.

 

Список литературы:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)
3. Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 01.07.2021) «О беженцах»
4. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»