Статья:

Типичные следственные ситуации, возникающие на первоначальном этапе расследовании взяточничества

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(160)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Деревина Д.О. Типичные следственные ситуации, возникающие на первоначальном этапе расследовании взяточничества // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 24(160). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/160/95857 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Типичные следственные ситуации, возникающие на первоначальном этапе расследовании взяточничества

Деревина Дарья Олеговна
магистрант Байкальского государственного университета, РФ, г. Иркутск

 

В статье рассматриваются следственные ситуации, которые могут возникнуть на первоначальном этапе предварительного расследования взяточничества и основные направления расследования данного вида преступлений.

Взяточничество, несомненно, является одним из наиболее латентных видов современной преступности. Экспертные оценки специалистов колеблются от 0,1 до 2 % выявленных случаев по отношению к фактическому количеству совершаемых преступлений.

Суть взяточничества состоит в действиях должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, направленные на получение определенных выгод материального или имущественного характера в ответ на совершение в интересах взяткодателя определенных действий (бездействия). Эти действия (бездействие) могут вытекать из должностных обязанностей лица, т.е. их выполнение является обязательным, а могут носить незаконный характер (например, закрытие следователем уголовного дела за взятку от виновного лица) [4].

Данные преступления предусматривают наиболее дифференцированный подход в вопросе об ответственности. Однако, к сожалению, в нашей стране с каждым годом возрастает процент подобного рода преступлений в общей статистике. Все это вызвано следствием большого количества факторов и механизмов. Один из факторов распространенности коррупции — сложность структуры органов власти, наличие множества бюрократических процедур, порождаемых самими чиновниками, отсутствие внешнего и внутриорганизационного контроля.

В юриспруденции проблемам методики расследования взяточничества всегда уделялосьбольшое внимание. Весомый вклад в научное решение данных вопросов внесли Т.В. Аверьянова, О.Я. Баев, В.П. Бахин, Р.С. Белкин, В.К. Гавло, В.И. Гончаренко, А.В. Дулов, В.П. Корж, В.С. Кузьмичев, В.К. Лисиченко, В.Г. Лукашевич, Г.А. Матусовский, М.В. Салтевский, Н.А. Селиванов, В.В. Степанов, В.В. Тищенко, В.Ю. Шепитько, Н.П. Яблоков и другие ученые. Значение трудов указанных ученых нельзя переоценить, но статистические данные о преступлениях позволяют нам сделать вывод о недостаточной эффективности разработанных методик. Одной из причин этого является несовершенство методов организации и планирования расследования взяточничества.

Поводами для возбуждения уголовного дела по признакам взяточничества, как правило, служат: заявления или сообщения лица (группы лиц) с указанием конкретных фактов передачи денег, подарков, оказания услуг должностному лицу; печатные статьи в газетах; явки взяткодателя с повинной; данные ревизионных управлений, налоговых инспекций, аудиторских проверок; сообщения администрации предприятий, организаций, учреждений; непосредственное обнаружение признаков преступления лицом, осуществляющих предварительное расследование, органом дознания, прокурором или судом, а также данные оперативной работы.

На первоначальном этапе расследования наиболее часто выдвигаются и отрабатываются следующие версии:

1)  типичные общие версии:

- взяточничество имеет место в соответствии с данными, послужившими основанием для возбуждения уголовного дела;

- взятка не передавалась, имеет место оговор должностного лица;

- правомерная передача денег или ценностей ( например, возврат долга, выплата авторского гонорара);

- должностным лицом выполнены определенные действия в интересах другого лица, но не за взятку, а по другим причинам;

- имело место, мнимое посредничество или ошибка взяткодателя, принявшего лицо за должностное;

-было совершено не взяточничество, а другое преступление.

2) частные версии:

- о субъектах взяточничества;

- о способах преступлениях;

-о видах и местонахождении следов применения того или иного способа дачи-получения взятки;

- о месте, времени совершения денег и ценностей, послуживших предметом взятки.

Объем и содержание имеющейся в распоряжении следователя исходной информации определяет типы следственных ситуаций, складывающихся в процессе расследования. Наиболее часто в ходе расследования складываются следующие ситуации:

1) наличие аргументированных сведений об уже свершившемся факте взяточничества, подкупе должностного лица, поступивших от взяткодателя и из органов дознания;

2) наличие заявлений конкретных лиц о вымогательстве у них взятки и предполагаемой ее передаче;

3) сведения о предполагаемом или установленном взяточничестве стали известными из материалов расследования другого дела.

В первой исходной ситуации обычно проводятся следующие первоначальные следственные действия:

- допрос свидетелей;

- изъятие и осмотр документов, относящихся к деятельности должностного лица, получившего взятку;

- обыски по месту работы и жительства участников взяточничества;

- осмотр предмета взятки;

- допросы подозреваемых;

- проведение криминалистических и судебных экспертиз.

Во второй исходной ситуации применяются следующие первоначальные следственные действия:

- допрос заявителя;

- задержание взяточника с поличным;

- обыск у взяткополучателя по месту работы и жительства;

- личный обыск задержанного и, при необходимости, его освидетельствование;

- осмотр предмета  взятки и места происшествия;

- допрос подозреваемого;

- проведение криминалистических и судебных экспертиз.

- допрос иных свидетелей. При этом очередность следственных действий во многом зависит от результатов задержания взяточников.

В третьей следственной ситуации комплекс первоначальных следственных действий обычно выбирается в зависимости от степени достоверности выявленных данных о взяточничестве. Поэтому в одних случаях этот комплекс действий может быть такой, как в первой ситуации, в других, как во второй.

В процессе расследования дел по фактам взяточничества могут иметь место и следующие типичные следственные ситуации:

1.Информация о передаче взятки должностному лицу и совершении им определенных действий в интересах взяткодателя получена спустя значительное время, взяткополучатель и взяткодатель отрицают этот факт.

2.Имеется информация о предполагаемой или заявление о предстоящей передачи взятки.

3.Взяткополучатель и взяткодатель задержаны с поличным.

4.В организации, ведомстве или регионе установлены многочисленные факты дачи и получения взяток, имеются добровольные заявления рядовых сотрудников и граждан о передаче взяток руководящим работникам.

5.Установлены факты регулярного субсидирования государственного служащего через одну или несколько коммерческих структур ( заработная плата, туристические поездки, предоставление ценных бумаг, покупка недвижимости и т. д.).

Планирование расследования по делам о взяточничестве тесно связано с полнотой разработки всех выдвинутых версий. В ходе планирования необходимо в первую очередь ранжировать вопросы следствия, вытекающие из выдвинутой  версии, а, затем, определить исполнителей и сроки проведения следственно-оперативных и организационных мероприятий.

Применительно к данной категории уголовных дел в первую очередь следует планировать:

- фиксацию фактов передачи предмета взятки, обнаружение вещественных доказательств, документальных и личных свидетельств подобных фактов;

- отслеживание фактов встречи, телефонных переговоров, переписки государственного служащего должностного лица с теми, кому он создает режим наибольшего благоприятствования при получении кредита, в ходе проведения коммерческих операций и т.д.

- принятие мер к предупреждению утраты материальных следов и защите свидетелей;

- обнаружение и пресечение новых преступных действий заинтересованных лиц( например, создание фиктивной фирмы для обналичивания льготного кредита, полученного за взятку; выдачи гарантии банка при заключении двухсторонней сделки одной стороне, без закрепления в договоре ответных обязательств другой стороны).

Планирование обнаружения новых доказательств идет по следующим направлениям:

- по месту работы и жительства взяткополучателя планируется обнаружение денег и ценных предметов, приготовленных к передаче чиновнику, компрометирующих должностное лицо документов, фото и видеоматериалов, иных документов и черновых записей, свидетельствующих о взаимных контактах субъектов взяточничества;

- о месте передачи взятки, в помещении, где произошла встреча субъектов взяточничества и коррупционных деяний могут быть обнаружены невольные участники преступления, свидетели встречи субъектов, части предметов взятки или его упаковки, следы подошвенной части обуви, следы протектора автомашины, окурки, части разорванных долговых обязательств взяточника и т.д.;

- в магазинах, ломбардах, на рынках необходимо планировать проведение поисковых мероприятий с целью обнаружения сданных под залог или на реализацию вещей и предметов, полученных в качестве предмета взятки, выявлять свидетелей и документы, подтверждающие факт продажи или сдачи вещей на комиссию.

В процессе планирования следует учитывать, что в зависимости от соотношения времени передачи предмета взятки и времени совершения взяткополучателем необходимым взяткодателю действий (бездействий) различают:

- взятку в виде аванса за необходимые в будущем услуги, за расположение, покровительство и поддержку, за перспективу приобретения имущества и т.д.;

- взятку за передаваемые документы и товары, а также услуги и операции, которые осуществляются взяткополучателем незамедлительно;

- взятку в виде благодарности ( а иногда выполняющую роль аванса) за услуги, имущество, документы, информацию, которые ранее были переданы заинтересованному лицу или группе лиц.

В зависимости от круга охватываемых вопросов и направлений планирования в ходе расследования составляются :

- общий план расследования по уголовному делу;

- план проверки и установления источников сумм, используемых для подкупа и постановки в зависимость (работа этом направлении может повлечь за собой выделение установленных фактов в отдельное производство);

- план тактической комбинации (операции), направленной на фиксирование действий субъектов взяточничества и коррупционных деяний и их задержания;

- план проведения отдельного следственного действия или следственно-оперативного мероприятия.

Таким образом, следует отметить, что взяточничество является сложно выявляемым и расследуемым делом. В этой связи необходимо четкое взаимодействие оперативных работников на стадии проверки сообщения по факту взяточничества и следователем в процессе расследования, так как только четко спланированная совместная деятельность способствует быстрому, полному и объективному расследованию дела.

 

Список литературы:
1. В. А. Абаканова, А. А. Беляков, Н. А. Данилова и др. Под ред. О. Н. Коршуновой, А. А. Степанова. Курс Криминалистики. СПб. Юридический центр Пресс. 2004. Т. 3. 572 с.
2. Агафонов В.В., Бурношев Н.А. Под ред. Профессора Филипова А.Г. Криминалистика. М. Издательство Юрайт.2010. 441 с.
3. Н.П. Яблокова. Криминалистика. Учебник. М.2010. 785 с.
4. В.А. Бабанин, Б.К. Сбоев. Ответственность за взяточничество / «Законодательство и экономика», N 3, март 2004 г