Анализ изменений законодательства в части регулирования труда дистанционных работников
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(161)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(161)
Анализ изменений законодательства в части регулирования труда дистанционных работников
Прежде чем начинать рассматривать новые внесения изменений в Трудовой кодекс РФ, которые посвящены дистанционной работе и работникам, нужно начать с истории появления данных категорий в трудовом законодательстве, а также предпосылок их появления.
Данные понятия были включены в законодательство с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 05.04.2013 N 60-ФЗ (2 статья)[1]. Создана отдельная глава 49.1 Трудового кодекса РФ об особенностях регулирования труда дистанционных работников, которая включала в себя[2]:
1. Понятие дистанционной работы.
2. Понятие дистанционного работника.
3. Особенности заключения и изменения условий трудового договора о дистанционной работе.
4. Особенности организации и охраны труда дистанционных работников.
5. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника.
6. Особенности прекращения трудового договора о дистанционной работе.
Данные внесения изменений в 2013 году были обусловлены тем, что ранее данные трудовые отношения с работниками, работающими дистанционно, оформлялись в соответствии с положениями главы 49 Трудового кодекса РФ. Глава содержит особенности регулирования труда надомников, но по своему смыслу она больше относится к производству продукции. В соответствии со статьей 310 Трудового кодекса РФ[2], «надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счёт». То есть данные положения распространяются на лиц, изготавливающих что-либо только на дому. Однако дистанционная работа не подразумевает под собой работу исключительно на дому, она также подразумевает работу и вне места нахождения работодателя, его филиала или представительства.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что положений в законодательстве, регулирующих труд дистанционных работников, попросту не было, поэтому Трудовой кодекс нуждался в существенной доработке и реформированию в связи с тем, что понятие дистанционного труда шире надомного труда.
Разобравшись с предпосылками появления положений о дистанционной работе и работников в прошлом, мы можем перейти к современному осмыслению появления новых изменений в Трудовом кодексе в 2021 году. Весна 2020 года дала понять России и всему миру то, что регулирование труда дистанционных работников является первоочередной задачей в условиях распространения COVID-19. В это время был реализован массовый перевод работников на дистанционный формат во многих организациях и предприятиях. Очевидно, что данный перевод носит временный характер, однако действующая на тот момент редакция Трудового кодекса не предусматривала временной дистанционной работы. В Трудовом кодексе предусмотрено заключение только традиционного трудового договора или трудового договора о дистанционной работе, не подразумевающего нахождение рабочего места в офисе. Статьи 72.1 и 72.2 Трудового кодекса РФ регулируют временный перевод, под который ситуации эпидемии и нерабочие дни не распространяются, о чём говорится в Указах Президента РФ №206 от 25 марта 2020 года[3] и №239 от 2 апреля 2020 года[4].
Также в Пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в части регулировании дистанционной и удалённой работы» сказано о том, что положения главы 49.1 Трудового кодекса в редакции 2013 года сложноприменимы на практике, о чем свидетельствуют данные Росстата на 2019 год. В соответствии с ними из 67,1 миллионов занятых лишь 30 тысяч человек работали на основе трудового договора о выполнении работы на дому с использованием сети «Интернет». В сравнении с интернет-технологией фриланса, дистанционная работа в разы ей уступает по численности вовлечённых работников, что также говорит о сложности процедуры оформления дистанционного трудового договора.
Именно эти и другие проблемы стали толчком для создания законопроекта по внесению изменений в главу 49.1 Трудового кодекса РФ.
Был создан проект Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в части регулирования дистанционной (удалённой) работы и временного перевода работника на дистанционную (удалённую) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях»[5]. Инициаторами законопроекта выступили депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации в лице Председателя Государственной Думы Вячеслава Викторовича Володина, депутатов Сергея Ивановича Неверова, Андрея Константиновича Исаева и Михаила Васильевича Тарасенко, а также Председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко, членов Андрея Анатольевича Турчака, Андрея Александровича Клишаса и Инны Юрьевны Святенко.
Основной целью данного законопроекта является упрощение процедуры оформления дистанционного трудового договора, чтобы вовлечь большее количество потенциальных дистанционных работников в данную сферу и, так скажем, «облегчить жизнь» уже работающим гражданам. Для осуществления этой цели Государственная Дума ставит перед собой решение следующих задач:
- Отразить основные понятия о видах дистанционной работы, а именно ввести понятия временной и комбинированной дистанционной работы;
- Перейти на электронный документооборот;
- Исключить из старой редакции все противоречащие, утратившие актуальность нормы;
- Дополнить новую редакцию новыми основаниями расторжения дистанционного трудового договора, а также иными актуальными положениями.
Таким образом, Государственная Дума планировала практически полностью переписать главу 49.1 Трудового Кодекса РФ и добавить в неё новые статьи, которые бы восполняли законодательные пробелы прошлой редакции.
В ходе всех стадий принятия проекта Федерального закона Государственная Дума РФ, Комитеты Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, Правительство и Президент РФ имели схожую точку зрения по поводу принятии данного законопроекта и совместными усилиями добились его принятия. Данный законопроект не нёс за собой дополнительных финансовых затрат их бюджета государства, а также не нёс отмены положений других нормативно-правовых актов. 8 декабря 2020 года закон подписан Президентом РФ и в этот же день опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации».
Таким образом, данный законопроект, по нашему мнению, является одной из основных реформ в области права и заслуживает отдельного внимания со стороны непосредственного анализа его основных положений.