ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(348)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(348)
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
FEATURES OF POLICE ACTIVITIES TO PREVENT VIOLENT CRIMES IN THE SPHERE OF FAMILY AND DOMESTIC RELATIONS
Mochalov Artem Aleksandrovich
Student, Dubna State University, Russia, Dubna
Mikhailov Filipp Nikolaevich
Candidate of legal sciences, Associate Professor, Dubna State University, Russia, Dubna
Аннотация. В данной работе проводится анализ предотвращения и профилактики полицией насильственных преступлений в семье в настоящий период времени. Изучены законодательно закрепленные способы предупреждения таких преступлений. Приведены предложения повышения эффективности предупреждения насильственных преступлений в семейно-бытовой сфере.
Abstract. This paper analyzes police efforts to prevent and address violent domestic crimes currently in progress. Legislated methods for preventing such crimes are examined. Suggestions for improving the effectiveness of preventing violent domestic crimes are presented.
Ключевые слова: семья, насильственные преступления, предупреждение преступлений, участковый уполномоченный полиции, семейно-бытовое насилие, официальное предостережение.
Keywords: family, violent crime, crime prevention, district police officer, domestic violence, official warning.
Ещё в XVIII веке итальянский юрист и философ Чезаре Беккариа в трактате «О преступлениях и наказаниях» высказал мысль, что главной задачей любого хорошего законодательства является предупреждение преступлений, а не кара за них [7]. Данное утверждение актуально и на сегодняшний день. Своевременное предупреждение насильственных преступлений в сфере семейно-бытовых отношений, по нашему мнению, особенно важно, так как помогает, помимо предотвращения нарушения закона, сохранить семью и не допустить ухудшение психического состояния детей. В связи с этим, а также тем, что семья является фундаментальным институтом, необходимым для нормального функционирования общества и государства, проблема предупреждения полицией насильственных преступлений в указанной сфере нуждается в самом внимательном изучении.
Ивасюк О. Н., опираясь на данные статистики, сообщает о том, что жертвы тяжких насильственных преступлений в сфере семейно-бытовых отношений составляют более 40 процентов от общего числа пострадавших от подобных правонарушений [8]. Приведенная информация свидетельствует о том, что насильственные преступления в сфере семейно-бытовых отношений составляют значительную долю от насильственных преступлений вообще, кроме того, учитывая высокую латентность данных общественно-опасных деяний, в реальности такое соотношение может быть ещё больше.
На основании изложенного становится ясно, насколько велико практическое значение профилактических мероприятий, проводимых государственными органами с целью предупреждения бытового насилия в семьях.
Задача предупреждения правонарушений в соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" была возложена на подразделения, входящие в состав полиции. Особую значимость в рамках рассматриваемой темы имеет деятельность участковых уполномоченных полиции, которые, в соответствии с имеющейся обязанностью по выполнению индивидуальной профилактической работы с поднадзорными и состоящими на профилактическом учёте лицами, осуществляют превентивные мероприятия в целях снижения риска совершения насильственных преступлений в сфере семейно-бытовых отношений. Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 закрепляет перечень лиц, совершающих правонарушения в семейно-бытовой сфере, в отношении которых необходимо проведение индивидуальной профилактической работы. Участковый уполномоченный полиции обязан осуществляет данные мероприятия не реже одного раза в квартал на протяжении одного года с момента принятия решения о необходимости их проведения в отношении лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 6.1.1 КоАП или уголовной ответственности по статьям 112, 115, 116, 116.1, 117, 119 УК, а также в отношении которых принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктом 5 части первой статьи 24, статьями 25 и 25.1, частями первой и пятой статьи 319 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [3].
В 2019 году ФЗ «О полиции» был дополнен важной новеллой [2] – сотрудники полиции получили право объявлять физическому лицу официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, а приказ МВД России от 04.03.2020 № 119 закрепил порядок объявления такого постановления, его содержание и форму. По нашему мнению, данное нововведение может быть эффективным инструментом профилактики преступного насилия в семейно-бытовых отношениях. В большинстве случаев лицо, совершающее противоправную насильственную деятельность в сфере семейно-бытовых отношений, не обладает выдающимися волевыми качествами и не стремится явно совершить насильственное преступное деяние в отношении члена своей семьи [5]. Соответственно, своевременное объявление такому лицу официального предостережения сотрудником правоохранительных органов с большой вероятностью предотвратит его дальнейшее преступное поведение.
Некоторые специалисты в области права отмечают, что в сфере домашнего насилия также нередко совершаются насильственные преступления, ответственность за которые предусмотрена ст. 110, 113, 114, 131 УК РФ [6]. Тем не менее, действующее законодательство не обязывает сотрудников полиции проводить индивидуальную профилактическую работу с лицами, которые были привлечены к ответственности по данным статьям за преступления в сфере семейно-бытовых отношений. В связи с этим, считаем необходимым включить вышеупомянутые статьи в п. 33.3 Приказа МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 “О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности” и изложить данный пункт в следующей редакции:
«3.3. Допускающими правонарушения в семейно-бытовой сфере:
а) основанием для проведения индивидуальной профилактической работы является привлечение лица к административной ответственности по статье 6.1.1 КоАП или уголовной ответственности по статьям 110, 112, 113, 114, 115, 116, 116.1, 117, 119, 131 УК, а также принятое решение об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктом 5 части первой статьи 24, статьями 25 и 25.1, частями первой и пятой статьи 319 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по факту допущения лицом правонарушения в семейно-бытовой сфере».
Отмечается, что в настоящее время на территории Российской Федерации недостаточное внимание уделяется проблеме раннего предупреждения совершения тяжких преступлений одним членом семьи в отношении другого [9]. Данный факт серьёзно осложняет эффективную борьбу с преступным семейно-бытовым насилием, так как совершению подобных тяжких и особо тяжких преступлений обычно предваряет совершение правонарушителем преступлений небольшой или средней тяжести или административных правонарушений, причём часто данные события совершаются неоднократно. В значительной мере это связано с чрезмерной загруженностью и некомплектом участковых уполномоченных полиции, а также с тем, что не все такие сотрудники обладают специальными знаниями в области психологии и конфликтологии [10], позволяющими своевременно предотвратить преступление.
Решением данной проблемы могло бы стать создание и разработка правовой основы деятельности аналогичных подразделениям по делам несовершеннолетних структурных единиц в органах внутренних дел, основной задачей которых стала бы профилактика, выявление и пресечение административных правонарушений и преступлений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений. Создание таких подразделений не только бы позволило лучше предотвращать и пресекать указанные деяния благодаря наличию специальных знаний и навыков, но и значительно бы снизило нагрузку на иных сотрудников полиции, соответственно, общая бы эффективность правоохранительных органов увеличилась.
Подводя итог вышесказанному, приходим к выводу, что на текущий момент именно полиция является основным субъектом предупреждения насильственных преступлений в семейно-бытовой сфере. Сотрудники полиции, от профессионализма и наличия закрепленных нормативно-правовыми актами полномочий у которых зависит успешность предупреждения таких правонарушений, применяют установленные действующим законодательством меры противодействия к лицу, совершившему или готовому совершить правонарушение, ведут профилактический учёт подобных нарушителей. Несмотря на определенные недостатки, существующее в настоящий момент законодательство предоставляет сотрудникам полиции хорошо зарекомендовавшие себя и эффективные способы профилактики и предотвращения насильственных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений. Кроме того, из-за наличия в большинстве случаев в основе семейно-бытового насилия экономических и социальных проблем – безработицы, алкогольной и наркотической зависимостей, низкого уровня жизни, присутствия различных заболеваний – решение рассматриваемой проблемы возможно только при согласованных и энергичных действиях всех субъектов предупреждения семейно-бытового насилия.

