Статья:

Регламент как источник правового регулирования административных процедур

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(162)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Зайцев В.А. Регламент как источник правового регулирования административных процедур // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 26(162). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/162/96505 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Регламент как источник правового регулирования административных процедур

Зайцев Вадим Аркадьевич
магистрант, Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Москва
Гудков Игорь Валентинович
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры государственного и муниципального управления, Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

Органы исполнительной власти осуществляют большое количество разнообразных функций, в связи с чем, регулирование их деятельности осуществляется на основе большого числа различных нормативно-правовых актов, которые регулируют каждый вид административной деятельности исполнительного органа власти.

Виды нормативно-правовых актов, которые издаются в органах исполнительности власти определены в пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» [3] где указано, что нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Таким образом, данное постановление содержит исчерпывающий перечень видов нормативно-правовых актов, которые могут издавать органы исполнительной власти и расширение данного списка возможно лишь внесением изменений в пункт 2 указанного постановления.

Однако, в результате реформирования административной деятельности органов исполнительной власти, был издан большой массив документов, с наименованием «административный регламент».

По мнению ученого-административиста А. Ф. Ноздрачева, «в ходе административной реформы осознана необходимость резкого усиления законодательного регулирования административных процедур – порядка осуществления органами исполнительной власти действий в целях реализации их компетенции. Первоочередной признана необходимость разработки административных регламентов» [4].

После появления нового термина в научной среде встал вопрос о сущности и правовой природе административных регламентов.

В частности, К. В. Давыдов отмечал, что «институт административных регламентов федеральных органов исполнительной власти можно отнести к числу новейших и весьма интенсивно развивающихся явлений административно-правовой реальности» [5].

До того момента как законодательно был закреплен термин «административный регламента» а научной среде было сформулировано множество различных авторских определений.

Например, Филатова А. В. под административным регламентом понимает «нормативный правовой акт, устанавливающий административную процедуру (административные процедуры), то есть действия или совокупность действий (решений) исполнительного органа государственной власти, его структурных подразделений и должностных лиц, производимых с определенной целью при осуществлении их полномочий»[6].

Ключевым отличием административного регламента как правовой формы регулирования административно-публичной деятельности от таких нормативно-правовых актов как указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, правила, инструкции и другие нормативные правовые акты является их содержание. Административные регламенты, в первую очередь содержат сроки и последовательность действий (административных процедур) органа государственной власти, так же они содержат порядок взаимодействия между различными структурными подразделениями этого органа и его должностными лицами, механизмы и последовательности взаимодействия органа власти, его структурных подразделений и должностных лиц с другими   органами власти в процессе реализации этими органами их функций.

Нормативное закрепление понятия «административный регламент» реализовано в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»[1], который содержит следующую дефиницию административного регламента – это «нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги».

Однако, помимо указанной в ФЗ № 210-ФЗ существует еще и дефиниция административного регламента, которая указана в  Постановлении Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (вместе с «Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций», «Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг», «Правилами проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг»)[2].

Федеральный закон №210-ФЗ содержит в себе требования к процедуре оказания государственных услуг, при этом государственная услуга - это экономическая деятельность, представляющая общий интерес, которая определяется, создается и контролируется государственными органами и в той или иной степени регулируется особым правовым режимом, независимо от того, осуществляется ли она на самом деле государственным или частным органом. В России в настоящее время создана сеть МФЦ, основными задачами которых является оказание государственных и муниципальных услуг, максимально эффективно и комфортно для граждан. Именно с данной целью регулирование оказания государственных услуг осуществляется на основании четко структурированных административных регламентов.

В период после принятия Закона №210-ФЗ регулирование административных процедур в органах государственной власти претерпело существенные изменения и в настоящее время можно констатировать, что нормативная база для реализации административных процедур сформирована на достаточном уровне.

Однако, все же существует правовая неопределенность сущности административного регламента как нормативно-правового акта исходя из отсутствия подобного поименованного нормативно-правового акта в перечне, установленном в Постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, которая требует дальнейшего исследования, развития и закрепления.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" ( в ред. от  от 28 июня 2021 г. )// Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 31 ст. 4179
2. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг" (с изменениями и дополнениями от 3 ноября 2018 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 30 мая 2011 г. N 22 ст. 3169
3. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (с изменениями и дополнениями от РФ от 18 марта 2021 г. )//  Собрание законодательства Российской Федерации от 18 августа 1997 г. N 33 ст. 3895
4. Ноздрачев А. Ф. Административная реформа: законодательный контекст // Административная реформа: проблемы развития и совершенствования. М.: Институт государства и права РАН, 2006. № 2.
5. Давыдов К. В. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: вопросы теории: монография / под ред. Ю. Н. Старилова. М.: NOTA BENE, 2010. 390 с.
6. Филатова А. В. Регламенты и процедуры в сфере реализации государственного контроля (надзора) / под ред. Н. М. Конина. Саратов: Научная книга, 2009. 280 с.