Статья:

Оптимизация логистической системы

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(163)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Иншаков С.С. Оптимизация логистической системы // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 27(163). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/163/96576 (дата обращения: 01.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Оптимизация логистической системы

Иншаков Сергей Сергеевич
студент 3 курса, Российский университет транспорта (МИИТ), РФ, г. Москва
Шепелин Генадий Ильич
научный руководитель, канд. экон. наук, доц., Российский университет транспорта (МИИТ), РФ, г. Москва

 

Любая транспортная компания, стремится улучшить, удешевить и ускорить процесс доставки грузов. В процессе работы часто возникают вопросы, касающихся определения необходимого числа сотрудников, размеров складов, выборе перегрузочного оборудования и транспортных средств. Однако ограниченность компании в ресурсах приводит к другому вопросу: какие задачи можно решать силами компании и какие оставить посредникам?

Например, для создания собственного склада нужны вложения средств в его строительство и складское оборудование. Перевозка грузов требует наличие собственных или арендованых транспортных средств, а также их обслуживание.

Оптимизация логистической системы начинается с выбора наиболее подходящих вариантов маршрутов транспорта, мест для размещения складов, определения необходимого уровня запаса товара на складе. При этом качество работы - уровень сервиса, временно ограничивается.

Следующим этапом оптимизации может стать концепция Just In Time (Точно в срок). Это одна из наиболее распространённых логистических концепций в мире. Если производители товара надёжные, работают без сбоев и спрос на товар стабильный, можно рассчитать всю цепочку поставки товара покупателю без использования промежуточных складов. При таком подходе время на реализацию продукции сокращается до 2 раз, по сравнению с вариантом использующим склады и сортировку товара. Затраты на внедрение этой технологии быстро окупаются.

Повышение качества транспортных услуг приводит к улучшению имиджа фирмы, увеличению числа заказчиков перевозок и увеличению прибыли. Но слишком высокий уровень сервиса не приводит к большому росту прибыли, т.к. затраты на достижение избыточного уровня сервиса больше эффекта от инвестиций. [1]

Как можно устранить неопределённости в логистической системе? Для этого необходимо изучить способность компании управлять запасами и изменять планы поставок в соответствии с заявками заказчиков. Также анализируется время, затраченное на выполнение заявки и доставки товара.

Существуют методики LFA Quick Skan и LFA Full Audit. Суть этих методов заключается в том, что сторонние логисты-аудиторы внедряются в логистическую систему и работают 2 - 3 месяца в компании. За это время эксперты составляют полую картину состояния логистики компании и выявляют логистические издержки. В результате специалисты составляют рекомендации по улучшению логистической структуры, а также внедряют их на практике.

Увеличение скорости движения товаров может быть достигнуто за счёт электронного обмена данными. Развитие сети интернет намного упростило обмен информацией между изготовителями продукции, диллерами, банками, перевозчиками, страховыми компаниями. За счёт быстрого обмена информацией партнёры действуют быстро и координированно. Наибольший эффект от электронного обмена данными наблюдается в международной торговле, где любая проблема может иметь серьёзные последствия и значительные финансовые потери.

Информационные и материальные потоки довольно часто пересекаются, например, при вводе данных в компьютерную систему с транспортных накладных или считывании с помощью штрих-кода. Но информация может считываться с ошибками или теряться. В таких случаях необходимо проверять достоверность и точность данных до их передачи. Переданная информация должна быть полной и корректной. Однако, нельзя допускать ввода одной и той же информации несколько раз - избыточности данных, т.к. это влечёт дополнительные расходы. Применение автоматизированных систем обработки информации позволяет ускорить процесс сбора информации. С другой стороны, эффект от них может отсутствовать из-за низкой квалификации сотрудников или экономии компании на штате. [2]

Если посмотреть на транспортную компанию с точки зрения бизнеса, можно найти ещё несколько видов оптимизации:

Оптимизация персонала - поиск дублирующих и ненужных функций с последующим переводом сотрудников на другие должности. Часто люди думают, что оптимизация персонала - это сокращение штата. В более широком понимании оптимизация персонала позволяет повысить эффективность работы коллектива даже без сокращения штата.

Аутсорсинг логистики - еще один вид снижения затрат - вывод некоторых функций за пределы компании. В таком способе есть как плюсы, так и минусы. В России сейчас наиболее распространён складской, транспортный и hr аутсорсинг.

В ходе оптимизации вносятся изменения в работу системы управления закупками и запасами, служб доставки, работу складов, оптимизируется система планирования и улучшается взаимодействие с клиентами, поставщиками и партнёрами.

Оценка эффективности оптимизации происходит на основе экспертной оценки прироста объёма продаж за выбранный период. Проще всего оценить прозрачность и качество управления компанией. Намного сложнее оценить насколько улучшение качества управления повлияло на эффективность работы в целом. [3]

Автоматизация логистики даёт возможность увеличить скорость обработки заявок, автоматически заполнять договора и транспортные накладные. Благодаря использованию стандартных форм на сайте компании, заказчик может сам расчитать стоимость перевозки груза и отправить заявку с указанием вида груза, его характеристик, адреса и сроков доставки.

Мониторинг транспортных средств позволяет не только получать информацию о текущем месте и передвижениях груза, но и контролировать работу транспорта. Отслеживание автомобилей и анализ собранной информации позволяет снизить расходы на обслуживание транспортных средств, находить отклонения машин от запланированных маршрутов, контролировать расход топлива, выявлять случаи слива топлива водителями, контролировать режим труда и отдыха, снижать вероятность возникновения аварийных ситуаций, экономить топливо за счёт точного подсчёта необходимого его количества. [4]

Главное в оптимизации логистической системы - это системный подход. Для улучшения эффективности работы компании необходимо постоянно составлять планы и принимать решения на основе расчётов и данных. В компании, которая занимается оптимизацией, логистические процессы не стоят на месте, а совершенствуются ежедневно.

 

Список литературы:
1. Оптимизация логистической системы, управление логистическими процессами, цели, критерии, риски [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.lobanov-logist.ru/library/353/61562/ (Дата обращения: 12.07.2021).
2. Оптимизация логистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://znaytovar.ru/s/Optimizaciya-logistiki.html (Дата обращения: 12.07.2021).
3. Как оптимизировать логистику компании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logistics-optimization.ru/ (Дата обращения: 13.07.2021).
4. Оптимизация затрат для логистики грузоперевозок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://atlaschain.ru/optimizacziya-zatrat-dlya-logistiki-gruzoperevozok/ (Дата обращения: 14.07.2021).