О бурятских народных загадках
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(167)
Рубрика: Филология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(167)
О бурятских народных загадках
Аннотация. В данной статье дается краткий анализ бурятских загадок как одного из жанров фольклора бурят. Кроме того, в ней указаны некоторые пути сохранения и развития данного жанра в современных условиях.
Ключевые слова: фольклор, загадка, жанр, реальность, традиционная духовная культура и др.
Фольклор как часть традиционной духовной культуры любого народа является одним из важных источников познания действительности. В частности, бурятский фольклор включает в себя следующие жанры: улигеры, сказки (волшебные, бытовые, анималистические), пословицы, поговорки, загадки, благопожелания, песни и другие. К примеру, в загадках ярко отражены особенности хозяйственно-бытового уклада народа, особенности его образа жизни, образа мышления, образа поведения. Бурятские загадки рассматривались в трудах таких ученых исследователей, как Н.О. Шаракшинова, С.С.Бардаханова, Б.Будаев и другие.
Актуальность нашей темы заключается в том, что загадки, в числе других факторов, являются верным показателем особенностей образа жизни того или иного народа. В них сохраняются элементы мифологизированности предметов или явлений, способствующие формированию иносказательности в их выражении, что является одной из основных черт загадок, по словам известного бурятского ученого-фольклориста Н.О.Шаракшиновой (4).
По содержанию бурятские загадки делятся на следующие: загадки о явлениях природы, о хозяйственно-бытовом укладе жизни народа, морально-нравственных ценностях в представлении человека, о животном мире и другие, по мнению другого ученого-исследователя С.С. Бардахановой (1). В частности, загадки о животном мире составляют достаточно большой пласт(2). Так, например, интерес вызывает следующая загадка о животных:
Бээлэй бэлшэбэ,
Бэгсэргэ сомсорбо,
Заадай зангаба,
Забхуул хорибо.
(Хонин, хирээ, нохой , шоно - овца, ворона, собака, волк)
Среди бурятских загадок много места занимают загадки о растительном мире. К примеру, в загадке о кедровой шишке в весьма образной форме говорится следующее: «Yндэр уула нютагтай, үбгэн буурал эсэгэтэй, ягаа улаан хасартай, яагаа гоехон басаган бэ, яажа тэрээндэ хүрэхэбиб?» - «Родимое место – высокая гора, отец её – седой старец, розовощёкая, красивая девушка, но как до неё добраться?».
Как было отмечено выше, в загадках отражаются многие особенности хозяйственно-бытовой деятельности бурят. Это скотоводство, охота, земледелие, и другие. К примеру, бурятские загадки о посеве и всходах (3):
Бооридо бугын шагай булааб, На сопках зарыл изюбриные лодыжки-
Yhээ үрзээлгэжэ, нюдэеэ Поди ж, волосами уже обрастают,
hэрмэйлгэжэ байна гү даа. Да глазами уже моргают.
О стряпне хлеба говорится в следующей загадке:
Ороходоо - нойтон Заходит – сырой,
Гарахадаа - хуурай. А выходит – сухой.
У бурят издавна было развито кузнечное дело. Мастера-кузнецы умели делать из металла различные предметы домашнего хозяйства. К примеру, загадка о ножницах:
Хоёр үзүүртэй, Два острия,
Хоёр мүртэй, Два плеча,
Тэг дундаа хадааhатай. Посередине гвоздь.
(Хайша) (Ножницы)
Все эти загадки рифмованны, аллитерированны и ритмичны по своему звучанию.
Особый интерес вызывают загадки-триады и загадки-четвериады. Эти загадки отличаются философичностью содержания и поэтичностью формы отгадок. Так, например, в народе были популярны следующие загадки-триады, загадки-четвериады:
Дэлхэйн гурбан түргэн – В мире три быстрых
Буудахада, hомон түргэн,
хурса нюдэнэй хараса түргэн,
ухаантай хүнэй бодол түргэн)
Когда стреляешь, пуля быстра,
у острого зрения взгляд быстрый,
у умного человека мысли быстрые
Дэлхэйн гурбан сагаан – В мире три белых
Yбэлэй сагай саhан сагаан,
үбгэн хүнэй үhэн сагаан,
үхэhэн хүнэй яhан сагаан.
Примеры народных загадок-четвериад - дүрбэлжэн-таабаринууд:
Дэлхэйн дүрбэн хүнгэн – В мире четыре легких.
Хурса хутагын эри хүнгэн,
хурдан мориной хүл хүнгэн,
худалша хүнэй хэлэн хүнгэн,
хулгайша хүнэй гар хүнгэн.
У острого ножа лезвие легко,
у быстрого коня ноги легкие,
у лжеца язык легок,
у вора рука легка.
Дэлхэйн дүрбэн хүндэ – В мире четыре тяжелых.
Хүлеэгдээгүй айлшаниие угтахань хүндэ,
Yргэхэдэ, газарта хэбтэhэн шулуун хүндэ,
Буддын шажанай hургаал шудалхань хүндэ,
Бууралтанай үгэ хүндэ.
Тяжело привечать неожиданного гостя,
Тяжело поднимать камень с земли,
Тяжело изучать учение Будды,
Тяжело усваивать наказ старцев.
Одними из важных путей для сохранения и развития данного фольклорного жанра, на наш взгляд, кроме научно-исследовательской работы по сбору и изучению старинных загадок, являются публикация книг с загадками на бурятском языке и, естественно, с переводами на русский для разных возрастных групп, регулярные передачи на радио и телевидении о бурятских загадках, включение предмета под общим названием «Бурятские народные загадки» в учебную программу в детских садах, школах и даже в ссузах и вузах, проведение республиканских, региональных и международных конкурсов знатоков загадок, стимулирование работы по созданию новых загадок с новым содержанием среди учащихся и студентов.
Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что загадки являются одним из верных путей познания этнокультурных особенностей народа. Благодаря загадкам, у человека формируются такие качества, как образное мировосприятие, позитивное отношение к окружающему миру, умение видеть необычное в обычной жизни и другие.