Статья:

О бурятских народных загадках

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(167)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Цыреторова С.Г. О бурятских народных загадках // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 31(167). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/167/97690 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

О бурятских народных загадках

Цыреторова Сэлмэг Гармажаповна
студент, Восточно-Сибирский государственный институт культуры, РФ, г. Улан-Удэ
Нимаева Ирина Бальжинимаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, Восточно-Сибирский государственный институт культуры, РФ, г. Улан-Удэ.

 

Аннотация. В данной статье дается краткий анализ бурятских загадок как одного из жанров фольклора бурят.  Кроме того, в ней указаны некоторые пути сохранения и развития данного жанра в современных условиях.

 

Ключевые слова: фольклор, загадка, жанр, реальность, традиционная духовная культура и др.

 

Фольклор как часть традиционной духовной культуры любого народа является одним из важных источников познания действительности. В частности, бурятский фольклор включает в себя следующие жанры: улигеры, сказки (волшебные, бытовые, анималистические), пословицы, поговорки, загадки, благопожелания, песни и другие. К примеру, в загадках ярко отражены особенности хозяйственно-бытового уклада народа, особенности его образа жизни, образа мышления, образа поведения. Бурятские загадки рассматривались в трудах таких ученых исследователей, как Н.О. Шаракшинова, С.С.Бардаханова, Б.Будаев и другие.

Актуальность нашей темы заключается в том, что загадки, в числе других факторов, являются верным показателем особенностей образа жизни того или иного народа. В них сохраняются элементы мифологизированности предметов или явлений, способствующие формированию иносказательности в их выражении, что является одной из основных черт загадок, по словам известного бурятского ученого-фольклориста Н.О.Шаракшиновой (4).

По содержанию бурятские загадки делятся на следующие: загадки о явлениях природы, о хозяйственно-бытовом укладе жизни народа, морально-нравственных ценностях в представлении человека, о животном мире и другие,  по мнению другого ученого-исследователя С.С. Бардахановой (1). В частности, загадки о животном мире составляют достаточно большой пласт(2). Так, например,  интерес вызывает следующая загадка о животных:

Бээлэй бэлшэбэ,                                      

Бэгсэргэ сомсорбо,                                  

Заадай зангаба,                                       

Забхуул хорибо.                                      

(Хонин, хирээ, нохой , шоно - овца, ворона,  собака, волк)                   

Среди бурятских загадок много места занимают загадки о растительном мире. К примеру, в загадке о кедровой шишке в весьма образной форме говорится следующее: «Yндэр уула нютагтай, үбгэн буурал эсэгэтэй, ягаа улаан хасартай, яагаа гоехон басаган бэ, яажа тэрээндэ хүрэхэбиб?» - «Родимое место – высокая гора, отец её – седой старец, розовощёкая, красивая девушка, но как до неё добраться?».

Как было отмечено выше, в загадках отражаются многие особенности хозяйственно-бытовой деятельности бурят. Это скотоводство, охота, земледелие, и другие. К примеру, бурятские загадки о посеве и всходах (3):

Бооридо бугын шагай булааб,        На сопках зарыл изюбриные лодыжки-

Yhээ үрзээлгэжэ, нюдэеэ                   Поди ж, волосами уже обрастают,

hэрмэйлгэжэ байна гү даа.                  Да глазами уже моргают.

О стряпне хлеба говорится в следующей загадке:

Ороходоо - нойтон                          Заходит – сырой,

Гарахадаа - хуурай.                         А выходит – сухой.

У бурят издавна было развито кузнечное дело. Мастера-кузнецы умели делать из металла различные предметы домашнего хозяйства. К примеру, загадка о ножницах:

Хоёр үзүүртэй,                                  Два острия,

Хоёр мүртэй,                                  Два плеча,

Тэг дундаа хадааhатай.                        Посередине гвоздь.

(Хайша)                                           (Ножницы)

Все эти загадки рифмованны, аллитерированны и ритмичны по своему звучанию.

Особый интерес вызывают загадки-триады и загадки-четвериады. Эти загадки отличаются философичностью содержания и поэтичностью формы отгадок. Так, например, в народе были популярны следующие загадки-триады, загадки-четвериады:

Дэлхэйн гурбан түргэн – В мире три быстрых

Буудахада, hомон түргэн,

хурса нюдэнэй хараса түргэн,

ухаантай хүнэй бодол түргэн)

Когда стреляешь, пуля быстра,

у острого зрения взгляд быстрый,

у умного человека мысли быстрые

Дэлхэйн гурбан сагаан – В мире три белых   

Yбэлэй сагай саhан сагаан,

үбгэн хүнэй үhэн сагаан,

үхэhэн хүнэй яhан сагаан.

Примеры народных загадок-четвериад - дүрбэлжэн-таабаринууд:

Дэлхэйн дүрбэн хүнгэн – В мире четыре легких.

Хурса хутагын эри хүнгэн,

хурдан мориной хүл хүнгэн,

худалша хүнэй хэлэн хүнгэн,

хулгайша хүнэй гар хүнгэн.

У острого ножа лезвие легко,

у быстрого коня ноги легкие,

у лжеца язык легок,

у вора рука легка.

Дэлхэйн дүрбэн хүндэ – В мире четыре тяжелых.

Хүлеэгдээгүй айлшаниие угтахань хүндэ,

Yргэхэдэ, газарта хэбтэhэн шулуун хүндэ,

Буддын шажанай hургаал шудалхань хүндэ,

Бууралтанай үгэ хүндэ.

Тяжело привечать неожиданного гостя,

Тяжело поднимать камень с земли,

Тяжело изучать учение Будды,

Тяжело усваивать наказ старцев.

 

Одними из важных путей для сохранения и развития данного фольклорного жанра, на наш взгляд, кроме научно-исследовательской работы по сбору и изучению старинных загадок, являются публикация книг с загадками на бурятском языке и, естественно, с переводами на русский для разных возрастных групп, регулярные передачи на радио и телевидении о бурятских загадках, включение  предмета под общим названием «Бурятские народные загадки» в учебную программу в детских садах, школах и даже в ссузах и вузах, проведение республиканских, региональных и международных конкурсов знатоков загадок, стимулирование работы по созданию новых загадок с новым содержанием среди учащихся и студентов.

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что загадки являются одним из верных путей познания этнокультурных особенностей народа. Благодаря загадкам, у человека формируются такие качества, как образное мировосприятие, позитивное отношение к окружающему миру, умение видеть необычное в обычной жизни и другие.

 

Список литературы:
1. Бардаханова С.С. Бурятские сказки о животных. - Улан – Удэ, 1974.
2. Бардаханова С.С. Малые жанры бурятского фольклора - Улан-Удэ, 1980. 
3. Будаев Б.Ц. Загадки монгольских народов.- Улан-Удэ, 1980
4. Шаракшинова Н.О. Бурятский фольклор. – Иркутск, 1968