Статья:

ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ДИСКУССИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(167)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Кутикова А.В. ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ДИСКУССИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 31(167). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/167/97830 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ДИСКУССИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Кутикова Анна Вячеславовна
магистрант, ФГБОУ ВО Алтайский государственный педагогический университет, РФ, г. Барнаул
Кустова Светлана Викторовна
научный руководитель,

 

TEACHING FOREIGN LANGUAGE DISCUSSION FOR HIGH SCHOOL STUDENTS

 

Anna Kutikova

Master’s Degree student, Altai State Pedagogical University, Russia, Barnaul

 

Аннотация. В современных условиях образование призвано давать не только знания, но и развивать у обучающихся ряд важных для дальнейшей жизни компетенций. Компетенции, связанные с умением выражать свои мысли, аргументировать своей ответ сегодня особенно важны. Наиболее продуктивным способом развития коммуникативной компетенции у учащихся старших классов является обмен идеями и мыслями в ходе речевого взаимодействия. В статье рассмотрены психологические характеристики старшеклассников, как возрастной категории. Были сделаны выводы о специфики обучения детей в данном возрасте. В статье описан такой вид речевой деятельности как говорение, а так же психологические особенности данного вида. Проанализировано формирование дискутивных умений и методика обучения иноязычной дискуссионной речи у учащихся старших классов.

Данное исследование ведется в рамках диссертационной работы по теме «Обучение иноязычной дискуссии старшеклассников» с целью разработки технологию организации урока дискуссии.

Abstract. In modern conditions, education is designed to provide not only knowledge, but also to develop an important competencies for future life. The competencies associated with the ability to express one's thoughts, to argue for one's answer are especially important today.The most effective way to develop the communicative competence of high school students is to exchange ideas and thoughts during verbal interaction. The article examines the psychological characteristics of high school students as an age category. Conclusions were made about the specifics of teaching children at a given age. Scientific article describes such a type of speech activity as speaking, as well as the psychological characteristics of this type. There are the analyze of the formation of discussion speech high school students.

This research is carried out in the dissertation work on the topic "Teaching a foreign language discussion for high school students" in order to develop a system for organizing a discussion lesson.

 

Ключевые слова: обучение говорению, дискуссия, интерактивное обучение, старшие классы, инновационные методы.

Keywords: teaching speaking, discussion, interactive teaching, high school students, innovative methods.

 

В современных условиях к образованию выдвигается ряд требовании. Наиболее важная задача, которую призвана решить школа, является формирование у учащихся ключевых компетенций. Так, например, выпускник должен уметь получать знания самостоятельно, уметь использовать их на практике в различных ситуациях. Помимо этого у учащегося старших классов должно быть критическое мышление, способность решить возникающие трудности рационально и творчески [4, C.65-66].   Помимо этого учебно - познавательный процесс должен быть организован интересно и должен охватывать всех учащихся.

Все поставленные для старшеклассников задачи в условиях современного образования могут быть разрешены преподавателем с помощью использования интерактивных методов и инновационных приемов обучения.

Возраст учеников 9-11 классов соответствует такому жизненному этапу как ранняя юность. Именно в данный период ребенок сталкивается с реальностями взрослой жизни. В возрасте 15- 17 лет ведущей деятельностью является учебно – профессиональная [8, С.111-124].

Для юношеского возраста такая психологическая категория как «Я» выходит на первый план. Начинает закладываться система представлений о себе, которые в свою очередь не всегда могут быть истинными. Она является своего рода психологической реальностью, которая в дальнейшем накладывает свой отпечаток на поведение, мысли и переживания. Помимо этого, для юноши появляется фактор времени, благодаря которому он «начинает жить будущим» [1, C.24-36]. Это является следствием усилением личностного контроля, усовершенствованием навыка самоуправления. Происходит переход на новую, более высокую стадию интеллектуальное развитие. Помимо этого, очень важным приобретением юности является навык рефлексии и умение систематизировать полученные путем самоанализа знания [9, С. 11]. Например, о своих эмоциях, поступках, переживаниях. Если раньше у подростка был просто образ идеального себя, то сейчас он начинает сравнивать себя с ним, что благоприятно сказывается на самовоспитании и появлении волевой регуляции.

Все психологические особенности учащихся старшей ступени школы несомненно положительно влияют на укрепление связи между познавательными и учебными интересами. Появляется все большая избирательность к приоритетным учебным предметам, и в то же время появляется желание разрешить общие мировоззренческие задачи, затрагивающие моральные ценности.

Задача учителя на данном этапе, помочь решить возникающие различного рода проблемы, создавая такие условия, в которых учащийся сможет найти решения самостоятельно. Мы считаем, что урок иностранного языка является отличной основой для развития коммуникативных качеств у учащихся, т.к. именно в процессе говорения происходит обмен идеями и мыслями.

Если рассмотреть говорение с точки зрения психологии, то его можно отнести к довольно сложным процессом.

Говорение это умение, которое предполагает появление у ученика прочных моторно-слуховых связей, автоматизированного владения языковыми явлениями и способность выражения собственных мыслей.

Поскольку в процессе говорения мы передаем напрямую не наши мысли и волеизъявления, а лишь определенные сигналы языка через воздушную среду или по различным линиям связи, собеседник, получая множество сигналов, старается восстановить их в мысль, опираясь на свой жизненный опыт и знания о системе языка [7, С.58-61].

Истинное владение языком возможно тогда, когда человек умеет выражать свои мысли на изучаемом иностранном языке. Психологические исследования, изучавшие память, подтверждают, что простое запоминание различных сведений обеспечивает только верное воспроизведение этой информации [6, С.45]. В случае, когда выученное понятие необходимо использовать в новой ситуации очень часто возникают затруднения. Это объясняется тем, что при заучивании материала и его не осмысления, в будущем сказывается негативно на активно-творческом употреблении выученного объема информации. Для того, что бы владение полученными знаниями стало активно - творческим необходима деятельность мышления.

Для качественной и творческой речевой деятельности необходим ряд предпосылок. Преподавателю очень важно выстроить учебный процесс таким образом, что бы трудности, возникающие при активно-творческом использовании полученных знаний, появлялись как можно реже во время уроков иностранного языка.

Обучение говорению необходимо начинать с базовых основ, таких как становления произносительных навыков, формирования грамматических и лексических навыков, умения воспринимать иностранную речь на слух (аудирования). В начале обучения процесс этих навыков неразделим, поскольку во время разъяснения новых структур одновременно происходит изучение новых фонем, лексики и интонационной конструкции. Изучаемую конструкцию необходимо повторить за диктором или учителем, на следующем этапе ее следует применить в микродиалогах, а уже дальше, при наличие необходимого количества структур соответствующих учебной теме можно объединить их в монологи или диалоги.

Однако следует помнить, что вышеперечисленные этапы обеспечивают речь только тогда, когда у ученика есть намерение участвовать в беседе. Мотив формируется с помощью речевой ситуации.

В учебных условиях это можно осуществить только в процессе дискуссии, обсуждения, спора. Дискуссия является разновидностью полемической публичной речи. Она возникает тогда, когда происходит столкновение полярных точек зрения на одну и ту же проблему.

Мы считаем, что дискуссия является достаточно эффективной технологией, поскольку в процессе происходит максимальное взаимодействие учащихся. Дискуссия обеспечивает возможность открыто выражать свои мысли и отношение к теме, отстаивать свою позицию. Изучению дискуссии как средству развития коммуникативных умений посвящены работы Е.С. Амандиевой, Н.О. Балакиной, В.К. Иванова, И.Г. Морозовой, И.А. Наджафова и др. Важная роль дискуссии в учебно-воспитательном процессе отмечается в научных работах Н.Н. Дианиной, И.А. Зимней, М.В. Кларина, Р.П. Мильруда, Е.И. Пассова и др.

Для того, что бы дискуссия была результативной необходимо соблюдать следующие условия:

  • обеспечение должного информирования и подготовки учащихся к дискуссии;
  • употребление однозначных понятий, во время проведения дискуссии;
  • обеспечение взаимовежливого поведение, недопустимость высказываний, задевающих личность оппонента;
  • обозначение четкого регламента выступления каждого участника;
  • стремление включить полностью всю группу в дискуссию, объяснить важность участия каждого учащегося в данном процессе;
  • обучение учащихся навыку ведения дискуссий, обязательная совместная выработка правил и норм групповой коммуникации;
  • обозначение четкой позиции преподавателя как руководителя дискуссии. Роль должна заключаться в побуждении учащихся к обсуждению, объединение мнений и подведение итогов дискуссии. Преподаватель не должен навязывать свою точку зрения, не делать ее доминирующей, хотя и может высказать свое мнение по вопросу.

Перед проведением урока-дискуссии преподавателю необходимо заготовить клеше в соответствии с темой урока [5, C.84-88]. Однако следует так же постепенно знакомить учеников с фразами - клеше, которые могут быть использованы в любой дискуссии. К таким фразам можно отнести например Yes, you are right, but… I can agree with you to a certain extent but… From my point of view … In my opinion… Please, pay attention to the fact that.

Мотивация и желание участвовать в дискуссии во многом зависит от того, какая тема заложена в основу [2, C.3-9]. Тема должна быть близка подростковому возрасту, быть личностно-ориентированной, но в тоже время важно учитывать тот факт, что учащиеся не всегда готовы делиться личным опытом, собственными переживания. В такой ситуации преподаватель должен нейтрализовать тему и поставить вопрос так, что бы участники дискуссии смогли выражать свое мнение «скрываясь» за абстрактным персонажем. Грамотно выбранная тема обеспечит активность во время занятия.

Процесс проведения дискуссии состоит из трех этапов.

  1. Подготовительный. На данном этапе определяется тема, цель. Очень важно, что бы цель поставили для себя участники самостоятельно, а не получили готовую от преподавателя.

На этом же этапе распределяются роли. В зависимости от типа дискуссии роли могут варьироваться.

  1. Дискуссия. Переходя на этот этап, участники начинают активные обсуждения. Здесь очень важно следить за процессом и не допускать аппеляции к личности.
  2. Итоги. На завершающем этапе происходит обсуждение, делаются выводы о активности каждого участника в решении проблемы. Рефлексия должна проходить по двум аспектам. Первый-структура дискуссии включает в себя различные точки зрения, результативность дискуссии. Второй аспект касается риторики. Обсуждаются вопросы относительно актуальности темы, ее интересности, аргументы, личный опыт участников в процессе дискуссии.

Во время дискуссии неизбежны ошибки в речи учащихся. И поскольку роль преподавателя в уроке-дискуссии немного иная, важно не нарушить обсуждение проблемы исправлениями. Так же важно учесть психологическую особенность некоторых участников - страх сделать ошибку и как следствие боязнь участвовать в дискуссии [3, C. 41].

Однако игнорирование ошибок не верно, т.к. их исправление продуктивно сказывается на учебном процессе.

Существуют несколько стратегий исправления ошибок для минимизации сбоя обсуждения.

  1. Фиксация ошибок. При такой стратегии преподаватель фиксирует ошибки, возникшие во время дискуссии, и на третьем этапе разбирает грамматические и лексические ошибки с учащимися.
  2. Исправление сразу. Грубые ошибки исправляются сразу с помощью уточняющих вопросов или повторения сказанного предложения без ошибки. На наш взгляд, такая стратегия является менее удачной, поскольку предполагает отвлечение участников от основной задачи - решение поставленной проблемы в процессе дискуссии.

Так же одной из основных проблем, с которой могут столкнуться в ходе дискуссии – переход с иностранного на родной язык. Это может произойти не по причине того, что ученик не знает, как выразит свою мысль на иностранном языке, а из-за эмоций, возникающих в процессе обсуждения темы [10, C.40]. Мы считаем, что эту проблему можно легко решить с помощью совместно продуманной системы знаков. Например, когда кто-то из участников переходит на родную речь, другой участник, заметивший это, поднимает вверх красную карточку. Таким образом, выступление не прерывается замечанием, а выступающий снова возвращается к иностранной речи. Это может быть так же и звуковой сигнал, и вербальный.

Использование в учебной практике преподавания иностранного языка интерактивных методов позволяет повысить эффективность урока, поскольку повышается интеллектуальная активность обучающихся. Даже неактивные учащиеся стремятся включиться в данный процесс и используют творческий подход к решению задач. Хотим отметить, что дискуссия или элемент дискуссии следует включать во все этапы урока, поскольку умение отстаивать свое мнение, у учащихся школ, даже у старшеклассников развито не достаточно хорошо.

 

Список литературы:
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология : учеб. пособие / Г. С. Абрамова. – Москва: Издательский центр «Академия», 1997. – 704 с. – Текст : непосредственный.
2. Андриевская, В.В. Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников на уроках иностранного языка / В.В. Андриевская. – Текст : непосредственный. // Иностранные языки в школе. – 1987. – №6. – С. 3–9.
3. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности : учеб. пособие / В.Г. Асеев. – Москва: Мысль, 1976. – 158 с. – Текст : непосредственный.
4. Бим, И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим. – Текст : непосредственный. // Иностранные языки в школе. – 2002. – №2. – 115 с.
5. Борисова, В.Г. Использование логико-смысловых схем при обучении свободным аргументированным высказываниям в дискуссии / В.Г. Борисова. – Текст : непосредственный. // Иностранные языки в школе. 1984. –№1. – С. 84 – 88.
6. Елухина, Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации / Н.В. Елухина. – Текст : непосредственный. // Иностранные языки в школе. 1995. – №2. – С. 4–7.
7. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке : пособие для учителей средней школы. / И.А. Зимняя. – Москва: Просвещение, 1978. – 159 с. – Текст : непосредственный.
8. Кон, И.С. Психология старшеклассника : пособие для учителей. / И.С. Кон. – Москва: Просвещение, 1980. – 192 с. Текст : непосредственный.
9. Маркова, A.B. Формирование мотивации учения в школьном возрасте : пособие для учителя / А.В. Маркова. – Москва: Просвещение, 1983. – 96 с. Текст : непосредственный.
10. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению : научное издание / Е. И. Пассов. – Москва: Просвещение, 1985. – 208 с. Текст : непосредственный.