Статья:

Использование арт-терапевтических технологий как средства коррекции нарушений письменной речи у младших школьников

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(65)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Цылева Е.П. Использование арт-терапевтических технологий как средства коррекции нарушений письменной речи у младших школьников // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 14(65). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/65/50242 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование арт-терапевтических технологий как средства коррекции нарушений письменной речи у младших школьников

Цылева Елизавета Павловна
студент Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, РФ, г. Пермь

 

Изучение нарушений письменной речи у школьников осуществляется во всём мире психологами, логопедами, дефектологами, а также специалистами области медицины. На сегодняшний день проблема специфических нарушений письма является наиболее актуальной в рамках усвоения норм русского языка в школе. У каждого ребенка с нарушениями речи в той или иной степени нарушена письменная речь. По последним данным Министерства здравоохранения число обучающихся с дисграфией составляет более 37% среди 2-4 классов.  Ежегодное увеличение числа детей с нарушением письма в сложных формах его проявления представляет актуальным поиск новых методов коррекционной работы.

По мнению Р.И. Лалаевой, И.Н. Садовниковой, А.Н. Корнева, главным критерием диагностики дисграфии у учеников  является наличие большого числа стойких специфических ошибок в письменных работах. Отметим, что возникновение подобных ошибок не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Наиболее полное определение понятия дисграфии принадлежит Р.И. Лалаевой: “Дисграфия - это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма”[2].

Дисграфия является существенным препятствием в усвоении детьми грамматикой на начальных этапах обучения. В основе наличия ошибок при написании лежат более серьёзные причины, а именно: несформированность лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи. Эти нарушения могут проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста, что приводит к дисграфии. В дальнейшем такая тенденция ведёт к тому, что на более поздних этапах обучения ребенок имеет значительные затруднения при написании диктантов, изложений и сочинений.

Чаще всего предпосылки нарушения письма выявляются у детей с общим недоразвитием речи (ОНР), при котором наблюдается искажение морфологической структуры слова (нарушение предложных конструкций, изменение падежа местоимений, числа существительных и нарушение согласования, изменение окончаний),  нарушение синтаксического оформления речи (пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении) [3]. Важно как можно раньше приступить к коррекционной работе по устранению дисграфии, т.к. ошибки на письме могут привести не только к затруднениям изучения русского языка, но и всей школьной программы в целом.

С целью выявления у учеников нарушений письма нами проводилось исследование на базе МАОУ СОШ №47. В обследовании принимали участие 78 учеников в возрасте 9-11 лет (2-4 классы). Исследование проводилось по методике И.Н. Садовниковой. Учащимся предлагалось написание диктанта, который включал следующие требования:

- Речевой материал включает звуки всех фонетических групп;

- Речевой материал предусматривает акустико-артикуляционную близость звуков, а также букв, смешиваемых по оптическому сходству;

- Речевой материал включает слова различной слоговой структуры слова.

В ходе эксперимента были получены следующие данные: у 11% детей несоблюдение графических знаков, у 67% - ошибки звукового анализа слов, у 34% - смешения букв по кинетическому сходству и у 23% детей – смешения букв по акустико-артикуляционному сходству (рис. 1).

 

Рисунок 1. Виды ошибок при написании диктанта

 

Кроме того следует отметить, что у одного учащегося может встречаться несколько типов ошибок на письме. А именно: ошибки звукового анализа и несоблюдение графических знаков; ошибки звукового анализа и смешения букв по кинетическому сходству; ошибки звукового анализа и смешения букв по акустико-артикуляторному сходству; смешения букв по акустико-артикуляторному  и по кинетическому сходству.

Таким образом, в ходе исследования выяснилось, что у 17 детей (21,8%) письменная речь в норме; у 9 детей (11,5%) встречаются незначительные проявления аграмматической дисграфии, у 26 ребенка (34%) встречается оптическая дисграфия, акустико-артикуляционная форма у 18 детей (23%).

В ходе полученных данных можно сделать вывод, что проявления дисграфии у детей на 2-4 году обучения встречаются часто. Это обусловлено рядом причин: педагогической запущенностью, недостаточностью речевой коммуникации, воспитанием в семье, неверно подобраны методы обучения.

На основе методических разработок и пособий Радченко М.П., Сизовой Н.В., Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. нами был представлен комплекс занятий коррекционной логопедической работы, в который включены задания на развитие лексико-грамматических компонентов с элементами декоративно-прикладного творчества и изобразительной деятельности [1,4]. Поскольку техники арт-терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике данные методы выступают как средство развития речи и воображения, а также нестандартного мышления.

Каждое занятие соответствует тематике литературного произведения, которое учащиеся уже прошли на уроках чтения. Рассмотрим на примере сказки Шарля Перро “Кот в сапогах”. Дети поочерёдно читают отрывок из произведения и в дальнейшем обсуждают его и отвечают на вопросы: “Какое наследство досталось старшему брату? Среднему? Младшему?”, “Какое имя дал кот своему хозяину?”, “Какую помощь оказал  Маркизу король?”. Далее предлагается выполнить несколько письменных заданий по тексту: выписать главных персонажей сказки, выписать предложение, в котором описывается конкретное событие, и подчеркнуть в нём главные члены, подобрать 5 прилагательных к сущ. (Какой король в сказке?), вставить пропущенные буквы в предлождении, придумать свою версию чем закончилась бы сказка. Затем ученики создают иллюстрации к сказке. При этом каждый  имеет возможность выбрать один из эпизодов сказки и представить его на листе. Важным для развития социальных навыков является обобщение рисунков в единую книгу, «прочитать» которую сможет любой желающий.

На занятиях дети овладевают навыком свободного владения карандашом и кистью, регуляции своих достижений, силы нажима, в результате чего у них вырабатывается равномерность и плавность движения руки. Особенность изотворчества заключается и в том, что для её осуществления важно не только развитие моторики пальцев, но и зрительный контроль во время процесса создания иллюстрации.

Подобные занятия способствуют развитию речи, умению грамматически правильно строить предложение. Занятия арт-терапии позволяют более успешно решать задачи коррекционной работы нарушений как устной, так и письменной речи.

Исследования доказывают, что успешное овладение графическими навыками рисования облегчают усвоение нормами письма в школе, т.к. обе деятельности имеют много общего. Очень важно, что ученик видит результат своей деятельности, учится его анализировать и находить его применение. Техники арт-терапии направлены на развитие воображения, мелкой моторики рук, снятие эмоционального напряжения. Среди них следует отметить такие техники как: рисование кляксами, пальчиками, монотипия и др.

Анализ результатов диагностики на начало и конец учебного года показал наличие положительной динамики в коррекционно-развивающей работе логопеда и подтверждает целесообразность и эффективность применения арт-терапии в работе по предупреждению и устранению нарушений письменной речи.

 

Список литературы:
1. Зикевич-Евстигнеева - Т. Д.  «Практикум по сказкотерапии» // СПб., Изд-во «Речь», 2016.
2. Лалаева Р.И. Дисграфия. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 2 /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 656с.
3. Логопедия: Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред, Л. С. Волковой; В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – кн.4: нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – 459с.
4. Радченко М.П., Сизова Н.В. Декоративно-прикладное творчество  и изобразительное искусство  как средство  воспитания экологической культуры и  коррекции нарушений устной и письменноречи  младших школьников. Интернет источник: http://io.nios.ru/ articles2 /57/12/dekorativno-prikladnoe- tvorchestvo -i-izobrazitelnoe- iskusstvo -kak- sredstvo