Статья:

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(277)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Гудков Н.А. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 10(277). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/277/145805 (дата обращения: 29.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Гудков Никита Александрович
студент, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж

 

CURRENT PROBLEMS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF ADOLESCENTS

 

Nikita Gudkov

Student, Voronezh State Pedagogical University, Russia, Voronezh

 

Аннотация. В данной статье поднимаются проблемы профессионального самоопределения подростков. Актуальность данного исследования обусловлена высоким уровнем влияния удовлетворенности своей профессией на психологическое состояние человека. В связи с этим, с 1 сентября 2023 года Министерством просвещения России была разработана и внедрена единая модель профориентационной деятельности (профминимум). Программа рассчитана на обучающихся 6-11 классов, не исключая детей с ОВЗ и инвалидов. Но несмотря на все нововведения, сложности связанные с выбором профессии продолжают оставаться актуальными.

Abstract. This article raises the problems of professional self-determination of adolescents. The relevance of this study is due to the high level of influence of satisfaction with one's profession on the psychological state of a person. In this regard, since September 1, 2023, the Ministry of Education of the Russian Federation has developed and implemented a unified model of career guidance (profminimum). The program is designed for students in grades 6-11, not excluding children with disabilities and the disabled.

 

Ключевые слова: самоопределение, подросток, профессия, выбор.

Keywords: self-determination, teenager, profession, choice.

 

Подростковый период – сложный этап в жизни каждого человека. Будучи подростком, школьнику необходимо выбрать профессию, с которой он свяжет свою дальнейшую жизнь. От выбора профессии зависит дальнейшая жизнь человека – будет ли он удовлетворен своей деятельностью, уровнем заработной платы, условиями труда и многое другое. Подростку зачастую тяжело самому определить свой жизненный путь, и поэтому для него так необходима поддержка родителей и педагогов. Перед старшим поколением ставится непростая задача – помочь школьнику найти свое призвание, учитывая его интересы, склонности, уровень притязаний, физические и умственные способности, ситуацию на рынке труда в регионе проживания.

Подростки, как и их родители, часто даже не подозревают о факторах, которые впоследствии определяют степень профессиональной, а иногда и социальной адаптации молодого человека. Для того чтобы подросток и его родители могли правильно выбрать профессию, они должны располагать информацией, максимально полно отражающей определенные факторы[1, c. 23].

Основные проблемы при выборе профессии подростками:

1. Отношение к выбору профессии как к выбору постоянного островка в мире профессий. Это вызывает ощущение «фатальности» выбора, когда неудачный выбор может перечеркнуть всю жизнь. В данной ситуации взрослым необходимо объяснить школьнику, что он в любой момент может сменить профессию, ведь в современном мире существует множество курсов профессиональной переподготовки и курсы дополнительного образования, которые можно пройти, даже будучи студентом.

2. Предрассудки чести, когда некоторые профессии считаются «постыдными», предназначенными для людей «низкого уровня». В данном случае важно объяснить, что каждая профессия несет в себе определенную пользу для общества, и при недостатке данных специалистов может сильно упасть экономика страны.

3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей.

Зачастую, подросток подвержен влиянию друзей и при выборе профессии полностью полагается на их мнение. С одной стороны, следует прислушиваться к мнению друзей, которые хорошо знают друг друга и иногда дают честные и обоснованные советы. Но часто, подросток выбирает профессию «за компанию», так как боится быть непринятым в новом коллективе и не желает расставаться со школьными товарищами. [2, c.145].

4. Перенос отношения с человека – представителя той или иной профессии – на саму профессию. Например, у подростка есть знакомый взрослый – прекрасный человек, занимающийся наукой. И тогда подросток начинает думать, что все ученые – прекрасные люди.

5. Увлечение какой-то внешней или какой-то частной стороной профессии. Например, в профессии геолог школьника может привлечь возможность путешествовать, но при этом не учитывается, что у геолога много кропотливой и даже рутинной работы, связанной с тончайшими наблюдениями, химическими анализами, записями и обработкой результатов. Поэтому следует учитывать все разнообразные характеристики будущей профессии[3, c.78].

6. Отождествление школьного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей). Конечно, в идеале учебные предметы должны выполнять и профориентационную роль, т. е. ориентировать школьников в соответствующей профессиональной деятельности. Но реально многие учебные предметы преподаются слишком академично и фактически оторваны от практики. Например, история как учебный предмет далеко не всегда соответствует работе настоящего историка, буквально «страдающего» (имеются в виду «творческие муки», которые являются естественным и даже счастливым состоянием для ищущего человека) от неспособности понять специфику той эпохи, в которую он сам живет[4, c.98]. В данном случае, во избежания разочарования в своем выборе, поможет беседа с представителями данной профессии.

7. Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства. Ряд технических профессий предварительно ассоциируются с не особо приоритетными условиями труда(повышенное загрязнение окружающей среды, шум и т.д.). Стоит понимать, что на многих современных предприятиях работают в эргономичных условиях, ведь на современном производстве появляется все больше технологических процессов, автоматизированных и не требующих, как прежде, больших физических и психофизиологических затрат.

8. Отсутствие понимания, недооценка или переоценка своих личностных качеств (склонностей, способностей, готовности). Это часто приводит к тому, что продуманные цели не достигаются или человеку приходится дорого платить за достижения своим здоровьем и нервами, что не вяжется с успешной карьерой, приносящей человеку удовлетворение и счастье[5, c.269]. Сейчас существует множество профориентационных тестов, которые подростку необходимо пройти для того, чтобы здраво оценивать свои способности при выборе будущей профессии.

9. Неудачный выбор происходит, когда подросток выбирает профессию из-за престижа. Сейчас, как правило, это работа в бизнес-структурах, в том числе и в шоу-бизнесе. Не забывайте, что снаружи вы можете видеть только "фасад" - переднюю часть этого отрасли, где все блестяще и красиво.

Становится очевидно, что проблема профессионального самоопределения развивающейся личности настолько сложна, что удовлетворительное ее решение не под силу отдельному человеку с самыми развитыми умственными способностями; она требует разностороннего информационного и организационного обеспечения. Для того, чтобы подросток в будущем не разочаровался в выбранной профессии, взрослым необходимо помочь и подтолкнуть его к правильному выбору с помощью бесед, выявления притязаний, профориентационных тестов и других способов профессионального самоопределения. Выбор профессии крайне сложен для подростка, поэтому не стоить давить и торопить школьника, так как стресс может привести к ошибочному выбору.

 

Список литературы:
1. Кон И.С. Психология ранней юности/И.С.Кон - М.: Просвещение, 1989. - 254 с.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения/Е.А. Климов - М.: Академия, 2004. - 304 с.
3. Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки/ Г.В. Резапкина - М.: Генезис, 2008. - 144 с.
4. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие/ В.А. Толочек - СПб: Питер, 2005. - 479 с.
5. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. – Москва : Изд-во МГУ, 1990. – 288 с.