Статья:

ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ВИДЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(169)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Купцова В.С. ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ВИДЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 33(169). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/169/98718 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ВИДЫ

Купцова Вероника Станиславовна
студент Стерлитамакского филиала БашГУ, РФ, г. Стерлитамак
Сакаева Эльвира Зинуровна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Стерлитамакского филиала БашГУ, РФ, г. Стерлитамак

 

Аннотация. В представленной статье рассматривает понятие и значение иммунитета государства как участника международных частноправовых отношений. Рассматриваются виды иммунитета государства, его роль, основные концепции.

Abstract. This article examines the concept and significance of the immunity of the state as a participant in international private law relations. The types of state immunity, its role, basic concepts are considered.

 

Ключевые слова: иммунитет государства, правоотношения, частноправовые отношения, международное частное право, суверенитет государства.

Keywords: state immunity, legal relations, private law relations, private international law, state sovereignty.

 

В настоящее государство является основным субъектом международных правоотношений. Учёные отмечают возрастание сферы участия государства в гражданско-правовых правоотношениях параллельно развитию международного гражданского оборота. В современной юридической науке активно обсуждается проблема определения гражданско-правового статуса государства как участника международных частноправовых правоотношений. Ключевой характеристикой государства в системе международных отношений является то, что оно наделено юрисдикционным иммунитетом, что подразумевает его невосприимчивость юрисдикции судов иностранных государств. Именно иммунитет выступает главной спецификой, которая характеризует правовое положение данного субъекта международных правоотношений и вызывает немало споров по вопросам об отказе государства от иммунитета.

Отказ от своего иммунитета является сложным механизмом реализации государством возможности принимать участие в частноправовых правоотношениях с участием иностранного элемента, позволяет расширить сферу участия в международных гражданско-правовых отношениях.

Изначально иммунитет государства сформировался в международном праве в качестве обычной нормы, но в последующем данная категория начинает определяться судебной практикой, нормативно-правовыми актами и международными соглашениями [3, с. 102].

На практике используются более узкое понятие «юрисдикционные иммунитеты» и более широкое понятие «иммунитет государства» и его собственности, так как как не всегда вопрос об иммунитете имущества государства возникает из какого-либо судебного разбирательства. Тем не менее, данные иммунитеты тесным образом переплетаются между собой, поскольку в качестве первоосновы выступает суверенитет государства, предусматривающий запрет применения в отношении него каких-либо принудительных мер.

Таким образом, можно утверждать, что иммунитет государства в международном праве вытекает его из его суверенитета, а суверенитет является неотъемлемым признаком любого государства. Данные характеристики определяют государство как основного субъекта публичных отношений в международном праве.

В отдельных случаях государство выступает не только как политический властный актор, но и как субъект частноправовых отношений, например, принимая участие во внешнеэкономических правоотношениях, в социальных или культурных правоотношениях и прочих соглашениях с иностранными лицами. В таких случаях особое значение имеет юрисдикционный иммунитет, подразумевающий невозможность привлечения государства к суду другим государством, поскольку ни одно государство не может осуществлять свою власть в отношении другого.

В юридической литературе имеются две ключевые концепции иммунитета государства [4, с. 189]:

– концепция абсолютного иммунитета;

– концепция ограниченного (функционального) иммунитета.

Как уже было сказано выше, изначально ни в одном законодательном акте не имелось положения об иммунитете государства, при этом, считалось что все страны наделены абсолютным иммунитетом. В последующем, в процессе расширения частноправовых отношений появляется необходимость законодательного регламентирования данного правового явления, поскольку абсолютный иммунитет противоречил интересам субъектов коммерческого оборота и интересам государств. В результате сформировалась концепция функционального иммунитета.

Концепция функционального иммунитета государства позволяет разграничить данный субъект как носителя политической власти, когда осуществляются властно-распорядительные полномочия, и как субъекта коммерческих правоотношений, когда государство выступает участником в системе хозяйственной деятельности [5, с. 26].

Таким образом, теория ограниченного иммунитета впервые была предусмотрена в Европейской конвенции о государственном иммунитете 1972 года. В 2004 году была принята новая Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитета государств и их собственности, которую в последующем ратифицировала Российская Федерация.

Европейская конвенция 1972  г. – региональный правовой акт, который вступил в силу 11 июня 1976 г. и действует для восьми стран (Австрия, Бельгия, Кипр, Германия, Люксембург, Нидерланды, Швейцария, Великобритания). В данной Конвенции обозначены случаи когда государство не имеет права ссылаться на иммунитет от юрисдикции (когда оно отказалось от него или его функционирование подпадает под перечень случаев, которые закреплены в Конвенции, включая действия jure gestionis).

Конвенция 2004 г. выступает в качестве универсальной кодификации института юрисдикционного иммунитета стран. Данный правовой акт до сих пор не вступил в законную силу, так как для этого необходимо присоединение 30 государств. Сейчас Конвенцию 2004 г. подписали 28 государств, а ратифицировали – 21. Российская Федерация подписала данный правовой акт согласно Распоряжению Правительства РФ от 27 октября 2006 г. № 1487-р «О подписании Конвенции Организации Объединенных Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности», однако, все еще не ратифицировала ее.

Конвенция 2004 г. основывается на теории функционального иммунитета. Главным образом Конвенция 2004  г. закрепляет развернутое определение категории «государство». Согласно ст. 2 Конвенции 2004 г., «государство» для целей Конвенции трактуется: государство и его органы управления; составные субъекты федеративного государства или политические подразделения, правомочные осуществлять действия «в осуществление суверенной власти» и функционируют в подобном качестве; учреждения или институции государства или иные образования в той мере, в какой они правомочны совершать и фактически совершают действия в  осуществление суверенной власти государства; представителей государства, которые действуют в данном качестве. На основании ст. 1 сферой применения данного правового акта выступает иммунитет государств и его собственности от юрисдикции судов иного государства.

3 ноября 2015 г. в России был принят, а с 1 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон № 297-ФЗ «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации». Данный правовой акт основывается на нормах Конвенции 2004 г. и дублирует многие ее нормы. Так, в данном Федеральном законе закреплено, что под термином «иностранное государство» подразумевается «учреждения или прочие образования независимо от того, являются ли они юридическими лицами, в том объеме, в котором они правомочны осуществлять и фактически осуществляют действия в целях реализации суверенной власти данного иностранного государства» (пп. «в» п. 1 ст. 2 Закона № 297-ФЗ).

Иммунитеты иностранных государств в МЧП могут быть 5 основных видов:

1. Судебный иммунитет.

2. Иммунитет в отношении мер по обеспечению иска.

3. Иммунитет в отношении исполнения решения суда от исполнения судебного решения.

4. Иммунитет государственной собственности.

5. Иммунитет от применения права иностранного государства.

Таким образом, иммунитет является неотъемлемым элементом правового положения государства как субъекта частноправовых правоотношений.

 

Список литературы:
1. Европейская конвенция об иммунитете государств ETS № 074 (Базель, 16 мая 1972 г.) // СПС Гарант: [сайт]. URL: https://base.garant.ru/4089531/ (дата обращения: 07.10.2021).
2. Федеральный закон от 03.11.2015 г. № 297-ФЗ «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» // Российская газета. – 2016. – №1511.
3. Богуславский М.М. Международное частное право. – М.: Юрайт, 2015. – 654 с. 
4. Петросян М.А. Государство как субъект международного частного права // Актуальные проблемы права : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). – Москва : Буки-Веди, 2016. – С. 189-191. 
5. Ященко Е.Е. Некоторые проблемы иммунитета государства как субъекта международного частного права // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2019. – № 56. – С. 26-35.