Статья:

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА КАК УЧАСТНИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЧАСТНОПРАВОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(169)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Антошкина А.А., Габбасова Н.С. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА КАК УЧАСТНИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЧАСТНОПРАВОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 33(169). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/169/98734 (дата обращения: 23.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА КАК УЧАСТНИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЧАСТНОПРАВОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Антошкина Анастасия Александровна
студент Стерлитамакского филиала БашГУ, РФ, г. Стерлитамак
Габбасова Наиля Салаватовна
студент Стерлитамакского филиала БашГУ, РФ, г. Стерлитамак
Сакаева Эльвира Зинуровна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Стерлитамакского филиала БашГУ, РФ, г. Стерлитамак

 

Аннотация. государство является неотъемлемым элементом международных правоотношений и занимает в них центральное место. Основным качеством данного субъекта правоотношений выступает суверенитет, ограничивающий правовое положение данного субъекта от иных субъектов международных отношений. Государство также выступает в качестве субъекта частноправовых отношений. Данные правоотношения характеризуется равноправием сторон их независимостью, а также свободой волей основных участников таких правоотношений. Сущность частноправовых отношений не меняется в случае участия в них государства, тем не менее, суверенитет и властная природа данного субъекта оказывают существенное воздействие на правовое положение государства. В представленной статье рассматривается правовое положение государства как субъекта частноправовых отношений.

Abstract. the state is an integral element of international legal relations and occupies a central place in them. The main quality of this subject of legal relations is sovereignty, which limits the legal status of this subject from other subjects of international relations. The state also acts as a subject of private law relations. These legal relations are characterized by the equality of the parties, their independence, as well as the free will of the main participants in such legal relations. The essence of private-law relations does not change in the case of participation of the state in them, nevertheless, the sovereignty and power nature of this subject have a significant impact on the legal status of the state. The presented article examines the legal status of the state as a subject of private law relations.

 

Ключевые слова: государства, международное частное право, частноправовые отношения, иностранный элемент, права, обязанности, правовое регулирование.

Keywords: states, international private law, private law relations, foreign element, rights, duties, legal regulation.

 

На основании статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации государство может выступать в качестве субъекта в различных гражданских правовых отношениях. При этом, правовой статус государства ничем не отличается от правового статуса и положения иных участников гражданско-правовых отношений, наделяется теми же правами и обязанностями, которыми обладают прочие субъекты правоотношений. Государство в качестве стороны гражданско-правовых правоотношений зачастую выступает и субъектом правовых отношений, осложненных иностранным элементом. В качестве примера можно привести аренду участка земли для размещения своих посольств или реализации дипломатических миссий, покупку или строительство домов на территории иностранного государства, хранение финансовых активов в иностранных банках и так далее [4, с. 105].

Целесообразно обозначить, что в настоящее время осуществляется непрерывный процесс расширения международных экономических связей, идёт непрерывный процесс глобализации экономических и политических сфер жизнедеятельности мирового сообщества, в связи с чем существенно возросла роль государства в вопросах управления экономических, социальных, культурных, политических процессов, а также значительно возросла роль участия государств в системе международных частноправовых отношений.

Параллельно традиционным формам участия в таких правоотношениях зачастую появляются и новые формы, выполняющие большую роль в развитии экономики государства. Так, различные страны заключают концессионные соглашения, которые направлены на развитие основных отраслей национальной экономики. Например, подобные договоры заключаются с иностранными юридическими и физическими лицами, на основании которых они получают право на платной и возмездной основе осуществлять освоение природных ресурсов. Подобного рода соглашения в настоящее время замещаются более совершенной формой – договорами о разделе товаров и продукции [6, с. 46].

Таким образом, в настоящее время государство является самостоятельным участником международных частноправовых отношений, является неотделимым элементом международного частного права в целом. Неотъемлемым элементом правового положения государства как участника частных правоотношений является его юрисдикционный иммунитет, на основании которого государство и его собственность, сделки с его участием не могут подчиняться власти иностранного государства. Данный субъект, таким образом, становится независимым от иностранной юрисдикции.

Рассматривая сущность иммунитета государства, необходимо рассмотреть такие категории, как полная или ограниченная юрисдикция. Полная юрисдикция подразумевает, что государство наделяется властью устанавливать определённую форму поведения, обеспечивать любыми средствами реализацию своих предписаний. Ограниченная юрисдикция подразумевает наделение государства властью предписывать определённое поведение, но имеются при этом ограничения в применении средств для обеспечения реализации своих предписаний.

Неподчинение государства юрисдикции другого государства не подразумевает полный отказ данного государства от своей юрисдикции. В отношении иностранного государства в данном случае не могут применяться различные принудительные меры, например, принудительные меры по применению законодательства, по принудительному привлечению к суду и так далее. На законодательном уровень институт юрисдикционного иммунитета государства был закреплен в Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (принята резолюцией 59/38 Генеральной Ассамблеи от 2 декабря 2004 года).

Юрисдикционные иммунитеты получили общее признание в качестве фундаментального принципа международного права. Важно подчеркнуть, что нормы данной Конвенции практически дублируют ранее принятую в 1972 году Европейскую конвенцию об иммунитете государств. Российская Федерация подписала данную Конвенцию на основании Распоряжения Правительства от 27 октября 2006 года № 1487-р «О подписании Конвенции Организации Объединенных Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности», тем не менее, не ратифицировала её по настоящее время [5, с. 252].

Согласно данной конвенции юрисдикционый иммунитет включает в себя следующие составляющие:

– иммунитет государства в отношении себя и своей собственности от юрисдикции судов другого государства (судебный иммунитет – ст. 5 Конвенции);

– иммунитет государства в отношении принудительных мер до вынесения судебного решения, таких как обращение взыскания или арест, в отношении собственности государства в связи с разбирательством в суде другого государства (иммунитет от принудительного обеспечения иска – ст. 18 Конвенции);

– иммунитет государства от принимаемых после вынесения судебного решения принудительных мер, таких как обращение взыскания, арест и исполнение решения, в отношении собственности государства в связи с разбирательством в суде другого государства (иммунитет от принудительного исполнения решения – ст. 19 Конвенции) [2].

Таким образом, иностранное государство не может игнорировать законодательство государства, на территории которого оно осуществляет деятельность. Исходя из этого, специфика правового положения государства как субъекта частноправовых отношений заключается в его праве на иммунитет. Важно обозначить, что данное право распространяется не на все случаи. Данное правовое явление имеет силу тогда, когда соответствующие частноправовые отношения соприкасаются с территориальной юрисдикцией иностранного государства.

 

Список литературы:
1. Европейская конвенция об иммунитете государств ETS № 074 (Базель, 16 мая 1972 г.) // СПС Гарант: [сайт]. URL: https://base.garant.ru/4089531/ (дата обращения: 11.10.2021).
2. Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности. Принята резолюцией 59/38 Генеральной Ассамблеи от 2 декабря 2004 года: [сайт]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/state_immunities.shtml (дата обращения: 11.10.2021).
3. Федеральный закон от 03.11.2015 г. № 297-ФЗ «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» // Российская газета. – 2016. – №1511.
4. Богуславский М.М. Международное частное право. – М.: Юрайт, 2015. – 654 с.
5. Вашурина С.С. Правовое положение государства как участника международного частного права // Молодой ученый. – 2020. – № 27 (317). – С. 252-257. 
6. Киченина В.С., Хузин А.Р. Юрисдикционные иммунитет Российской Федерации как субъекты международного частного права // Теоретическая и прикладная юриспруденция. – 2020. – № 51. – С. 46-58.