Статья:

Особенности работы официантом

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(17)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Мельникова В.В. Особенности работы официантом // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 17(17). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/17/26460 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности работы официантом

Мельникова Вероника Витальевна
студент, Северо-Кавказский Федеральный Университет, РФ, г.Ставрополь

 

Множество новых баров, ресторанов, кофеен и пабов регулярно открываются не только в столице, но и в регионах. Будут ли они успешными, это во многом зависит от мастерства шеф-повара, изысканного меню и от того, насколько уютную атмосферу удастся создать дизайнерам.

Но не менее важной составляющей успеха является профессионализм официантов. Ведь их способность демонстрировать безупречный сервис влияет на настроение посетителей, а также на репутацию и рентабельность заведения.

Особенности профессии

Официант – работник предприятия общественного питания, занимающийся непосредственным обслуживанием посетителей. В некоторых ресторанах официантов называют "кельнер". Правда при этом оговаривается, что помимо обслуживания посетителей работник ресторана отвечает и создание максимально комфортной обстановки (в том числе, расположение посетителей с учетом их требований).

Название профессии произошло от латинского officiantis (служащий). Исходя из этого можно понять, что главная задача официанта, равно как и офицера, название профессии которого произошло от того же корня – служить. Только офицеры служат в армии, а официанты в ресторанах, барах и кафе. Профессия официанта возникла в Древнем Египте и Древней Греции очень давно, в те времена, когда появились первые заведения, призванные накормить людей.

На Руси первые официанты появились вместе с постоялыми дворами, кабаками и корчмами. Здесь представители этой профессии назывались половыми, так как в их обязанности входило и мытье полов.

Современные заведения ресторанного хозяйства имеют существенные отличия по классу и назначению. Ввиду этого и работа обслуживающего персонала может иметь разную специфику.

Например, будут отличаться требования к сотрудникам бюджетного кафе и к персоналу люксового ресторана.

Тем не менее, есть и общие для всех заведений профессиональные обязанности. Прежде всего, для официантов это приветливое и уважительное обслуживание каждого посетителя, уборка и сервировка стола, проведение расчета с клиентом. Если же молодой специалист хочет добиться продвижения по карьерной лестнице, ему необходимы углубленные знания и навыки. В частности:

· досконально знать меню и внешний вид каждого блюда, набор ингредиентов и технологию приготовления;

· быть в курсе того, какие продукты и закуски на данный момент на кухне отсутствуют или есть, но только в ограниченном количестве;

· знать особенности подачи каждого блюда;

· свободно ориентироваться в винной карте, напитках и коктейлях;

· хорошо разбираться в тонкостях сервировки стола;

· уметь окружать гостей вниманием и заботой, но без излишней навязчивости;

· иметь опрятный внешний вид.

Помимо этого у официанта должно быть хорошее здоровье и высокая физическая активность, устойчивость к стрессам, хорошая координация. Огромное значение имеют и личностные качества персонала. Добиться расположения руководителей и посетителей помогают:

· грамотная речь и коммуникабельность;

· вежливость и толерантность;

· аккуратность;

· инициативность;

· хорошая память;

· знание иностранных языков.

Не стоит также упускать из виду, что во многом именно от профессионализма зависит заработок официанта. На уровень дохода значительно влияют особенности распределения чаевых. Есть заведения, в которых их делит администратор.

Существует и система стимулирования, например, процент от продаж определенных напитков или блюд. Учитывая все это, начинающие специалисты могут рассчитывать на оплату от 150$ ежемесячно, в то время как более опытный персонал обычно получает не менее 500$.

 

Личностые качества официанта

Работа официанта – это деятельность, связанная с большими физическими нагрузками. Потому одним из наиболее важных требований, предъявляемых к работникам, обслуживающим посетителей, является физическое здоровье и выносливость. Помимо этого большое значение имеют личностные качества, позволяющие добиться расположения посетителей. Другими словами, официант должен быть:

· коммуникабельным,

· вежливым,

· опрятным,

·аккуратным,

· стрессоустойчивым,

· толерантным,

· инициативным,

· неконфликтным,

· культурным.

Хорошая память тоже важна для официанта. Надо не только знать особенности всех блюд из меню, но и помнить тех, кого обслуживаешь. Официант – профессия «быстрая», поэтому нужно не только хорошо переносить физические нагрузки, но и разносить блюда очень быстро. Медленно двигающийся официант вызывает насмешки в лучшем случае, в худшем – раздражение. При этом, очень важно донести блюдо до посетителя в целости и сохранности, а это значит, что немаловажную роль играет и координация движений, которая у официанта должна быть очень хорошей.

 

Преимущества профессии официанта

Преимущества профессии официанта заключаются, прежде всего, в возможности работать, не имея специального образования. Этим часто пользуются молодые люди, особенно студенты, чтобы подработать. К тому же свободный график достаточно удобен для того, чтобы совмещать учебу и работу.

Несмотря на то, что работа официанта не относится к высокооплачиваемым, доход такого специалиста может быть достаточно приличным. Дело в том, что каждый официант получает чаевые – такова общепринятая мировая практика. Размер чаевых иногда включается в счет, иногда его получает непосредственно работник.

В любом случае это важная статья дохода, превышающая оклад порой в несколько раз. Чем выше класс ресторана и профессионализм официанта, тем серьезнее сумма чаевых. И верхней границы здесь не существует.

Немаловажным преимуществом этой профессии также можно считать разнообразие деятельности (хотя с первого взгляда и может показать, что работа официанта несколько монотонна).

Так как официант ежедневно знакомиться и общается с огромнейшим количеством самых разных людей, скучать на работе ему не приходится. Да и насыщенный разными событиями рабочий день (то свадьбу нужно обслуживать, то корпоративное мероприятие, то банкет, посвященный дню рождения) тоже наполняет работу официанта нотками веселья и непредсказуемости.

 

Недостатки профессии официанта

Главным недостатком профессии официанта являются большие физические нагрузки. Согласно исследованиям, ежедневно официант преодолевает в среднем около 30 км, при этом вес подноса может достигать 10 кг.

Поэтому у этой профессии существует огромное количество медицинских противопоказаний. Это и болезни сердечно-сосудистой и опорно-двигательной системы, кожные заболевания и заболевания нервной системы. В результате работы эти заболевания могут обостриться.

Стоит также учитывать, что обедают и ужинают в ресторанах не только культурные и интеллигентные люди.

Нередко среди посетителей встречаются откровенные хамы, которые считают нормой оскорбление обслуживающего персонала. Но профессиональная этика и обязанности не позволяют официанту проявлять свои истинные чувства, даже если он почувствует себя смертельно оскорбленным.

Официант должен работать по принципу "клиент всегда прав", и сохранять улыбку на лице при любых обстоятельствах.

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что работа официанта сложна, многогранна и в тоже время интересна. Здесь присутствуют множество нюансов, выполнение которых приведет к повышению уровня качества процесса обслуживания.

 

Список литературы: 
1. Джеймс Д., Болдуин Д. Управление рестораном. - М.: Проспект, 2008. - 398 с.
2. Жабина С.Б. Маркетинг продукции и услуг: Общественное питание. - М.: Академия, 2007. - 512 с.
3. Кристофер Э.-Т. Ресторанный бизнес: Как открыть и успешно управлять рестораном. - РосКонсульт, 2008. - 456 с.
4. Палли М. Азбука ресторатора. Все, что нужно знать, чтобы преуспеть в ресторанном бизнесе. - М.: BBPG, 2009. - 500 с.
5. Электронное пособие. Менеджмент гостеприимства. Совместно с Институтом туризма и развития рынка Государственного университета управления.
6. Анализ потенциальных посетителей ресторана [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pitportal.ru Дата обращения: 12.08.2017г.