Статья:

ОСНОВЫ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(171)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Малинин В.В. ОСНОВЫ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 35(171). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/171/99243 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСНОВЫ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Малинин Валерий Вадимович
магистрант, Благовещенский государственный педагогический университет, РФ, г. Благовещенск

 

Тактика борьбы с соперниками иногда заставляет бежать и медленнее, и намного быстрее средней скорости движения по дистанции, а на финишных отрезках бежать, как правило, предельно быстро. Ориентировщику нужно иметь хорошие результаты как в беге на средние, так и на короткие дистанции, иначе необходимость ускорения на каком-то участке дистанции сразу «выбьет из колеи», качество ориентирования резко ухудшится.

Нужно сказать, что для того, чтобы бегать легко и быстро, вряд ли можно обойтись без «гладкого» бега. Неровный грунт и различные препятствия в лесу не позволяют спортсмену научиться бежать легко и расслабленно, если он этого ещё не умеет.

При беге по лесному грунту техника бега несколько меняется, бегуну приходится осторожнее, как бы «ощупывая», ставить ногу на грунт, но при хорошем владении своим телом можно сохранить экономичность движений, а при выходе на тропу или дорогу можно сразу же без усилий увеличить скорость.

Но главный «стадион» ориентировщика, конечно же, лес. Поэтому основным содержанием беговых тренировок должны стать кроссы по пересечённой местности в переменном темпе.

Необходимо привыкнуть к темпу бега более высокому, чем при прохождении дистанции. Доказано, что основное место в тренировках должен занимать бег со скоростью, чуть меньшей или равной соревновательной, а выше соревновательной – не более чем на 10-15%, ибо это уже анаэробная зона.

Задача ориентировщика — сохранять высокий темп, который требуется для данного участка дистанции (низкий темп сохраняется легко).

Одно из самых эффективных средств, необходимых для поддержания высокого темпа - это кросс с картой и компасом на лесной дистанции, где местность разнообразна по своему характеру, где нет попутных троп и дорог.

Существует понятие «оптимальная скорость движения по дистанции». Это такая скорость, при которой спортсмен бежит достаточно быстро, но ещё успевает осмысливать происходящее, т.е. читает карту, выбирает, запоминает, сравнивает, считает, наблюдает за соперниками и т.д., и при этом совершает мало ошибок, приводящих к потерям времени. Это не значит, что существует возможность отработать свою оптимальную скорость и всегда бегать с этой скоростью на соревнованиях. Оптимальная скорость – это такая скорость, при которой ориентировщик чувствует, что ещё не совершает значительных ошибок. Если после совершённой на дистанции ошибки возникает желание увеличить скорость, чтобы наверстать потерянное время, нужно помнить о возможной опасности совершить новую ошибку и потерять ещё больше времени. Если возникает желание оторваться от группы соперников, надо это делать обдуманно, взвешенно.

Чем лучше беговая подготовка ориентировщика, тем меньше он устаёт на дистанции, тем «яснее» его голова, тем меньше он делает ошибок, тем выше его средняя оптимальная скорость и лучше результат.

Также немаловажное значение для ориентирования имеют сила, скорость, гибкость и ловкость.

Для эффективного управления многолетней подготовкой спортивного резерва в ориентировании чрезвычайно важна рациональная система применения тренировочных и соревновательных нагрузок. В нашем случае допустимые для каждой возрастной группы объемы тренировочных и соревновательных нагрузок рассчитывались в соответствии с основными методическими положениями, определяющими закономерности развития и взаимосвязи разных систем растущего организма юного спортсмена. Критериями обоснования нагрузок при этом служили: динамика прироста физических качеств и их соразмерность на отдельных этапах подготовки, соответствие нагрузок возрастным особенностям юных ориентировщиков, рациональное соотношение нагрузок различной направленности и их ориентация на уровень, характерный для этапа высшего спортивного мастерства.

Таким образом, наиболее важным результатом проведенного анализа следует считать выделение у спортсменов-ориентировщиков самостоятельного и наиболее значимого фактора, обусловленного сочетанием выносливости при работе аэробного и анаэробного характера с уровнем развития психических процессов. Эти данные подтвердили предположение о том, что результат в соревнованиях определяется комплексом физических и психических качеств и свидетельствует о том, что эффективная реализация двигательного потенциала ориентировщика во время соревновательной деятельности возможна лишь при условии соответствия способности ориентироваться при помощи карты и компаса, скорости передвижения. В методическом отношении это означает, что для создания базы специальной подготовленности юных ориентировщиков особое внимание необходимо уделить разработке таких средств и методов тренировки, которые обеспечивали бы развитие аэробно-анаэробных способностей организма и специфических психических качеств.

Сегодня становится очевидным, что спортивное ориентирование - это не бег плюс техника чтения карты, а сложный взаимосвязанный комплекс, создавать и совершенствовать который необходимо с первых лет занятий данным видом спорта.

 

Список литературы:
1. Агальцов В. Н. Методика начального обучения спортивному ориентированию: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - Ом.ГУФК. - 1990.
2. Акимов В. Г., Кудряшов А. А. Спортивное ориентирование. - Мн.: БГУ, 1977.
3. Акимов В. Г. Подготовка спортсменов ориентировщиков. - Мн.: Полымя, 1987.
4. Алешин В. М. Карта в спорт-ом ориентир-нии. – М.: ФиС, 1983. - С. 32.