Статья:

ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(291)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Хасаншина Н.А. ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 24(291). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/291/151507 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Хасаншина Назлыгуль Асгатовна
студент Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального Университета, РФ, г. Елабуга
Миннуллина Розалия Фаизовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального Университета, РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. Данная статья отражает исследование важной и актуальной проблемы - влияния детской художественной литературы на развитие театральной деятельности дошкольников. Автор статьи определяет особенности развития театральной деятельности дошкольников, ее специфику, а также роль художественной литературы в формировании этого развития. В статье представлен план работы, результаты которой могут быть использованы в практике дошкольного образования.

 

Ключевые слова: художественная литература, дети, жанр, детская литература, развитие, дошкольное образование, театральная деятельность.

 

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природой, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство - это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Важнейшим видом деятельности дошкольников является игра [4].

Наиболее увлекательной областью в дошкольном образовании является театральная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровом характере и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Театрализованные мероприятия в детском саду - это прекрасная возможность раскрыть творческий потенциал ребенка, воспитать творческую направленность личности.

Актуальность исследования определяется тем, что вопросы развития театральной деятельности дошкольников освещены в достаточной степени. Влияние детской художественной литературы на развитие театральной деятельности детей старшего дошкольного возраста изучено недостаточно.

Для выявления уровня развития театральной деятельности старших дошкольников была проведена индивидуальная методика «Театр – творчество – Дети» (Н. Ф. Сорокина), беседа «Детство» (В.А. Деркунская).

В исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста, 20 детей контрольной группы и 20 детей экспериментальной группы.

По результатам констатирующего эксперимента можно отметить, что у дошкольников недостаточно развита театральная деятельность. С такими детьми требуется работа по развитию театральной деятельности.

Таким образом, для успешного развития театральной деятельности у детей старшего дошкольного возраста деятельность педагога должна быть направлена на использование детской книги в педагогическом процессе.

С целью повышения уровня освоения театральной деятельности в экспериментальной группе был разработан и апробирован план работы.  Согласно данного плана предлогаем следующие мероприятия: изучение основы театральной культуры; знакомство с театром; герои произведений. Какие они?; чтение сказки и подготовка к инсценировке; работа над спектаклем; театрально – игровая деятельность; инсценированные русской народной сказки: «Заяц – хвастун»; игра - драматизация «Как листовички выбрали для себя домики»; коллаж по сказкам. Все мероприятия с детьми направлены на развитие их духовного мира и их творческих способностей. Кроме этого дети после данных мероприятий, как правило, становятся более открытыми и общительными.

К данным мероприятия ставим следующие задачи: дать представление о театре; познакомиться с видами театров (худ – драмат., кукольный и т.д.); воспитывать уважительное отношение к театру; пополнение словарного запаса; дать представление детям о том, что один персонаж в разных сказках может иметь разные характеры; воспитывать интерес к литературе. Развивать творческие способности; вызвать эмоциональный отклик детей на выступление перед зрителями; развивать актерские навыки: мимику, жесты, выразительность речи. Развивать творческие способности; вызвать эмоциональный отклик детей на выступление перед зрителями; учить детей бесконфликтно распределять роли; формировать дружеское взаимоотношение; разучить сказку по ролям, работать над произношением реплик, над жестами и мимикой; ввести диалог в процессе показа сказки; развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку; совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением. Закрепить знания по содержанию сказок; развивать коммуникативные качества детей, совершенствовать диалогическую форму речи, через интерес к литературе, к сказкам; прослушивание сказок, просмотр презентации; игра-драматизация; пальчиковый театр по сказке; освоить навыки владения данным видом театральной деятельности. Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; побуждать детей к активному участию в театрализованной игре; развивать коммуникативные навыки и самостоятельность; формировать правильное, четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развивать воображение; расширять словарный запас.

Занятия, представленные в плане, разработаны с учетом возрастных возможностей и психологических особенностей детей в возрасте 5-6 лет. Мероприятия плана проводились два раза в неделю в течение 2 месяцев. Форма организации занятий - групповые. Всего было проведено 11 мероприятий. Мероприятия, включавшие постановку по мотивам произведений, заняли 2 занятия по 1 неделе [3].

Одним из методов знакомства с произведениями искусства была беседа. Основные вопросы учителя помогли детям понять основные выразительные средства, используемые автором. В одном случае они сосредоточились на характерах персонажей, в другом - на приемах передачи настроения, в третьем - на композиционном построении, что, в свою очередь, также помогло детям запомнить текст произведения [1].

В ходе эксперимента мы рассказывали детям сказки, героями которых были одни и те же персонажи, и рассматривали вместе с ними иллюстрации к этим произведениям.

Формы театральной и игровой деятельности разнообразны: кукольный театр во всех его проявлениях, инсценировки сказок, рассказов, стихотворений. Все они по-своему интересны.Мы активно использовали организацию театрально-игровых мероприятий, которые способствуют художественному воспитанию, эстетическому развитию ребенка в детском саду, так как обогащают детей новыми впечатлениями, закрепляют полученные ранее знания, активизируют, развивают инициативу, речь и художественный вкус [2].

Для оценки эффективности проведенной работы был проведен контрольный эксперимент с использованием аналогичных диагностических методик.

Сравнительный анализ результатов на констатирующем и контрольном этапах показал, что после формирующего этапа эксперимента, на котором был разработан и апробирован план работы в детском саду, результаты существенно изменились.

Анализируя полученные данные, следует отметить, что при использовании детской художественной литературы многие дети более активно включались в работу, выбирали роли и распределяли их между своими сверстниками.  Более того, благодаря реализации разработанного плана работы по развитию театральной деятельности через художественную литературу, дети узнали много новых произведений и смогли поучаствовать в театральных постановках. Мы познакомились с разными видами театра: пальчиковым, теневым и т.д. Дети стали более начитанными, заинтересовались произведениями искусства, а также предложили новые театральные постановки.

Проанализировав результаты эксперимента, мы пришли к выводу, что детская художественная литература играет важную роль в развитии театральной деятельности дошкольников.

Таким образом, можно утверждать, что использование детской художественной литературы в процессе обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста развивает театральную деятельность дошкольников.

 

Список литературы:
1. Аббасова, Л.И. Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста / Л.И. Аббасова, Э.С. Кокиева// Нравственное воспитание в современном мире: психологический и педагогический аспект: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 февраля 2023 г, г. Саратов). – Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2023. – С. 4-8. 
2. Кондрашова, Н.В. Использование народной педагогики в современных ДОУ / Н.В. Кондрашова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2020. – № 7. – С. 152-153. 
3. Сафиуллина, Л. Г. Детская художественная литература как средство развития театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста / Л. Г. Сафиуллина // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 711-714.
4. Миннуллина Р.Ф., Нуриева А.Р., Газизова Ф.С., Галич Т.Н. Этнорегиональное воспитание дошкольников/ Р.Ф. Миннуллина, А.Р. Нуриева, Ф.С. Газизова, Т.Н. Галич //Proceedings of the International Conference “Scientific research of the SCO countries: synergy and integration”. Part 2 - Reports in English(October 27, 2021. Beijing, PRC -138с. Пекин.