ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(291)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(291)
ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Данная статья отражает исследование важной и актуальной проблемы - влияния детской художественной литературы на развитие театральной деятельности дошкольников. Автор статьи определяет особенности развития театральной деятельности дошкольников, ее специфику, а также роль художественной литературы в формировании этого развития. В статье представлен план работы, результаты которой могут быть использованы в практике дошкольного образования.
Ключевые слова: художественная литература, дети, жанр, детская литература, развитие, дошкольное образование, театральная деятельность.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природой, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство - это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Важнейшим видом деятельности дошкольников является игра [4].
Наиболее увлекательной областью в дошкольном образовании является театральная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровом характере и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Театрализованные мероприятия в детском саду - это прекрасная возможность раскрыть творческий потенциал ребенка, воспитать творческую направленность личности.
Актуальность исследования определяется тем, что вопросы развития театральной деятельности дошкольников освещены в достаточной степени. Влияние детской художественной литературы на развитие театральной деятельности детей старшего дошкольного возраста изучено недостаточно.
Для выявления уровня развития театральной деятельности старших дошкольников была проведена индивидуальная методика «Театр – творчество – Дети» (Н. Ф. Сорокина), беседа «Детство» (В.А. Деркунская).
В исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста, 20 детей контрольной группы и 20 детей экспериментальной группы.
По результатам констатирующего эксперимента можно отметить, что у дошкольников недостаточно развита театральная деятельность. С такими детьми требуется работа по развитию театральной деятельности.
Таким образом, для успешного развития театральной деятельности у детей старшего дошкольного возраста деятельность педагога должна быть направлена на использование детской книги в педагогическом процессе.
С целью повышения уровня освоения театральной деятельности в экспериментальной группе был разработан и апробирован план работы. Согласно данного плана предлогаем следующие мероприятия: изучение основы театральной культуры; знакомство с театром; герои произведений. Какие они?; чтение сказки и подготовка к инсценировке; работа над спектаклем; театрально – игровая деятельность; инсценированные русской народной сказки: «Заяц – хвастун»; игра - драматизация «Как листовички выбрали для себя домики»; коллаж по сказкам. Все мероприятия с детьми направлены на развитие их духовного мира и их творческих способностей. Кроме этого дети после данных мероприятий, как правило, становятся более открытыми и общительными.
К данным мероприятия ставим следующие задачи: дать представление о театре; познакомиться с видами театров (худ – драмат., кукольный и т.д.); воспитывать уважительное отношение к театру; пополнение словарного запаса; дать представление детям о том, что один персонаж в разных сказках может иметь разные характеры; воспитывать интерес к литературе. Развивать творческие способности; вызвать эмоциональный отклик детей на выступление перед зрителями; развивать актерские навыки: мимику, жесты, выразительность речи. Развивать творческие способности; вызвать эмоциональный отклик детей на выступление перед зрителями; учить детей бесконфликтно распределять роли; формировать дружеское взаимоотношение; разучить сказку по ролям, работать над произношением реплик, над жестами и мимикой; ввести диалог в процессе показа сказки; развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку; совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением. Закрепить знания по содержанию сказок; развивать коммуникативные качества детей, совершенствовать диалогическую форму речи, через интерес к литературе, к сказкам; прослушивание сказок, просмотр презентации; игра-драматизация; пальчиковый театр по сказке; освоить навыки владения данным видом театральной деятельности. Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; побуждать детей к активному участию в театрализованной игре; развивать коммуникативные навыки и самостоятельность; формировать правильное, четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развивать воображение; расширять словарный запас.
Занятия, представленные в плане, разработаны с учетом возрастных возможностей и психологических особенностей детей в возрасте 5-6 лет. Мероприятия плана проводились два раза в неделю в течение 2 месяцев. Форма организации занятий - групповые. Всего было проведено 11 мероприятий. Мероприятия, включавшие постановку по мотивам произведений, заняли 2 занятия по 1 неделе [3].
Одним из методов знакомства с произведениями искусства была беседа. Основные вопросы учителя помогли детям понять основные выразительные средства, используемые автором. В одном случае они сосредоточились на характерах персонажей, в другом - на приемах передачи настроения, в третьем - на композиционном построении, что, в свою очередь, также помогло детям запомнить текст произведения [1].
В ходе эксперимента мы рассказывали детям сказки, героями которых были одни и те же персонажи, и рассматривали вместе с ними иллюстрации к этим произведениям.
Формы театральной и игровой деятельности разнообразны: кукольный театр во всех его проявлениях, инсценировки сказок, рассказов, стихотворений. Все они по-своему интересны.Мы активно использовали организацию театрально-игровых мероприятий, которые способствуют художественному воспитанию, эстетическому развитию ребенка в детском саду, так как обогащают детей новыми впечатлениями, закрепляют полученные ранее знания, активизируют, развивают инициативу, речь и художественный вкус [2].
Для оценки эффективности проведенной работы был проведен контрольный эксперимент с использованием аналогичных диагностических методик.
Сравнительный анализ результатов на констатирующем и контрольном этапах показал, что после формирующего этапа эксперимента, на котором был разработан и апробирован план работы в детском саду, результаты существенно изменились.
Анализируя полученные данные, следует отметить, что при использовании детской художественной литературы многие дети более активно включались в работу, выбирали роли и распределяли их между своими сверстниками. Более того, благодаря реализации разработанного плана работы по развитию театральной деятельности через художественную литературу, дети узнали много новых произведений и смогли поучаствовать в театральных постановках. Мы познакомились с разными видами театра: пальчиковым, теневым и т.д. Дети стали более начитанными, заинтересовались произведениями искусства, а также предложили новые театральные постановки.
Проанализировав результаты эксперимента, мы пришли к выводу, что детская художественная литература играет важную роль в развитии театральной деятельности дошкольников.
Таким образом, можно утверждать, что использование детской художественной литературы в процессе обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста развивает театральную деятельность дошкольников.