Статья:

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(225)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Асадулина Т.В. МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 2(225). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/225/122884 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Асадулина Татьяна Васильевна
студент, кафедра общей педагогики и педагогических технологий, Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, РФ, г. Ессентуки
Узденова Соня Баймурзаевна
научный руководитель, д-р пед. наук, профессор, Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, РФ, г. Ессентуки

 

THE METHODOLOGY OF WORKING WITH A LITERARY WORK AT THE MAIN STAGE OF TEACHING READING IN ELEMENTARY SCHOOL

 

Tatiana Asadullina

Student, Department of General Pedagogy and Pedagogical Technologies, Branch of SSPI in Essentuki, Russia, Essentuki

Sonya Uzdenova

Scientific supervisor, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, SSPI branch in Essentuki, Russia, Essentuki

 

Аннотация. Исследование посвящено методики работы с литературным произведением на основном этапе обучения чтению в начальной школе. В своём исследовании мы акцентировали внимание на понятии метода обучения, приема обучения. Рассмотрели систему классификации методов обучения литературному чтению, созданная Н.И. Кудряшевым, ориентирована на взаимосвязь методов в реальном педагогическом процессе, в рамках конкретного урока. Рассмотрели современные методы и приемы, широко применяемые на уроках литературного чтения в начальной школе при работе с литературными произведениями.

Abstract. The research is devoted to the methodology of working with a literary work at the main stage of teaching reading in elementary school. In our research, we focused on the concept of the teaching method, the teaching method. We considered the classification system of methods of teaching literary reading, created by N.I. Kudryashev, focused on the relationship of methods in the real pedagogical process, within the framework of a specific lesson. We examined modern methods and techniques widely used in the lessons of literary reading in elementary school when working with literary works.

 

Метод обучения (от греч. «путь к чему-либо») – это упорядоченная деятельность учеников и педагога, направленная на достижение поставленной цели. Что же собой представляет метод обучения? В литературе существуют различные подходы к определению этого понятия:

- это способ деятельности учителя и учащихся;

- совокупность приемов работы;

- путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию;

- система действий учителя и учащихся и т.д. [2, с.34].

Определения методу давали и философы – Р. Декарт, и дидакты Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, П.В. Копнин, М.И. Махмутов.

Каждый ученый дал свое понятие метода, акцентировав внимание на той или иной стороне. Сравнение определений показывает, что они не противоречат одно другому, а дополняют друг друга. Поэтому полезно знать все приведенные определения метода обучения [3]

Все это позволяет сделать вывод: под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. Под дидактическими методами понимают совокупность способов, путей решения задач образования.  Поскольку обучение – деятельность совместная, то применительно к педагогу уместно говорить о методах преподавания, а к ученику – о методах учения. Если же речь идет об их совместной работе, то здесь проявляются методы обучения, в составе которых выделяются приемы. Прием – это структурная часть методов, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода. Методы реализуются через совокупность приемов, каждый из которых является отдельным действием.

Приемы обучения – конкретные виды деятельности, составные части или отдельные шаги в той деятельности, которая происходит при применении данного метода. Методы обучения выполняют ряд функций: образовательную, мотивационную, развивающую, воспитательную [2]

Методисты ХХ века В.В. Голубков, В.А. Никольский, Н.И. Кудряшев, М.Г. Качурин Г.Н. Ионин, В.Г. Маранцман в разное время предлагали различные классификации методов обучения. Остановимся подробнее на классификации Н.И. Кудряшева[2], в которой при каждом методе перечислены конкретные приемы, виды деятельности отдельно для педагога и обучающегося

Таблица 1

Классификация методов обучения по Н.И. Кудряшову

Метод и его сущность

Приемы для учителя

Приемы для учащихся

Метод творческого чтения и творческих заданий

 

– выразительное чтение учителя, чтение мастеров художественного слова;

– эмоциональный рассказ о писателе с использованием различных видов искусства;

– беседа на первоначальное восприятие;

– обучение выразительному чтению

– выразительное чтение;

– описание своих чувств после прочтения;

– творческие пересказы;

–словесное рисование;

– домысливание сюжета;

– инсценирование;

– сочинение собственных произведений в различных жанрах;

Репродуктивный метод

 

– слово учителя о писателе и его произведениях;

– рассказ учителя;

– лекция учителя;

– анализ эпизода, характера героя;

– репродуктивная беседа;

– пересказ сюжета (подробный, сжатый, выборочный);

– заучивание наизусть;

– составление сюжетного плана произведения;

– рассказ о творчестве писателя, устные сообщения.

Эвристический метод (частично-поисковый)

 

– эвристическая беседа;

– комментированное чтение;

–составление плана;

– обучающие виды работ (сочинения, конспектирование)

– пересказ с элементами анализа;

– характеристика героев;

–аргументированный ответ на вопрос.

Исследовательский метод

– формулировка тем, проблем занятий, формулировка вопросов для обсуждения;

– подбор и рекомендация литературы;

– формулировка тем докладов, проектов.

 

–анализ самостоятельно прочитанного произведения;

–сопоставление произведения с его экранизацией;

– написание проектов;

– работа в каталогах библиотек;

– написание сочинений.

 

Следует отметить, что система классификации методов обучения литературному чтению, созданная Н.И. Кудряшевым [2], ориентирована на взаимосвязь методов в реальном педагогическом процессе, в рамках конкретного урока. При этом Н.И. Кудряшев с особым вниманием относится к одному из дидактических решений проблемы методов, раскрытому в трудах М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера. Целесообразно классифицировать методы начального литературного образования в зависимости от характера читательской деятельности и соотнести эти методы с дидактической классификацией методов обучения И.Я. Лернера [3], учитывающей цель, способ усвоения содержания и характер взаимодействия учителя и ученика. Причем специфика искусства как предмета изучения требует дополнения дидактической классификации и выделения эмоционально-творческого метода и метода литературного творчества, так как целая группа, хорошо известных в методике приемов, не может быть отнесена ни к одному из дидактических методов обучения. Поскольку каждый метод реализуется в практике обучения только через определенные приемы, отражающие операционную сторону деятельности, рассмотрим каждый метод в соотношении с приемами работы. Среди классификаций методов и приемов изучения литературы в начальной школе, можно выделить, на наш  наиболее распространенные и востребованные, применяемые в методике: беседу и ее разновидности (прогностическая, вводно-мотивационная, аналитическая беседа по содержанию), выразительное чтение, рассказывание, заучивание стихов наизусть, сообщение учащимся биографии автора, теоретическое занятие как метод восприятия текста и, наконец, самый сложный для начальной школы – анализ художественного текста.

Уверенное владение навыком чтения – одно из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьезную тревогу и у педагогов, и у родителей. Причины нарушений в сфере читательской деятельности давно находятся в поле зрения специалистов и достаточно хорошо изучены. Однако в большинстве работ они рассматриваются с точки зрения нейрофизиологии и нейропсихологии и в меньшей степени связываются с методикой обучения [3]. Рассмотрим современные методы и приемы, широко применяемые на уроках литературного чтения в начальной школе при работе с литературными произведениями

Драматизация – разыгрывание в лицах, какого-либо литературного произведения, с сохранением последовательности рассказанных в нем эпизодов и отражением характеров его персонажей

Драматизацию возможно использовать как способ интеграции в обучении, а также пример разработки и осуществления творческих проектов младшими школьниками, она направлена на развитие воссоздающего воображения учащихся, восприятия морального опыта, отраженного в книге[4, c. 5-10].

При драматизации рекомендуется использовать следующие выразительные средства: интонационно окрашенное слово, мимику, жест, позу, движение, действие, мизансцену. Рекомендуется использовать следующие формы драматизации: чтение по ролям, пантомима, постановка «живых картин», инсценирование произведения, театрализованная игра, игра-импровизация, игра-драматизация, театральное упражнение [2]. Выделяют следующие виды театрально-пластической деятельности: звукопластическая (преобладает имитация звуков живой или неживой природы, музыкальных инструментов, воображаемых предметов и т.д.), эмоционально-пластическая (преобладание мимики, визуальных средств), предметно-пластическая (преобладает жестикуляция и пластика пальцев рук), образно-пластическая (совокупное использование мимики, пантомимики и жестов).

Риторизация – это механизм (процесс) переосмысления предмета и способов его преподавания, переосмысление организации образовательного процесса как полноценного диалогового общения по канонам риторики.

Используя идею Т.А. Ладыженской, о «принципе сквозных методических идей», способных существуют «сквозные элементы уроков» – риторические приемы: риторическая задача и речевой (риторический) анализ.[3]

Синквейн – «пятистрочие», «пятистишие». Использование данного метода возможно на разных этапах урока с учетом его специфики и назначения:

- как средство актуализации прежних знаний;

- как средство проверки первичного восприятия текста художественного произведения и обмена впечатлениями;

- как средство обобщения изученного материала;

- как средство характеристики литературных героев;

- как средство организации группового взаимодействия [5].

Дискретное чтение, прогностическая беседа и прием антиципации (предсказания, предвосхищения), направленное чтение и карту персонажей – методы которые целесообразно использовать на уроках литературного чтения.

 

Список литературы:
1. Кондратьева, И.И. Методика работы над литературным произведением как источник нравственных знаний / И.И. Кондратьева // Начальная школа. – 2010. – № 6. – С. 5–10.
2. Кудряшев, Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы / Н.И. Кудряшев. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.
3. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения: монография / И.Я. Лернер. – М.: Педагогика, 2011. – 186 с.
4. Речь. Речь. Речь: книга для учителя / Т.А. Ладыженская. – М.: Педагогика, 2013. – 336 с.
5. Шапкина, С.А. Формирование готовности младших школьников к восприятию литературно-художественного произведения на основе лингвориторического подхода: монография / С.А. Шапкина, А.А. Ворожбитова ; Сочин. гос. ун-т. туризма и курорт. дела. – Сочи: СГУТиКД, 2015. – 119 с.