Статья:

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И РОСТА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(197)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Вахрушева Е.Е. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И РОСТА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 18(197). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/197/111351 (дата обращения: 23.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И РОСТА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вахрушева Елизавета Евгеньевна
студент, Елабужский институт Казанского федерального университета, РФ, г. Елабуга
Смирнов Сергей Владимирович
научный руководитель,

 

Под критическим мышлением понимают способность человека к целенаправленному поиску и рациональному анализу информации. Сюда относят умения наблюдать, анализировать, обобщать, выдвигать гипотезы, выявлять существующие в природе и обществе связи, прогнозировать те или иные события и (или) ситуации.

Фактором, способствующим развитию критического мышления, является интерактивное обучение.

Интерактивное обучение – это особая форма познавательной деятельности, в рамках которой происходит взаимодействие и обмен информацией между участниками процесса познания; осуществляется совместное решение проблем, моделируются познавательные ситуации, имеет место оценивание действий участников познавательной деятельности.

Интерактивное обучение характеризуется особым характером взаимодействия учителя и ученика. Если в традиционной школе носителем активности является педагог, то здесь активность проявляет учащийся. Задачей педагога является организация творческой деятельности учеников, создание условий для проявления личной творческой инициативы. «Самое главное, что новая технология, новый способ организации обучения не отвергает традиционную систему обучения, а преобразовывает, дополняет ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей, так необходимых в современном обществе» [2, с. 145].

В условиях реализации интерактивного обучения учитель играет роль не транслятора знаний, а тьютора, наставника, задача которого заключается в организации и регуляции учебно-образовательного процесса. Его задачей является определение тематики и общего направления хода реализации занятия, осуществление контроля над ходом выполнения представленных заданий, в реализации методической помощи обучающимся.

В интерактиве, учащиеся получают возможность использования, помимо учебников, иных источников информации по изучаемой тематике – словарей, энциклопедий, сборников правовых актов, монографий и т.д. Путем совместной коммуникации, приобретаются навыки решения проблем, формируются умения предупреждать конфликты, идти на компромисс.

Можно выделить ряд методов интерактивного обучения, направленных на формирование навыков критического мышления и роста результативности учебной деятельности. Это методы ассоциации, групповая визуализация объекта, составление кластера, дискуссия, мозговой штурм, шесть шляп, рефрейминг и т.д.

Метод ассоциации можно использовать при рассмотрении на уроке обществознания темы «Истина и ее критерии». Метод заключается в следующем. В начале занятия учитель просит учащихся перечислить ассоциации по теме. К числу таковых, как правило, относят правду, познание, мудрость, любопытство, практику. Учитель фиксирует перечисленные понятия. Учащиеся дают им определения. На данной основе изучается тема.

Интересен метод «групповая визуализация объекта».

Учащемуся дается лист бумаги. На данном листе он располагает рисунок в соответствие с тематикой, обозначенной учителем. Последовательно, каждый ученик добавляет сюда собственный элемент, формируя его содержательное наполнение. После заполнение листа осуществляется групповой анализ полученного результата. Данный метод делает занятие более увлекательным и интересным, развивает творческое и логическое мышление, солидарность, коллективизм, позволяет лучше запомнить материал. Составление кластера представляет собой способ графического отображения материала позволяющий сделать наглядными мыслительные процессы, имеющие место при изучении той или иной темы. Данный метод позволяет выделять отдельные смысловые единицы текста. Последовательность действий здесь выглядит следующим образом: в середине чистого листа (или классной доски) пишется базовое понятие, или суждение, являющееся основой изучаемой темы (или проблемы). Вокруг этого понятия размещаются слова или предложения отображающие идеи, образы, факты, связанные с этой темой. В процессе записи, появляющиеся слова соединяются линиями с базовым понятием. Особенностями методов развития критического мышления используемых в процессе интерактивного обучения, является их надпредметность. «Иными словами, они применимы для использования, как студентами, так и учащимися, показывая свою эффективность в обучении комплексу социально-гуманитарных дисциплин преподаваемых в вузе и школе (история, литература, экономика, русский язык, право и т.д.) [1, с . 197]».

Методы интерактивного обучения тесно взаимодействуют между собой, что позволяет учащимся достигать планируемых результатов обучения. При этом, не следует забывать о том, что таковые должны основываться на четком представлении учителя о своих задачах, необходимости осмысления характера и результата деятельности учащимися. Интерактивное обучение ставит конкретные, прогнозируемые и достигаемые цели. Это, в итоге, делает процесс обучения более комфортным и продуктивным.

 

Список литературы: 
1. Смирнов С.В. Использование технологий развития критического мышления в преподавании социально-гуманитарных дисциплин // Наука и современное образование: актуальные достижения и инновации: сборник трудов III Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2021. – С. 196-198.
2. Формирование критического и креативного мышления студентов на уроках учебных дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла // Инновационное развитие профессионального образования. – 2020. – №2 (26). – С. 131-153.