Статья:

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕЛЕСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ, НА ПРИМЕРЕ ТЕОРИИ ВИЛЬГЕЛЬМА РАЙХА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(295)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Бакшина О.А. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕЛЕСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ, НА ПРИМЕРЕ ТЕОРИИ ВИЛЬГЕЛЬМА РАЙХА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 28(295). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/295/152542 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕЛЕСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ, НА ПРИМЕРЕ ТЕОРИИ ВИЛЬГЕЛЬМА РАЙХА

Бакшина Оксана Алексеевна
магистрант, Московский государственный институт Культуры, РФ, г. Химки

 

В данной статье мы хотим обосновать необходимость применения телесно-ориентированных техник в процессе обучения вокалу, а также полезности их использования в профессиональной деятельности вокалиста.

Процесс обучения пению представляет собой сложный процесс передачи знаний, навыков, ощущений от учителя к ученику, с целью выработки определенных компетенций. В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности как самого ученика, например возрастные особенности, анатомические особенности, психические, так и преподавателя. В подтверждение этому существуют преподаватели, которые берут себе в ученики только людей со схожим типом голоса – Меццо- сопрано берет только меццо-сопрано учениц, Бас – берет только басов. Это не является правилом, а скорее можно заметить эту закономерность. В этом смысле, может быть на уровне интуиции, ученик и учитель понимают, что анатомически схожие люди с похожими голосами быстрее могут перенять приемы друг друга и лучше почувствовать, осознать в чем проблема и где пути ее решения. Под проблемой мы здесь понимает вокальные технические дефекты или недоработки, которые желает устранить ученик в процессе занятия вокалом.

К сожалению, найти идеально подходящего педагога по типу голоса не всегда удается, а иногда слепое копирование преподавателя не приносит долгосрочных плодов.

В этом смысле нужно сразу настраивать ученика на анализ собственных ощущений его собственного тела, а педагога на передачу своих ощущений таким образом, чтобы они были понятны ученику. Звучит очень просто и правильно, но проблема заключается в том, что каждый человек ощущает свое тело, и себя по-разному или же ощущения могут быть частично блокированы.

Возможное решение этой задачи мы видим, во-первых, в необходимости знания анатомии и физиологии голоса с обоих сторон (учитель-ученик). 

А во-вторых, развития осознанности собственного тела. Следует также отметить, что выполнение подобных упражнений не является каким-то волшебным средством, это скорее может быть кнопкой запуска некоторых изменений.

Телесное непосредственно и опосредованно связано с психическим и наоборот, можно сказать человек - это психосоматическое единство. Телестно-ориентированный  подход в психологии уходит своими корнями в учение Фрейда и находит свое развитие в разных направлениях и школах. Мы рассмотрим некоторые из них, которые на наш взгляд были бы полезны в вокальной практике.

Первый и на наш взгляд важный предстатель телестно-ориентированного подхода в психологии это Вильгельм Райх.

Он был австрийским психиатром и учеником Фрейда, в дальнейшем он развил его учение и повернул в русло неопсихоанализа.

Чтобы понять, как можно применить неопсихоанализ и учение Райха в области в области вокала, нужно разобрать базовые понятия этого учения. Прежде всего - это структура личности состоящая из трех компонентов.

Это «поверхностный или притворно-социальный уровень» — это личность, которая соответствует нормам и ценностям данного общества. «Промежуточный уровень или антисоциальный» - уровень агрессии, страха, подавленных желаний.

«Глубинный уровень» - то ядро истинной личности человека, его самость, уникальность и неповторимость, выраженная в гармонии и любви с собой и с миром.

На этом глубинном уровне человек чувствует жизненную энергию и счастье, он любит окружающий его мир, людей и ведет плодотворную деятельность. К сожалению, общество и окружающие люди не всегда создают среду для выхода этой «Жизненной энергии» во вне, тогда противоположим вектором становиться страх, который блокирует определенные мышцы в теле и становиться разрушительной силой для самого человека и для окружающих.

Эти блокировки Райх называет мышечный панцирь.

Не выраженные эмоции, жизненная энергия, которая была резко прервана или искажена под воздействием общества или окружающих люде образуют в теле панцирь на разных областях мышц.

В этом смысле эти блокировки не осознаются, т.е. сам человек этого не чувствует, они могут косвенным образом отражаться на его жизни, болезнях, состоянии и прочее. Такой защитный механизм организма начинает работать с самого рождения, а во взрослом возрасте укореняется и становиться трудно измеримым. Например, в процессе самих родов, если они были тяжелые или если ребенка сразу же держали вне матери может дать отпечаток на дальнейшей психике ребенка. Также различные родовые травмы физического характера.

Райх выделил 7 сегментов мышечного панциря, которые представляют собой группы мышц в виде горизонтальный колец в отношении позвоночника.

1 сегмент – глаза – это мимические мышцы вокруг глаз и лобная мышца. (Блокировка многих эмоций, связанных со стрессом, общая напряженность, интеллектуальные нагрузки, переутомление)

2 сегмент – рот – мышцы в области подбородка, горла, и затылка (блокировка эмоций плача, крика, гнева, гримасы, младенческих рефлексов (сосание, кусание)

3 сегмент – шея – глубокие мышцы шеи и языка (блокировка крика, гнева, плача)

4 сегмент – грудь, грудная клетка, руки (блокировка гнева, печали, смеха, страсти)

5 сегмент – диафрагма, солнечное сплетение, внутренние органы брюшной полости, блокировка гнева, тревоги, обиды, закомплексованности)

6 сегмент – живот – мышцы брюшной стенки, мышцы спины (блокировка злости и агрессии, комплекса превосходства)

7 сегмент – таз – мышцы таза, ноги (блокировка сексуального возбуждения тревоги, гнева, агрессивность)

Всякая блокировка какого-либо сегмента приводит к или излишнему перенапряжению мышц или их ригидности. Это происходит таким образом, что человек перестает чувствовать определенные группы мышц и соответственно свое тело. Внутреннее глубинное Я блокируется и прячется за слоями панцыря. От этого человек не становиться счастливее, а скорее наоборот, он чувствует эту блокировку его жизненной энергии. Отсюда возможны садистские или мазохистские наклонности промежуточного уровня, конфликты, неконтролируемая агрессия. Если в каком-то сегменте есть нарушение и панцирь, то «жизненная энергия» уже не может свободно циркулировать по телу человека и человек не может достигнуть своей самости и гармонии.

Разблокировка какого-либо из сегментов может привести к выходу сильных эмоций, как позитивных, так и негативных, в этом смысле человек должен прожить их полностью.

Распускание панциря достигается путем глубокого дыхания и прямого воздействия на мышцы. Например, путем их гипернапряжения и доведения этого до предела, тогда организм делает сброс напряжения и перезагрузку. После этого необходимо рассмотреть внутренние переживания, сопротивления и эмоции, возникшие в результате. Это важный процесс, без которого не будет результата. Нужно отметить, что это не фитнес, а работа над психикой по средством воздействия на тело. В дальнейшем, этот подход нашел свое продолжение в учениях Лоруэна, Алексардера, Фелденкрайза и других. По сей день это направление является очень популярным и востребованным в разных областях.

Но вернемся к вокалу и процессу обучения. Может ли это быть полезным в процессе постановки голоса? Ответ на наш взгляд лежит на поверхности. Какие бы подходы и школы в вокале не существовали, все они опираются по большей части на субъективные ощущения. В этом смысле знание анатомии и функционирования голосового аппарата является безусловным плюсом педагогу и ученику и на наш взгляд является обязательным пунктом. Но далее вступают в действие свои собственные ощущения и их описание. Ученика нужно в первую очередь научить опираться на свои ощущения, это не абстрактные понятия, а вполне ощутимые вещи.

Приведем пример с понятием «дыши животом». Одними словами или простым показом на теле учителя не всегда можно добиться результата от ученика. Наверное, учитель подразумевает некоторое глубокое дыхание, при котором диафрагма должна свободно опускаться, а тело расслабляться.

Здесь как минимум педагог должен знать, что такое диафрагма, где он находиться, как работает, что это гладкая мускулатура и то, что в животе легких нет. Элементарные знания анатомии, которые педагог и ученик должны понимать, прежде чем пользоваться образным описанием. Мы не берем здесь подход обучения совсем маленьких детей, когда образность и погружение в воображаемый мир является превалирующим.

Далее может пригодиться знание, что не так-то просто перестроить процесс своего дыхание после одной фразы. На это существует много причин, но одна из них, возможно область живота, диафрагмы или грудной клетки не ощущается человеком.

Или ощущается как-то совершенно по- другому нежели у учителя. В каких-то случаях на наш взгляд преподаватель может прибегнуть к телестно-ориентированным техникам.

Приведем в пример два хороших упражнения, которые могут быть применимы в вокальной практике. Первое на разблокировку диафрагмы и солнечного сплетения и достижения глубокого дыхания. Лучше всего в положении лежа, положить руки на область диафрагмы и начинать давить, при этом вдыхая в эту область.

Таким образом оказывается противоположное воздействие и панцирь может спасть. Важно тут учитывать, что это упражнение может вызвать негативные эмоции, гнев, тошноту и неприятные ощущения. Поэтому следует делать это постепенно и постоянно анализировать ощущения в теле и мысли возникшие в голове.

Следующее упражнение на разблокировку грудного сегмента. В положении стоя, следует давить на стену двумя руками, так как будто вас заперли и вам непременно нужно выйти, нужно давить до самого предела и немного больше, тогда произойдет сброс. При выполнении всех упражнений следует отслеживать собственные переживания и ощущения в теле, быть максимально деликатным.

Мы повторим, что это не волшебные упражнения, и только комплексная работа с психикой и телом может дать результат.

На наш взгляд данный подход позволяет связать психическое и физическое и применима к очень многим областям деятельности человека, в том числе к вокальной педагогике и практике. Например, в высших музыкальных учебных заведениях Европы давно практикуются занятия Аллександен Техник или Фелденкрайз, что при должном использовании может принести свои результаты.

 

Список литературы:
1 Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики : учебное пособие / Л. Б. Дмитриев. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2021. 
2 Райх, Вильгельм. Анализ характера / Вильгельм Райх. — М: ЭКСМО-Пресс, 2000.
3 Райх Сборка упражнений по сегментам [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы сайт. – URL: https://studfile.net/preview/5809079/  (дата обращения 21.08.2024)
4 Стулова, Г. П. Теория и методика обучения пению : учебное пособие / Г. П. Стулова. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2017.
5 Bernd Senf «Neue Vortragsreihe von Bernd Senf über Wilhelm Reich»: Grundlagen lebendiger Entfaltung, 2011-2012 – URL:  http://www.berndsenf.de/MenuVortraegeSeminare.htm  (дата обращения 21.08.2024)
6 Bernd Senf «Die Wiederentdeckung des Lebendigen» - Die Erforschung der Lebensenergie durch Reich, Schauberger, Lakhovsky, Schmidt, Plocher, Herbert und Knapp Silberschnur 2019