Статья:

Изучение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(72)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Апольенова Л.С., Сазонова Н.П. Изучение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах нравственного воспитания детей дошкольного возраста // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 21(72). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/72/53714 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Изучение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Апольенова Людмила Сергеевна
магистрант АлтГПУ, РФ, г. Барнаул
Сазонова Наталья Павловна
канд. пед. наук, доцент, АлтГПУ, РФ, г. Барнаул

 

Аннотация. В статье представлен анализ полученных данных по проблеме формирования нравственных норм и социализации детей старшего дошкольного возраста в современных условиях. Отражается понимание родителями понятий «нравственные нормы», «социализация», значимости  сюжетно-ролевой игры в развитии личности детей старшего дошкольного возраста. По результатам анкетирования педагогов раскрывается  ряд проблем по организации социально-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации.

 

Ключевые слова: нравственное воспитание, социализация,  нравственные нормы, методы нравственного воспитания, дети старшего дошкольного возраста.

 

Успешность формирования нравственных норм детей старшего дошкольного возраста, а затем их дальнейшая социализация напрямую зависят от педагогической работы, организованной в дошкольной образовательной организации (ДОО).

В целях определения педагогических возможностей эффективного применения сюжетно-ролевых игр в формировании социально-нравственных норм старших дошкольников в ДОО проведено изучение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В исследовании принимали участие 50 родителей детей в возрасте от 5 до 7 лет, 20 педагогов.

Анализируя анкетные данные родителей, были получены следующие ответы. 100% родителей считают нравственность важнейшим компонентом личности. 23 респондента (46%) считают, что основы нравственности закладываются в дошкольный период детства, 27 родителей предполагают, что становление нравственных начал приходится на школьный период.

Среди качеств, которые ценятся родителями в людях были отмечены: отзывчивость, честность, любовь, уважение. Никем не обозначены такие нравственные качества как трудолюбие, справедливость, дружба, смелость. Большинство родителей считают, что воспитание детей начинается с таких нравственных категорий как любовь, уважение к старшим. 54% опрошенных считают, что основы нравственного поведения заложены в семейном воспитании; 24% родителей отводят ведущую роль дошкольному учреждению; 22 % респондентов отмечают важность взаимодействия семьи и ДОУ в вопросах нравственного воспитания подрастающего поколения.

Среди методов нравственного воспитания родители отдают предпочтение беседам, обсуждению и чтению художественной литературы (80%), немногие (20%) отметили игру как метод формирования нравственных качеств и нравственного поведения.

78% опрошенных (39 человек) охарактеризовали социализацию как «вхождение в общество», «приспособление к социуму», «умение жить во взрослом мире». У 11 человек (22%) расшифровка данного понятия вызвала затруднения.  46% родителей считают, что в основе социализации детей лежит формирование нравственных норм. 8 (16%) человек не ответили на поставленный вопрос; 38% опрошенных не взаимосвязывают обозначенные процессы друг с другом. Большинство родителей 78% (39 опрошенных) считаю, что социализация происходит на этапе дошкольного детства, 16% (8 человек) – в школе, а 6% (3 человека) отводят для социализации весь жизненный период человека.

При изучении степени компетентности педагогов в вопросах физического воспитания детей дошкольного возраста, получены следующие данные.

С понятием «нравственная норма» знакомы 100% (20) опрошенных педагогов; 75% опрошенных (15 педагогов) назвали в качестве основных формформирования нравственных норм личный пример, занятия, беседы; 18 (90%) педагогов используют наглядные, словесные и практические методы нравственного воспитания.

Все педагоги повышают свою компетентность в вопросах нравственного воспитания детей посредством методической литературы, периодических изданий, сети Интернет, обмена опытом.  100%  педагогов отметили высокую значимость формирования нравственных норм для дальнейшей социализации детей дошкольного возраста.

Среди самых популярных методов, способствующих формированию нравственных норм детей дошкольного возраста,  75% (15) педагогов отметили дидактические игры, 25% педагогов отдали предпочтение сюжетным играм.

По мнению 100% опрошенных приоритетная роль в нравственном воспитании детей дошкольного возраста принадлежит родителям, в то же время 6 педагогами (30%) было отмечено несколько вариантов ответа: родители, воспитатели, общество. В качестве помощи в вопросах социально-нравственного воспитания 8 педагогов (40%) указали информацию о специфике современного воспитания, 6 педагогами  (30%) оказались востребованы готовые конспекты и сценарии мероприятий; от помощи в изучении новых технологий не отказались бы 6 педагогов (30%).

По результатам анкетирования педагогов выявлен ряд проблем:

- большинство педагогов не используют сюжетно-ролевую игру в качестве средства формирования нравственных норм;

- воспитателями практически не используются проблемно-поисковые методы социально-нравственного  воспитания: проблемные ситуации, логические задачи, загадки, импровизации

- в работе с родителями предпочтение отдается не практическим упражнениям, а наглядным методам.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что:

- в ДОУ ведется образовательная деятельность по формированию нравственных норм детей старшего дошкольного возраста, содержание которой отражается в рабочих программах и планах работы.

- у детей старшего дошкольного возраста освоение нравственных норм находится на этапе становления;

- поведение детей бывает неопределенным, не имеет основной линии;

- у детей не сформированы общественные мотивы поведения, не всегда дети действуют под влиянием нравственных норм.  Следовательно, процесс социализации также находится на этапе становления: дети учатся выбирать форму поведения в зависимости от конкретной ситуации;

-  желание детей следовать положительному нравственному эталону опосредованно притязанием на признание со стороны других людей. Если социальный контроль отсутствует, дети могут действовать в соответствии с желанием.

Проведенная аналитическая деятельность указала на актуальность и легла в основу разработки специальной  программы по формированию нравственных норм в сюжетно-ролевой игре как основы социализации  детей старшего дошкольного возраста.

 

Список литературы:
1. Азбука нравственного взросления: методический материал / В. И. Петрова [и др.]. [Текст]. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. -304с. 
2. Кадырова Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 762-766. — URL https://moluch.ru/archive/87/16622/ (дата обращения: 19.12.2018).
3. Церцвадзе, Р. Г., Крылова, В. В. Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста. [Текст]  // Молодой ученый. — 2016. — №9.3. — С. 36-37.