Влияние современных технологий и сети интернет на процесс обучения
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Влияние современных технологий и сети интернет на процесс обучения
В данной статье поднимается проблема влияния современных технологий и сети Интернет на учащихся общеобразовательных учреждений.
В который раз наступил сентябрь, и толпы учеников заполнили коридоры школ. Так было раньше и, кажется, что так будет всегда. Но все чаще можно услышать от работников общеобразовательных учреждений, о том, что современные школьники кардинально отличаются от учеников советских школ.
Разумеется, нынешним первоклассникам гораздо проще освоиться в школе. На сегодняшний день не составляет никакого труда подыскать все необходимое для обучения. Яркие рюкзаки, тысячи ручек, фломастеров, тетрадей и карандашей на любой вкус, школьная форма разных расцветок и размеров. Все это изобилие в свободном доступе появилось в России относительно недавно.
Разумеется, и современные технологии не обошли стороной систему образования. Информатика стала изучаться в школах СССР с 1 сентября 1985 года и получила название «Основы информатики и вычислительной техники», сокращенно ОИВТ. С тех самых пор этот предмет является обязательной частью обучения в российских школах.
Однако появление Интернета в доме практически каждого школьника заставило учителей насторожиться и разделиться на два лагеря. Одни считают, что компьютер и, в частности, Интернет, оказывает пагубное влияние на неокрепший ум ребенка. Другие придерживаются мнения, что таковы современные требования к учебному процессу, и использование компьютера и мультимедиа технологий позволяет наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей школьников.
Действительно, в отличие от стандартных технических правил и средств обучения, информационные технологии позволяют развивать в ребенке интеллектуальные и творческие способности, а также насытить ребенка всеми необходимыми знаниями не только в области IT-технологий, но и в других не менее важных областях. Также ребенок будет самостоятельно приобретать различные навыки, что очень актуально и важно в раннем возрасте.
Несомненно, информационные технологии значительно расширяют возможности родителей и педагогов. Но важно не забывать о том, что неограниченный доступ ребенка к компьютеру может нанести вред не только физическому и психическому здоровью, но и понизить успеваемость в школе.
Разумеется, всем известно о том, что длительная работа за компьютером приводит к напряжению глазных мышц, переутомлению, бессоннице, сильному снижению иммунитета … Этот список отнюдь не короткий.
Но далеко не все родители знают о том, что их ребенок может найти решение заданной на дом работы в Интернете. Неисчислимое количество решебников, ответы на тесты, прорешанные контрольные работы по любому школьному предмету. Все это значительно упрощает жизнь школьников, но делает их практически неспособными к самостоятельной работе.
В результате исследований, проводимых среди учащихся 5–11 классов, было выявлено:
· 93% учащихся хоть раз за время обучения искали решение домашнего задания в Интернете;
· 70% учащихся пользуются решебником постоянно;
· 5% учащихся стараются прибегать к помощи родителей, учителей или книжных изданий, не прибегая к помощи Интернета;
· 3% учащихся не имеют доступа к сети Интернет;
· 89% учащихся получают отметку «Отлично» за списанное из решебника или Интернета решение.
Данная статистика повергнет в ужас любого учителя советской закалки. И это неудивительно: во времена СССР не было подобного раздолья в области бесплатного решения задач. Разумеется, списывали и будут списывать всегда. И совершенно точно нельзя сказать, что школьники в СССР были умнее и образованнее, чем нынешнее поколение. Времена меняются, прогресс не стоит на месте, появляются новые технологии, в которых сегодняшние школьники разбираются в разы лучше, чем школьники советских времен. Но множество проведенных опросов показывает, что, к сожалению, нынешнее поколение отдают предпочтение виртуальной реальности, нежели чтению книг. Отсюда оскудение активного запаса, сидячий образ жизни и отсутствие интереса к спорту. Виртуальная жизнь с каждым днем все больше вытесняет реальную, общение с близкими и друзьями интересует все меньше, а привычные ценности и стремления постепенно утрачивают смысл [1].
Но что можно сказать насчет начальной школы? Неужели, учащиеся 1–4 классов совершенно не работают самостоятельно, переписывая все с Интернета?
Среди десяти учителей начальных классов был проведен небольшой опрос, результаты которого представлены ниже:
1) Считаете ли Вы, что современные школьники более ленивы и безразличнее относятся к учебе, чем школьники во времена СССР?
«Всегда найдутся лентяи. И во времена СССР и в 21 веке … Но отношение к учителю, к сожалению, изменилось не в лучшую сторону».
2) Как Вы думаете, современные школьники выполняют домашнее задание с помощью Интернета или своими силами?
«Ученики начальных классов всё делают сами, ну или родители помогают. А вот старшеклассники, да – с помощью Интернета …».
3) Считаете ли Вы, что современные школьники проводят слишком много времени за компьютером?
«Да, однозначно! И это уже давно не секрет. К сожалению, сейчас ребенок без компьютера – редкость».
Получается, чем старше становится школьник – тем больше он ленится, выбирая легкие пути для выполнения домашнего задания?
Возникает закономерный вопрос – как пресечь тотальное списывание и апатию школьников по отношению к учебе? Ответ прост и неутешителен – никак.
К сожалению, современные реалии таковы, что компьютер укоренился в жизни человека. Довольно тяжело себе представить жизнь без Интернета, особенно для молодежи, которая большую часть своего времени проводит «зависая» в социальных сетях.
Разумеется, можно ограничить ребенку доступ в Интернет. Но сейчас практически в каждом кафе, торговом центре и даже в образовательных учреждениях есть зоны с бесплатным доступом к Интернету через Wi-Fi, причем, в большинстве случаев доступ к сети абсолютно бесплатный.
Ребенок должен сам понять, что постоянное списывание не приведет ни к чему хорошему, ведь в дальнейшем обучении в ВУЗе поблажек не будет.
Однако существует достаточно много «уловок» для учителей, которые помогут обнаружить списывание. Вот некоторые из них:
1. Наблюдайте. Разумеется, тяжело неусыпно следить за учениками на протяжении всего урока, однако заметить списывающего школьника довольно легко по его странным, резким движениям и нервозности.
2. Попросите убрать все лишнее с парты – тетради, учебники, пеналы.
3. Не разрешайте покидать класс до завершения работы. Метод жесткий, подходит для учащихся старших классов.
4. Следите за использованием технических устройств. Попросите положить телефоны на стол учителю либо на край парты.
5. Проверяйте учебные материалы. В словаре, тетради или географическом атласе легко можно спрятать шпаргалку или написать ее на полях учебника. Излишнее внимание к этим предметам может сигнализировать о списывании.
6. Если вы сомневаетесь, что ученик честно проставил ответы теста (или поставил их наугад), на следующее занятие можно задать несколько устных вопросов по данной теме.
7. Наконец самый верный способ проверить, списано ли эссе, сочинение или реферат – антиплагиат (онлайн-ресурсы). Почти все готовые тексты имеются в Интернете, поэтому проверить списывание можно с помощью множества бесплатных программ.
Таким образом, можно сделать вывод, что современное информационное пространство определенно требует владения компьютером детьми, как в старшей школе, так и в начальных классах. Однако, не стоит забывать, что компьютер может стать как другом и помощником, так и врагом – все зависит от частоты и цели его использования.