Статья:

ФУТБОЛ, СПОРТ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ МОЛОДЕЖИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Кореньков В.И. ФУТБОЛ, СПОРТ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ МОЛОДЕЖИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 22(201). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/201/115043 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФУТБОЛ, СПОРТ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ МОЛОДЕЖИ

Кореньков Владлен Игоревич
Академия ФСО России РФ, г. Орёл
Кулаков Александр Леонидович
научный руководитель, сотрудник Академии ФСО России, РФ, г. Орёл

 

Аннотация. Развитие жизненных навыков связано с занятиями спортом, футболом и другими физическими упражнениями. Фактором, способствующим реализации этой амбиции, являются действия и поведение спортивных тренеров. Основываясь на концепции позитивного развития молодежи через спорт, в первой части статьи рассматриваются типы среды, которую тренеры должны создавать, чтобы игроки могли развивать жизненные навыки. Во второй части данной публикации обсуждается формальное обучение тренеров и его роль в развитии у них знаний о развитии жизненных навыков. В третьем разделе предлагается альтернативное объяснение того, как воздействие людей на определенные социальные контексты приводит к развитию жизненных навыков. Обзор литературы в этих областях показывает, что роль спорта и футбола в развитии жизненных навыков игроков не ясна и требует внимания в будущем.

 

Ключевые слова: Жизненные навыки, молодёжь, тренеры, спорт, футбол.

 

Введение

Польза для физического здоровья людей от регулярных занятий спортом и других занятий вызвала значительный исследовательский интерес и теперь хорошо изучена. Тем не менее, также было признано, что спорт и, в частности, футбол могут способствовать здоровью людей. Некоторые теории, такие как «Модель человеческого капитала», опираются на доступные научные данные, чтобы утверждать, что результаты, связанные со спортом и физической активностью, не ограничиваются физическими, а, скорее, простираются в социальную, психологическую и интеллектуальную области. Еще одним заявленным нефизическим результатом занятий спортом и физической активностью является развитие у человека жизненных навыков. Учитывая глобальный интерес к футболу, важно учитывать его роль в продвижении и развитии жизненных навыков. В этой статье будет упоминаться футбол и его вклад в развитие жизненных навыков людей, однако, учитывая недостаточность исследований в этой области, будут использоваться исследования в области спорта в более общем плане.

В последние десятилетия среди политиков и практиков наблюдается рост интереса к продвижению навыков, которые рассматриваются как неотъемлемая часть подготовки молодых людей и взрослых к решению повседневных проблем и обеспечения продуктивного участия в жизни общества. Такие способности называют «жизненными навыками». Они получили распространение в области здравоохранения, образования и социальной политики. Спорт также получил все большее признание как средство, с помощью которого люди могут развивать навыки, позволяющие им вносить позитивный вклад в жизнь общества. Это не удивительно, учитывая, что природа спорта требует, чтобы люди демонстрировали такие качества, как настойчивость при попытке освоить новые социальные и когнитивные навыки, поскольку люди должны работать независимо и взаимозависимо, чтобы решать проблемы и принимать решения.

В сложных и спорных областях полезно иметь четкое представление о значениях, приписываемых используемым словам. Как ясно даже из краткого комментария выше, навыки, развиваемые занятиями спортом, столь же амбициозны, сколь и плохо определены. Как заявила Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ): «Навыки, которые можно назвать жизненными, бесчисленны, а природа и определение их, вероятно, будут различаться в разных культурах и условиях». Тем не менее, ВОЗ утверждает, что существует основной набор идентифицируемых навыков, которые лежат в основе инициатив, основанных на способностях, для укрепления здоровья и благополучия детей и подростков, включая: принятие решений; решение проблем; креативное и критическое мышления; эффективное общение; навыки межличностных отношений; самосознание; сочувствие; справляться с эмоциями и стрессом. ЮНИСЕФ предложил несколько более ограниченное определение жизненных навыков в терминах «психосоциальных способностей к адаптивному и позитивному поведению, которые позволяют людям эффективно справляться с требованиями и проблемами повседневной жизни». Эта организация также определила три широкие категории навыков: болезни для анализа и использования информации, личные навыки для развития свободы воли и управления собой, а также межличностные способности для эффективного общения и взаимодействия с другими. Это определение предлагает относительно четкие рамки для жизненных навыков и отражает использование концепции, использованной в этой статье.

Прежде чем перейти к обсуждению основной темы данной статьи, а именно развития жизненных навыков с помощью спорта и футбола, было бы полезно поразмышлять на мгновение о понятии «навыки» как таковом. Существует четыре гипотезы об обучении навыкам. Первая гипотеза гласит, что навыки были приобретены. То есть навыки приобретаются, и без этого данного процесса не было бы. Таким образом, обучение является необходимой характеристикой навыков. Во-вторых, навык «может быть определен только в терминах успеха, достижения цели». Другими словами, навыки - это действия с заданным результатом, а не просто техники. Различие между умением и действием является жизненно важным для дальнейшего обсуждения. Проще говоря, навыки нужно использовать и применять с определенным успехом; они не являются академическими или теоретическими конструкциями. В-третьих, развитие навыков требует практики, и она наиболее эффективна, когда она происходит в значимой обстановке. Наконец, у навыков есть история в том смысле, что они каким-то образом развиваются с течением времени. Поскольку они каким-то образом выжили достаточно хорошо, чтобы прийти на образовательный или спортивный урок, вероятно, разумно предположить, что все ученики в группе уже развили дополнительные жизненные навыки. Обучение навыкам не начинается с незнания; оно основано на имеющемся опыте. Имея в виду эти размышления, будет полезно более подробно рассмотреть, как такие виды спорта, как футбол, могут (или не могут) предлагать полезные условия для развития жизненных навыков.

Похоже, что ряд факторов определяет, может ли спорт способствовать приобретению человеком имеющихся жизненных навыков и их развитию. Опираясь на исследования, можно предложить список факторов, которые должны иметь место для достижения определенных результатов, включая ориентацию и действия тренеров, а также нормы и культуру, связанные с конкретными видами спорта или спортивным опытом. Эти два фактора указаны здесь, так как они составляют основу обсуждения в этой статье, поскольку считается, что обсуждение каждого выходит далеко за рамки.

У этой статьи три цели. Во-первых, обсуждается тип учебной среды, которую необходимо создать тренерам, чтобы максимально позволить игрокам развивать жизненные навыки. Тренеры являются ключевыми агентами в обеспечении людей приятным и стоящим спортивным опытом, поэтому важно изучить, как они могут улучшить этот опыт и создать оптимальную среду обучения для развития жизненных навыков. Обсуждается это конкретно в контексте детско-юношеского спорта. Опять же, в рамках данной статьи невозможно рассмотреть, как тренеры должны структурировать среду обучения. Соответственно, принято решение сосредоточиться на детско-юношеском спорте, поскольку именно в этом контексте происходит большая часть тренировок. Во-вторых, рассматривается формальное обучение тренеров и понимание того, как развивать жизненные навыки своих игроков. В-третьих, предлагается более широкий анализ того, как формируются жизненные навыки. Поэтому следует опираться на данные в более общем плане в спорте, чтобы поддержать обсуждения, чтобы лучше понять, как футбол может способствовать развитию жизненных навыков.

Основная часть

Структурирование учебной среды

Независимо от спорта, фактором, который может определять развитие жизненных навыков игроков, является структура спортивной среды. Тренеры должны играть важную роль в обеспечении спортивного развития молодых людей через то, как они структурируют тренерскую среду и поведение, которые они используют. Хотя это не единственный параметр, необходимый для развития жизненных навыков, действия тренеров являются определяющим фактором в развитии игроков.

Подход, который влияет на развитие жизненных навыков у молодежи, - это позитивное развитие. Предпосылки заключаются в том, что вся молодежь обладает той или иной формой ресурсов или врожденных способностей, благодаря которым они могут вести счастливую и успешную жизнь. Такой подход противоречит тому, чтобы рассматривать молодежь как имеющую дефицит знаний и навыков, как ту, где у них есть достоинства или сильные стороны, на которые можно опираться. Например, если у игрока есть некоторый уровень социальных навыков, такой подход развивает эти способности дальше, чтобы дать этому игроку позитивный настрой на достижение цели, а не на неудачу.

Поскольку эта теория стала устоявшимся средством понимания того, как эффективно развивать навыки людей, считалось, что у спорта есть средства для внесения вклада. Например, было предложено, чтобы рассматриваемый подход через спорт способствовал развитию честной игры, лидерства, постановки целей и командной работы. Подход через спорт направлен на достижение результатов, выходящих за рамки овладения физическими или техническими навыками, он был связан с развитием разнообразных спортивных и неспортивных способностей, которые включают, но не ограничиваются пятью критериями: компетентность, уверенность, забота/сострадание, связь и характер.

Было высказано предположение, что для достижения развития широкого спектра навыков тренерам необходимо создать среду, ориентированную на мастерство, в которой акцент делается на самосовершенствовании, а не на ориентированной на тренера среде, которая ставит во главу угла победу. Обсуждалось, как среда, нацеленная на мастерство, согласуется с причинами, по которым молодые люди занимаются спортом. Когда это применяется, тренеры уделяют приоритетное внимание интересам своих игроков и мотивируют их принять более широкие цели группы в ущерб краткосрочным личным интересам отдельных лиц. Положительные изменения в отношении к тренерам, спорту и к самому себе наблюдались у молодых людей, где тренеры больше подкрепляли, ободряли и поддерживали автономию, чем тренеры, которые критиковали результативность, подчеркивали победу и пытались контролировать поведение спортсмена. Однако, предположено, что не все молодые люди будут подходящими для взятия на себя ответственности за лидерство и принятие решений. Вместо этого они выступали за более ориентированное на ситуацию поведение, которое соответствовало бы потребностям и желанию молодых людей. Однако сообщалось, что там, где тренеры создали более нацеленную на процесс учебную среду, последствиями стали недостаток удовольствия и отказ от занятий спортом.

Была поставлена ​​под сомнение степень, в которой тренеры создают среду обучения, которая способствует развитию жизненных навыков. Исследования, проведенные в контексте развития показали, что футбольные тренеры преимущественно используют авторитарные стили. На практике это проявляется в том, что тренеры часто используют предписывающие модели поведения, такие как управление, инструктаж и обратную связь, а также редко задают вопросы. Тем не менее, это выходит за рамки поведения, которое используют тренеры, вплоть до расписания тренировок и ожидаемого поведения игроков. Тренерам предлагалось применять данный подход для осуществления контроля и дисциплины над своими игроками, чтобы сохранить их статус в рамках субкультуры академического футбола. Это приводит к тому, что игроки становятся пассивными и послушными получателями, а не активными учениками, которые чувствуют себя ценными. В свете этого маловероятно, что такая среда даст игрокам возможность развивать жизненные навыки. Однако в исследованиях, в которых в центре внимания находились опытные тренеры (часто характеризуемые как тренеры с более чем 10-летним стажем и успешными победами), было обнаружено, что эти тренеры не придерживаются такого авторитаризма. Например, в исследовании с участием пяти опытных тренеров было установлено, что они пытались дать своим спортсменам возможность учиться, расти и раскрывать свой потенциал, проявляя заботу и искренний интерес к своему благополучию и жизни как внутри страны, так и за ее пределами. В других исследованиях было документально подтверждено, что опытные тренеры уделяют первоочередное внимание налаживанию личностного роста своих спортсменов. Таким образом, для этих тренеров создается впечатление, что они принимают среду, ориентированную на мастерство, в которой они ценят своих спортсменов как людей, живущих вне спорта.

Вклад тренерского образования в развитие жизненных навыков

Способность тренеров применять рассмотренный выше подход или что-то подобное зависит от их знаний и опыта. Предполагалось, что опыт социализации тренеров влияет на их убеждения, которые затем действуют как фильтр для приобретения новых знаний. Таким образом, опыт обучения тренеров как в контексте спорта, так и вне его будет определять убеждения тренеров, которые проявляются в тренировочной практике. Тренеры часто воспроизводят в своей практике то, что они испытали в качестве игроков, наблюдателей или начинающих наставников. Часто это преобладающее внимание уделяется техническим аспектам спорта, когда тренеры не понимают, как они могут повлиять на более широкое развитие своих игроков, и мало заботятся о более широких результатах, которые могут получить игроки. Утверждалось, что, даже когда тренеры думают, что они делают что-то больше обыденного, скорее всего, в реальности не так, поскольку используемые теории редко совпадают с действительностью. Исследования, в ходе которых тренеры наблюдали и опрашивали тренеров относительно их практики, обнаружили несоответствие между тем, что они думали, что они сделали, и тем, что получилось. Учитывая, что традиционная риторика является преобладающим дискурсом, многие тренеры не будут принимать более ориентированные на мастерство подходы, которые лучше способствуют развитию жизненных навыков.

При желании приблизиться к созданию оптимальной среды для развития жизненных навыков, необходимо сознательное изменение их взглядов на свою роль. Было высказано предположение, что решающим фактором для достижения этого является подготовка компетентных и знающих тренеров. В то время как тренеры учатся с помощью ряда различных источников (например, наблюдая и взаимодействуя с другими тренерами, читая и просматривая различные материалы и извлекая уроки из опыта). Формальное тренерское образование в форме национальной квалификации обычно является обязательным требованием для большинства тренерских ролей. Таким образом, похоже, что национальные квалификации имеют большой потенциал, чтобы тренеры могли узнать о том, как развивать жизненные навыки своих игроков.

Тренеры, которые не прошли обучение или не прошли обучение тому, как развивать жизненные навыки, не могут четко указать, как они предоставили своим игрокам возможности для их развития. С другой стороны, некоторые данные свидетельствуют о том, что тренеры, прошедшие какую-либо форму обучения или образования, специфичного для развития жизненных навыков, с большей вероятностью создают среду, которая позволяет им процветать. Важно прояснить, что обучение, полученное тренерами и игроками, было специально для получения опыта, а не частью стандартных программ обучения тренеров.

Фактически, там, где основное внимание уделялось стандартным крупномасштабным программам обучения тренеров исследования неизменно показывают, что они не повлияли на обучение и практику тренеров, особенно в футболе. Одной из основных критических замечаний в адрес тренерского обучения традиционно является приоритетность приобретения и оценки знаний о содержании (например, знание того, какие различные действия могут быть предложены игрокам). Исторически рассматривались знания тренеров по предмету как наиболее важные для эффективного выполнения своей роли, о чем свидетельствует направленность и содержание учебных программ тренерского образования на то, как развивать технические аспекты результативности. Заявляется, что если нужно развивать творческих, динамичных и вдумчивых тренеров, то их обучение должно быть больше, чем развитие знаний о содержании.

Образовательные программы также были разработаны с целью развития жизненных навыков людей. Эти программы предназначены исключительно для малообеспеченной молодежи с целью развития у них чувства контроля и уверенности, чтобы они могли стать лучшими гражданами и вносить более позитивный вклад в жизнь общества. В них использовался спорт, чтобы научить подростков важности развития навыков, которые можно перенести в другие области их жизни. Специально подготовленные старшеклассники проводили программу для учащихся средних школ (в возрасте 11-14 лет) или младших классов (в возрасте 7-11 лет), а специально подготовленные учащиеся высших учебных заведений (в возрасте 18-21 лет) - для младших подростков. До этого специалисты в области развития жизненных навыков обучали школьников, ответственных за реализацию этих программ. Студенты, участвовавшие в этих программах, сообщили об увеличении своих знаний о жизненных навыках и предполагаемом повышении компетентности в достижении поставленных ими целей. В других исследованиях, которые изучали влияние программ, также утверждалось, что учащиеся, прошедшие данный курс, показали глубокие знания жизненных навыков и повышенную уверенность в себе. Необходимо отметить, что эти программы преподавались в определенных контекстах с определенной группой людей.

В последнее время ряд спортивных групп предприняли попытки повторно проверить существующие программы обучения тренеров, чтобы они лучше отвечали потребностям тренеров, а впоследствии и игроков. Это произошло в результате того, что некоторые спортивные тренеры просят развивать знания, которые более реалистично отвечали бы требованиям в определенных контекстах. Например, были созданы молодежные модули, представляющие собой тренерские программы, специально разработанные для тренеров, работающих с детьми. Основное внимание в этих модулях сместилось от развития знаний тренеров по содержанию к большему упору на повышение педагогических и межличностных знаний, которые были необходимы, если они должны были более эффективно развивать жизненные навыки игроков. К сожалению, первоначальные данные свидетельствуют о том, что эти программы не приводят к изменениям в практике, даже если тренеры могут это заметить. Фактически, недостатком имеющихся данных является то, что они полагались на восприятие изменений, а не на измеряемые изменения. Все исследования, цитируемые в этой статье, основаны только на том, как тренеры или студенты считают, что программа жизненных навыков, которую они прошли, повлияла на их способность развивать их у игроков. Учитывая проделанную работу, которая выявила неспособность тренеров точно определить, как они тренируют, текущая доказательная база является слабой и требует дальнейшего изучения.

Преобладающий дискурс образования допускает, что человек, занимающийся обучением, считается носителем знаний. Это было названо методом передачи, посредством которого инструкторы передают свои знания тренерам. Проблема в том, что учащийся вынужден быть пассивным в процессе обучения, а индивидуальные потребности игнорируются. Если тренеры должны создать среду обучения, которая позволит игрокам развивать жизненные навыки, то, как представляется, для внесения изменений на практике требуется более широкий набор образовательных услуг, который включает внутреннее обучение, позволяющее тренерам обсуждать специфичные вопросы для их роли. Если это не так, есть ограниченные доказательства того, что программы обучения тренеров влияют на их прикладные знания. Существуют некоторые мысли о том, как образовательные программы могут лучше подготовить тренеров к развитию жизненных навыков своих игроков. Они утверждают, что образовательные программы необходимы, чтобы развить у тренеров понимание того, как воспитывать и расширять возможности своих игроков, и тем самым устранить дисбаланс сил, который, как сообщалось, существует между тренером и игроком в некоторых контекстах юношеского футбола. Таким образом, тренеры нуждаются в обучении тому, как перейти от передатчика знаний к непосредственному участнику процесса обучения, который может поддержать игроков в их обучении. Обнаружено, что обучение, которое было самостоятельным, проблемным и проектным, привело к высококачественному обучению.

Исследования, касающиеся влияния формального тренерского образования на их развитие, неясны и неоднозначны. По общему мнению, программы обучения тренеров оказали ограниченное влияние. Тем не менее, там, где особое внимание уделялось развитию знаний тренеров в определенной области, такой как жизненные навыки, есть некоторые исследования, которые показывают, что программы обучения тренеров оказали определенное влияние.

Понимание того, как формируются жизненные навыки

Игроки, как и тренеры, входят в образовательные программы с разным уровнем имеющихся знаний и опыта, из которых можно извлечь пользу. Именно эти переживания действуют как фильтрующая система, обуславливающая развитие новых знаний. Вероятность того, что образовательная программа способствует развитию у игрока жизненных навыков, значительно возрастает, когда игрок видит актуальность и смысл предоставляемого контента, а также знаний и навыков, необходимых для достижения успеха. Например, если игроки уже считают, что у них высокий уровень знаний и навыков в отношении психологических аспектов деятельности, они могут не посчитать образовательные программы в этой области чрезмерно полезными или, что еще хуже, вредными или не имеющими отношения к их спортивной карьере. Более того, игроки также должны видеть ценность в том, как осуществляется образовательная программа.

В сфере образования был проведен целый ряд исследований, которые показывают, что если метод обучения не соответствует представлениям учащихся об обучении, то образовательная программа с меньшей вероятностью приведет к успеху. Убеждения людей сформированы их предыдущим жизненным опытом и формируют будущий. Это имеет значение для развития жизненных навыков, поскольку среда обучения и возможности, которые испытали люди, будут влиять на степень, в которой они уже обладают жизненными навыками, и на то, как они могут их развивать.

В исследовании, посвященном изучению жизненных навыков в рамках молодежной футбольной команды, обнаружено, что игроки считали, что они развили эти навыки из-за культуры средней школы, а не из-за футбольных тренеров. Например, вокруг школьных спортивных сооружений были установлены знаки, напоминающие игрокам о ценностях и духе школы, хотя считалось, что одни жизненные навыки передаются между одними предметными областями лучше, чем другими. Явная передача жизненных навыков - это когда им сознательно обучают в одном контексте, а затем применяют в другом. Казалось бы, доказательства, подтверждающие передачу жизненных навыков, снова ограничены человеческим восприятием. Таким образом, несмотря на наличие доказательств, подобных тем, которые обсуждаются здесь, не существует существенной основы, на которую можно было бы опираться.

Вывод

Целью данной статьи было обсудить роль спорта в развитии жизненных навыков игроков. Этот документ был специально направлен на рассмотрение того типа среды обучения, которую тренеры должны создать, чтобы позволить жизненным навыкам игроков процветать, и того, как тренеры были подготовлены формальным обучением тренеров для создания такой среды. Заключительным элементом этой статьи было краткое обсуждение того, как формировались жизненные навыки людей. Подводя итог исследования, нельзя сказать, как лучше всего игроки развивают жизненные навыки. Было высказано предположение, что действия и поведение тренеров являются фундаментальным фактором развития у игроков жизненных навыков.

В самом деле, утверждалось, что тренеры должны сознательно планировать свои вмешательства, если необходимо развивать способности игроков. Вместо этого для развития жизненных навыков необходимо тщательное рассмотрение тренерами того, как они структурируют среду обучения, взаимодействуют и формируют отношения со своими игроками. Окружающая среда, ориентированная на мастерство, считается наиболее подходящей для создания контекста, в котором игроки могут развивать широкий спектр навыков, включая жизненные.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что тренеры, специально обученные развитию жизненных навыков, находятся в лучшем положении, чем те тренеры, которые мало или совсем не имеют подготовки в этой области. Однако, в целом, существует ограниченное количество свидетельств того, что формальное обучение тренеров действительно влияет на их практику, даже несмотря на то, что есть ряд исследований, в которых сообщается, как тренеры считают, что эти программы повлияли. Помимо тренеров, проходящих формальную подготовку в области развития жизненных навыков, существуют также программы, непосредственно направленные на развитие способностей молодых людей. В этом исследовании обсуждались такие программы, и результаты показали, что они оказали ощутимое воздействие, но, опять же, не удалось распознать, было ли реальное воздействие.

Были утверждения, что простое занятие спортом не приводит автоматически к развитию жизненных навыков. Тем не менее, некоторые исследования показали, что культура определенных видов спорта или условия обучения могут привести к развитию жизненных навыков без необходимости их обучения. Эти данные, возможно, относятся к определенным контекстам, поскольку некоторые исследователи не считают, что существует достаточно надежная доказательная база, чтобы утверждать, что спорт действительно приводит к положительным результатам в развитии.

В настоящее время неясно, как спорт способствует развитию жизненных навыков игроков. Существует множество свидетельств того, что это так, если тренеры действуют и ведут себя определенным образом или существует культура, с которой игрок ассоциируется, и которая, по их мнению, способствует развитию их жизненных навыков. Учитывая роль футбола как глобальной игры с точки зрения участия молодежи и взрослого населения, очевидно, что необходима дополнительная эмпирическая работа, которая учитывает, как жизненные навыки развиваются в этом виде спорта (и других) и передаются в другие сферы жизни.

 

Список литературы:
1. Бейли, Ричард и Анджела Пикард. 2010. "Изучение тела: изучение процессов обучения навыкам в танце". Спорт, образование и общество: 367-382.
2. Бейли, Ричард, Чарльз Хиллман, Шон Арент и Альберт Петитпас. 2013 год. "Физическая активность: недооцененные инвестиции в человеческий капитал". Журнал физической активности и здоровья: 289-308.
3. Коуп, Эдвард, Бейли, Ричард и Джемма Пирс. 2013 год. "Почему дети принимают участие и продолжают заниматься спортом? Обзор литературы и обсуждение последствия для спортивных тренеров". Международный журнал коучинговой науки: 56-75.
4. Бейкер, Джозеф и Шон Хортон. 2004. "Обзор первичных и вторичных влияний на спортивную экспертизу". Исследования высоких способностей: 211-228.
5. Бартоломью, Кимберли Дж., Никос Нтуманис и Сесили Терсен-Нтумани.2009. "Обзор контролирующих мотивационных стратегий с точки зрения теории самоопределения: последствия для спортивных тренеров". Международный обзор психологии спорта и физических упражнений: 215-233.
6. Бенни, Эндрю и Донна О'Коннор. 2012 год. "Восприятие и стратегии эффективного тренерского лидерства: качественное исследование профессиональных тренеров и игроков". Международный журнал науки о спорте и здоровье: 82-89.
7. Блум, Г. А. и Дж. Х. Салмела. 2000. "Личные характеристики опытных тренеров по командным видам спорта". Журнал спортивной педагогики: 56-76.
8. Брунелл, Джон, Стивен Дж. Датч и Таня Форнерис. 2007. "Влияние спортивного подхода программа жизненных навыков по просоциальным ценностям подростков". Прикладная наука о развитии: 43-55.
9. Камире, Мартин, Пьер Трюдель и Таня Форнерис. 2014 год. "Изучение того, как образцовые тренеры по молодежному спорту учатся способствовать позитивному развитию молодежи". Физическое образование и спортивная педагогика: 1-17.
10. Кано, Франсиско. 2005. "Эпистемологические убеждения и подходы к обучению: их изменение в средней школе и их влияние на успеваемость". Британский журнал педагогической психологии 75: 203-221.
11. Коукли, Джей. 2011. "Молодежный спорт Что считается “Позитивным развитием"? Журнал спортивных и социальных проблем: 306-324.
12. Конрой, Дэвид Э. и Дж. Дуглас Коутсворт. 2007. "Оценка стратегий коучинга, поддерживающих автономию, в детско-юношеском спорте". Психология спорта и физических упражнений: 671-684.
13. Котэ, Джин и Уэйд Гилберт. 2009 год. "Интегративное определение эффективности и компетентности коучинга". Международный журнал спортивной науки и коучинга: 307-323.
14. Кубертен, П. де. 2000. "Попечители олимпийской идеи". Олимпизм: Избранные труды: 587-589.
15. Коуэн, Дэрил Т., Иэн М. Тейлор, Хейли Э. Макьюэн и Джулиен С. Бейкер. 2012. "Преодоление разрыва между теорией самоопределения и обучением футболу обездоленной молодежи". Журнал прикладной спортивной психологии: 361-374.
16. Денисон, Джим. 2007 год. "Социальная теория для тренеров: интерпретация Фуко плохой работы одного спортсмена". Международный журнал спортивной науки и коучинга: 369-383..
17. Эрдозейн, Доминик. 2012 год. "Формирует Ли Спорт Характер? Отчет о ходе реализации викторианской идеи." Исследования по христианской этике: 35-48.
18. Фрейзер-Томас, Джессика Л., Жан Котэ и Дженис Дикин. 2005. "Молодежные спортивные программы: путь к позитивному развитию молодежи". Физическая культура и спортивная педагогика: 19-40.
19. Фриере, Пауло, 1998 год. "Педагогика свободы". Мэриленд: Роумэн и Литтлфилд. Гудас, Мариос и Георгиос Джаннудис. 2008. "Программа жизненных навыков, основанная на командных видах спорта в контексте физического воспитания". Обучение и инструктаж: 528-536.
20. Харви, Стивен, Кристофер Дж. Валик, Эдвард Коуп и Боб Мьюир. 2013. "Сезонное расследование тренерского поведения в зависимости от состояния практики: случай трех коллегиальных тренеров". Обзор спортивного коучинга: 13-32.
21. Хансен, Дэвид М., Рид У. Ларсон и Джоди Б. Дворкин. 2003. "Чему учатся подростки на организованных молодежных мероприятиях: обзор самооценки развития переживания". Журнал исследований подросткового возраста: 25-55.
22. Холт, Николас Л. и Кейси К. Нили. 2011. "Позитивное развитие молодежи через спорт: обзор". Обзор иберо-американской психологии в эхерсисио и эль депорте: 299-316.
23. Холт, Николас Л., Лиза Н. Тинк, Джеймс Л. Мандиго и Кеннет Р. Фокс. 2008. "Учится ли молодежь жизненным навыкам, занимаясь спортом в старших классах? Тематическое исследование." Канадский журнал образования:281-304.
24. Джонс, Мартин И. и Дэвид Лавалли. 2009. "Изучение предполагаемого развития жизненных навыков и участия в спорте". Качественные исследования в области спорта и физических упражнени: 36-50.
25. Ларсон, Рид У. 2000. "К психологии позитивного развития молодежи". Американский психолог 55: 170.
26. Ларсон, Рид. 2006. "Позитивное развитие молодежи, волевые подростки и наставничество". Журнал общественной психологии: 677.
27. Лернер, Ричард М., Джейсон Б. Альмериджи, Кристина Теокас и Жаклин В. Лернер. 2005. "Позитивное развитие молодежи". Журнал ранней юности: 10-16.
28. Маккай, Тони, Лиза Моррис, Джо Саллибэнкс и Кэти Уиллис. 2003. Спорт, физическая активность и антиобщественное поведение среди молодежи. Австралийский институт криминологии.
29. Мэттик, Карен и Линн Найт. 2007 год. "Высококачественное обучение: достичь его труднее, чем мы думаем?". Медицинское образование: 638-644.
30. Маккалистер, Сара Г., Элейн М. Блинд и Винди М. Вайс. 2000. "Преподавание ценностей и внедрение философии: дилеммы тренера по детско-юношескому спорту". Физический воспитатель: 35.
31. Миллер, Патриция С. и Гретхен А. Керр. 2002. "Концептуализация совершенства: прошлое, настоящее и будущее". Журнал прикладной спортивной психологии 14 (3): 140-153.