Статья:

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(264)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Шеломенцева А.Д. НАСТАВНИЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 41(264). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/264/133590 (дата обращения: 20.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Шеломенцева Алена Дмитриевна
студент, Глазовский государственный инженерно-педагогический университет им. В.Г. Короленко, РФ, Глазов

 

В современной, активно развивающейся системе образования не только проблемы развития теории и практики организационной работы в сфере образования, но и растущий интерес к профессиональным качествам, свойствам и качественным характеристикам преподавателей требуют особого подхода на этапе адаптации преподавателей к рабочему месту. В связи с этим, особое значение приобретает проблема профессиональной адаптации молодых педагогов.

Однако анализ кадровой ситуации в системе образования показывает, что процесс профессиональной адаптации осуществляется недостаточно эффективно, так как во многих случаях этот процесс либо отсутствует, либо остается формальной мерой и не подкреплен необходимой программой профессиональной адаптации молодых педагогов. Также нередко руководители и коллеги не учитывают особый статус и возрастные особенности молодых учителей, а молодыми специалистами, как правило, считаются специалисты, которые имеют высшее или среднее профессиональное образование и опыт работы до 3-х лет после окончания учебного заведения.

Профессиональная адаптация молодого педагога является процессом вхождения молодого специалиста в профессию и гармонизация его взаимодействия с профессиональной средой.

В процессе профессиональной адаптации молодой специалист приобретает ценностные ориентаций в профессии, происходит реализация его мотивов и целей в профессии, сближение его ориентаций с профессиональной группой на основе готовности к профессиональной деятельности.

Этот период является своеобразным испытательным сроком, который в дальнейшем определяет положение специалиста в его социальном и профессиональном окружении, поскольку он также является основой его будущей профессиональной карьеры и во многом определяет ее успешность.

Следующая проблема, с которой сталкивается большинство молодых преподавателей - коммуникативная. Это связано с тем, что молодые специалисты оказываются в незнакомой педагогической среде. Изначально от коммуникативных навыков преподавателя зависит не только общий успех его работы, но и его самооценка и уверенность в себе.

Следующая проблема — отток молодых специалистов из-за столкновения с трудностями в период адаптации, связанными со специфическими особенностями преподавательской работы и профессиональными возможностями каждого учителя, отсутствием опыта, разрывом между знаниями и умениями. Вследствие чего происходит неоправданный отток молодых учителей, которые не смогли найти себя в выбранной профессии.

Поэтому молодые преподаватели постоянно нуждаются в методической поддержке наставника. Эффективность процессов профессионального становления зависит от разумного распределения приоритетов в работе с начинающими педагогами. Для того чтобы молодые специалисты с первых дней работы в образовательном учреждении чувствовали себя комфортно и уверенно во всех отношениях и не разочаровались в своей профессии, необходимо правильно выстроить работу по наставничеству.

Для формирования нового поколения профессионалов в системе образования важно разработать эффективные и действенные программы наставничества как средства профессиональной адаптации молодых педагогов в образовательной организации. В результате этой программы молодые специалисты должны получить не только разносторонние знания, но и навыки и компетенции, которые позволят им быстро включиться в профессиональную деятельность и успешно ее осуществлять.

Создание эффективных программ наставничества как средства профессиональной адаптации молодых педагогов в конкретных учебных заведениях, учитывающих все факторы и особенности молодых специалистов, позволяет успешно решать задачи профессионального и личностного становления молодежи на новом этапе социализации.

Таким образом, процесс адаптации является залогом вовлечения и дальнейшего развития молодых специалистов в системе образования. Современное состояние проблемы профессиональной адаптации молодых специалистов отражает обострение противоречия между растущими требованиями общества к знаниям и профессиональным навыкам молодых преподавателей.

Для того, чтобы процесс адаптации проходил эффективно, необходима разработка программы наставничества как средства профессиональной адаптации молодых педагогов в каждой образовательной организации, которая, к сожалению, в большинстве образовательных организаций отсутствую и является лишь формальной.

 

Список литературы:
1. Кибанов А. Я. Организация профориентации и адаптации персонала / А. Я. Кибанов. — М.: Проспект, 2018. — 287 c. 
2. Моисеев А. М. Управление школой. Организационные и психолого-педагогические аспекты. — М.: Вузовский учебник, 2019. — 277 с. 
3. Петренко Е. И. Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении // Молодой ученый. — 2017. — № 50. — С. 256–260. 
4. Халтуева А. М. Проблемы адаптации молодого специалиста в системе общего образования [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-adaptatsii-molodogo-spetsialista-v-sisteme-obschego-obrazovaniya.