Статья:

ПРИМЕНЕНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ВИДЕ ЧЕК-ЛИСТОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ К ЭСКИЗИРОВАНИЮ ГРАФИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(288)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Дубровская Е.Р. ПРИМЕНЕНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ВИДЕ ЧЕК-ЛИСТОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ К ЭСКИЗИРОВАНИЮ ГРАФИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 21(288). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/288/150506 (дата обращения: 24.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИМЕНЕНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ВИДЕ ЧЕК-ЛИСТОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ К ЭСКИЗИРОВАНИЮ ГРАФИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Дубровская Екатерина Романовна
студент, Российский государственный профессионально-педагогический университет, РФ, г. Москва
Чернякова Татьяна Викторовна
научный руководитель, Российский государственный профессионально-педагогический университет, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В этой статье рассказано об использовании инструментов оценки в виде контрольных списков для оценки практических заданий. Контрольный список - это список шагов для проверки выполненных этапов задачи или нескольких задач. Это помогает контролировать выполнение задач, фокусироваться на важнейших аспектах, управлять процессами и предотвращать ошибки в последовательности действий. Контрольные списки используются в различных областях, и такой подход позволяет студентам самостоятельно оценивать свою работу, выявлять области для совершенствования и повышать свои навыки. Использование контрольных списков способствует развитию критического мышления и уверенности у студентов, что является важным компонентом образовательного процесса.

Abstract. In this article, we will discuss the use of evaluation tools in the form of checklists to assess practical assignments. A checklist is a list of steps to verify completed stages of a task or multiple tasks. It aids in monitoring the execution of tasks, focusing on crucial aspects, managing processes, and preventing errors in the sequence of actions. Checklists are utilized in various fields, and this approach allows students to independently assess their work, identify areas for improvement, and enhance their skills. The utilization of checklists contributes to the development of critical thinking and confidence among students, an essential component of the educational experience.

 

Ключевые слова: чек-лист, преимущества, недостатки, контроль, оценка, гибкость, эффективность, онлайн-курс, исследование, анализ, бакалавр, образование, педагогика, информационные системы, технологии, эскизирование, графические элементы.

Keywords: checklist, advantages, disadvantages, control, assessment, flexibility, efficiency, online course, research, analysis, bachelors, education, pedagogy, information systems, technologies, sketching, graphic elements.

 

Введение

Индустрия информационных технологий на сегодняшний день характеризуется высокими требованиями к профессионалам в области графического дизайна и разработки интерфейсов. С ростом числа информационных продуктов, включая веб-сайты, мобильные приложения, программное обеспечение и прочее, важным фактором становится эстетическое и функциональное качество графических элементов.

В этом контексте одной из важных задач подготовки студентов информационных систем и технологий является формирование не только технических навыков и знаний, но и умения анализировать и эскизировать графические элементы. Современные информационные продукты все больше требуют разработчиков, способных внедрять креативные и инновационные идеи, создавать привлекательные визуальные образы и эффективные пользовательские интерфейсы.

Понимание эскизирования графических элементов является неотъемлемой частью данной задачи. Эскизирование представляет собой процесс создания предварительных набросков или вариантов графического оформления, который помогает понять и передать основные элементы и характеристики стиля, используемого в дизайне. Это позволяет разработчикам визуализировать и обсудить предлагаемую концепцию, формировать композиции, оптимально расставлять элементы и пробовать различные варианты дизайна.

Основываясь на выше сказанных словах,  исследование о педагогических условиях подготовки бакалавров информационных систем и технологий к эскизированию графических элементов имеет большую актуальность и практическую значимость. Оно способствует более качественной подготовке специалистов в данной области и обеспечивает их готовность к требованиям и вызовам современной индустрии информационных технологий. Средством для изучении правильной поставленных задач исследования является курс "Основы скетчинга для начинающих" - это онлайн-курс, который призван помочь студентам овладеть основами скетчинга и развить свои художественные навыки. Курс предназначен для тех, кто только начинает заниматься рисованием или имеет небольшой опыт в этой области. Основная его цель - научить студентов создавать эскизы и скетчи, используя различные техники и материалы. Курс также направлен на развитие креативности, воображения и наблюдательности обучающихся.

В данной статье рассмотрим применение оценочных материалов в виде чек-листов используемые в проверке практических заданий. Этот метод позволит студентам самостоятельно оценить свои работы, выявить слабые места и улучшить свои навыки. Использование чек-листов также способствует формированию у студентов критического мышления и самооценки, что является важным аспектом в процессе обучения.

Теоретические основы

Чек-лист — это список действий, используемый для проверки выполненных этапов одного задания или различных задач. Он помогает контролировать выполнение задач, держать важные моменты под контролем, управлять процессами и избегать ошибок в последовательности действий, а также широко используются в различных сферах: от авиации до бизнеса. Чек-лист имеет свои преимущества и недостатки. Среди преимуществ можно выделить следующие:

  1. Чёткость и структурированность. Чек-лист предоставляет ясную структуру для проверки знаний и творческих работ, что облегчает работу проверяющего.
  2. Удобство использования. Чек-лист легко заполнять и обрабатывать, что делает его удобным инструментом для оценки знаний и творческих работ.
  3. Объективность. При использовании чек-листа уменьшается вероятность субъективности при оценке знаний и творческих работ, так как он содержит конкретные критерии и требования.
  4. Возможность обратной связи. Чек-лист может содержать комментарии и рекомендации, которые помогут студентам улучшить свои знания и творческие работы.

Однако у чек-листа есть и некоторые недостатки:

  1. Ограниченность. Чек-лист может не учитывать индивидуальные особенности студента или специфику творческой работы.
  2. Стандартизация. Использование чек-листа может привести к стандартизации оценок, что может ограничить возможность оценивания креативности и оригинальности студенческих работ.
  3. Отсутствие гибкости. Чек-лист может быть слишком жёстким и не учитывать изменения в требованиях и условиях.
  4. Зависимость от проверяющего. Хотя чек-лист может снизить субъективность, он всё равно зависит от компетентности и объективности проверяющего.

Чек-лист является эффективным средством для проверки знаний и творческих работ, поскольку он обеспечивает ясность, организованность и удобство использования. Он также способствует объективности в процессе оценки, предоставляя конкретные критерии и требования. Тем не менее, использование чек-листа имеет свои ограничения, поскольку он не всегда учитывает индивидуальные особенности каждого студента или специфику творческой работы. Более того, применение чек-листа может привести к стандартизации оценок, что ограничивает возможность оценивания креативности и оригинальности студенческих работ.

Но для наших задач это отличный инструмент для самоанализа.Так как в будущем онлайн-курс  будет использоваться на большой . И это еще один плюс.

Чек-лист (рисунок 1) состоит из темы проверяемого практического задания,  поэтапных задач при выполнении задания и таблицы критериев оценивания. Критерии для данного исследования были 4 видов: отлично - полное выполнение задания, хорошо - частично правильное и полное выполнение, удовлетворительно - выполнено с несколькими ошибками, неудовлетворительно - невыполнение задания. Обучающие выполняют поставленные задачи и затем по описанию критериев выставляют оценку.

 

Рисунок 1. Пример чек-листа

 

Методы исследования

В рамках исследовании в рамках магистерской диссертации "Педагогические условия подготовки бакалавров информационных систем и технологий к эскизированию графических элементов" был проведен эксперимент, в котором использовались оценочные материалы в виде чек-листов. Студентам предлагались практические задания, которые включали в себя применение принципов и методов эскизирования. После выполнения заданий студенты проверяли решения по чек-листам с критериями и присваивали себе оценки.

Онлайн-курс “Основы скетчинга для начинающих” создан на базе образовательной платформы Stepik. Благодаря ему был организован контроль за прохождением заданий. После самопроверки, обучающие в опросе отмечают выставленную оценку, для сбора информации. Также, после прохождения курса, в анкете отвечали на организационные вопросы: удобство и комфорт  использование чек-листов, а также их объективность.

При прохождении экспериментальной группой в размере 30 человек были выявлены следующие данные:

  1. Около 60%  из всех испытуемых подтвердили удобства в использовании чек-листов при самопроверки заданий.
  2. Примерно 80% из всех испытуемых справилось с проверкой заданий чек-листов.
  3. Около 10%  из всех испытуемых понадобилась помощь при первых проверках, далее они самостоятельно справились  со следующими самопроверками.

По  окончанию курса,  было проведено итоговое тестирование. Оно показало, что обучающиеся использовали полученные знания. Рисунки стали:

  • более детализированы
  • было использованы свет и тень
  • правильное построение перспективы
  • объемное и детализированное объяснение к определению с использованием скрайбинга
  • показана текстура объектов

Результаты исследования подтвердили, что проведение онлайн-курса "Основы скетчинга для начинающих" с группой бакалавров информационных систем и технологий имеет положительный эффект на их подготовку к эскизированию графических элементов. Это дает основание полагать, что оптимальные педагогические условия и подходы, применяемые в рамках данного курса, способствуют эффективной подготовке студентов.

Результаты исследования

Анализ результатов продемонстрировал, что использование оценочных материалов в виде чек-листов является эффективным методом подготовки бакалавров информационных систем и технологий к эскизированию графических элементов. Студенты смогли самостоятельно оценить свои работы и выявить слабые места, что позволило им улучшить свои навыки. Это также помогло автоматизировать процесс обучения, не дожидаясь проверки преподавателя.

Заключение

Применение оценочных материалов в виде чек-листов представляет собой эффективный подход для обучения бакалавров информационных систем и технологий навыкам создания эскизов графических элементов. Этот метод даёт студентам возможность самостоятельно анализировать свои работы, определять слабые стороны и совершенствовать свои умения. Кроме того, использование чек-листов способствует развитию критического мышления и самооценки у обучающихся, что является значимым аспектом образовательного процесса.

Также применение оценочных материалов в виде чек-листов позволяет преподавателям отслеживать прогресс студентов и корректировать учебную программу при необходимости. Это позволяет адаптировать обучение к индивидуальным потребностям каждого студента и повысить его результативность.

 

Список литературы:
1. Аверина, И. Е. Применение скетчинга в процессе обучения студентов технического университета / И. Е. Аверина // Инновации в образовании. – 2013. – № 7. – С. 144–151.
2. Ананов, А. В. Творческое образование: Роль и значение скетчинга в подготовке специалистов / А. В. Ананов // Наука и инновации. – 2021. – №3. – С.22–24.
3. Баринова, Т. М. Развитие творческих способностей студентов в техническом образовании / Т. М. Баринова // Образование и наука. – 2009. – №9 (6). – С.119–127.
4. Деулина В. М., Моисеев А. А. Совершенствование компетентностной модели в профессиональной подготовке студентов-дизайнеров по профилю «Графический дизайн» в сфере искусства книжной графики и иллюстрации // Проблемы теории и методологии предметного образования. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн. –  М., 2019. –  № 4. С. 25-29.
5. Ефимова, О. Е. Скетч-арт как инструмент развития креативного мышления студентов технического ВУЗа / О. Е. Ефимова // Творческая педагогика. – 2014. – №3–4. – C.108–115
6. Львова И. А., Бахлова Н. А. Скетчинг как современное средство проектирования // Проблемы современного педагогического образования. –  2020. –  С. 188-191.
7. Ткачёв В. Н. Архитектурный дизайн: функциональные и художественные основы проектирования [Текст] : учебное пособие / В. Н. Ткачёв. –  Москва : Архитектура-С, 2008. –  352 с : ил. –  Гриф УМО. –  Прил.: с.334-350. –  Глоссарий: с. 327-333. –  В пер. - Библиогр.: с. 323-325. - ISBN 978-5-9647-0097-5. (22 экз.). Текст: непосредственный.