Статья:

Особенности ценностных ориентаций старших дошкольников

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(113)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Соболева А.В. Особенности ценностных ориентаций старших дошкольников // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 20(113). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/113/72968 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности ценностных ориентаций старших дошкольников

Соболева Анна Вячеславовна
студент, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург

 

Аннотация. В статье проанализированы результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций старших дошкольников по методике Т.А.Репиной "Волшебный цветок".

 

Ключевые слова: ценностные ориентации, старшие дошкольники, методика "Волшебный цветок" Репиной, направленность желаний.

 

Ценностные ориентации являются главным критерием в отношении человека к окружающему миру. Они определяют социальное взаимодействие людей, борьбу и согласование их интересов, требований, регулируют поведение человека, определяя будущее жизни личности в обществе.

В качестве конкретной методики выступила методика «Волшебный цветок» Т.А. Репиной .

Методика «Волшебный цветок» (Автор- Репина Т.А.)

Цель методики – выявление ведущих ценностей старших дошкольников.

Описание методики. Данная методика основывается на том, что желания ребенка отражают наиболее значимые и существенные для него объекты действительности и сферы деятельности. В методике выясняются главные желания дошкольника, которые постулируются его ценностями.

В исследовании приняли участие 80 старших дошкольников, воспитанники старших групп дошкольных образовательных учреждений. Возраст испытуемых составляет от 6 до 7 лет. среди испытуемых 50% мальчиков, 50% девочек.

Анализ направленности ценностных ориентаций современных старших дошкольников выявил, что обследованные дошкольники преимущественно называли желания, ориентированные на себя самого – желания такой направленности озвучили 81,9% (данные представлены на рисунке 1). Это желания, связанные с приобретением игрушек, бытовых предметов, обладанием ряда способностей, личных достижений, и пр.

 

Рисунок 1. Направленность ценностных ориентаций старших дошкольников (методика Т.А. Репиной)

 

Анализ содержания ценностных ориентаций дошкольников проводился путем группирования пожеланий ценностей. Согласно данным исследования, на первом месте находится группа ценностей, связанных с играми, игрушками и развлечением (28,8%, рисунок 2). В эту группу вошли пожелания, чтобы у ребенка появились игрушки, в т.ч. мячи, лего, радиоуправляемые танки, машины, квадрокоптеры (больше мальчики), куклы Лол, пони, огромный дом/замок для кукол, персонажи из мультфильмов (Снежка и пр.), огромная кукла, и др. (больше девочки). То есть, перечень игрушек обусловлен современными популярными игрушками, и гендерными предпочтениями.

  

Рисунок 2. Содержание ценностных ориентаций старших дошкольников, направленных на себя (методика Т.А. Репиной)

 

Также, были желания, связанные с разрешением скачать и играть в игры столько сколько хочешь, или в такую, какую играют старшие братья и сестры. В т.ч. были упомянуты компьютерные игры «танки», «гонки», «майнкрафт». Завести свой канал (например, в сети Like). Ни одна игра с другими детьми не была упомянута.

Сюда вошли также желания, связанные с посещением развлекательных мест, мероприятий, например, «чтобы мама меня сводила в зоопарк», «пошли на выходные в кафе» и пр. 

Содержание игр и игрушек отражает современную технологизацию, компьютеризацию, персонажей, пропагандируемых в СМИ, развлекательного характера жизни, характера отдыха в семье. Данные нашего исследования совпадают с данными Е.Е. Клопотовой, которая также констатирует, что в содержание игр и игрушек вошли элементы, сформированные современной культурой, игрушки как таковые составляют небольшую долю стремлений, в большей степени представлены игры более взрослого характера, развлечения как гедонизм .

Вторую группу составили желания, связанные с приобретением бытовых ценностей – согласно рисунку 2, 25,9% всех желаний обследованных дошкольников было отнесено в эту группу. Чаще, это техника, планшеты, телефоны, наушники, а также – наряды (особенно у девочек).

Также, были желания, связанные с приобретением животных, например, «пусть у меня будет собака». Среди этих желаний были более серьезные желания, «чтобы у нас была отдельная квартира», «чтобы мы с мамой жили во дворце», и пр.

Отдельной группой следует выделить желание обладать деньгами, быть богатым, например, «чтобы у меня была карточка как у мамы, которой она расплачивается в магазине», «чтобы было много денег», 5,9% дошкольников указали это в ответах.

На третьем месте по степени выраженности находятся ценности, связанные с общением и взаимодействием с близкими, с семьей (13,4%). Чаще всего дошкольники желали, чтобы родители, бабушки и дедушки с ними чаще общались. Например, «чтобы папа со мной всегда боролся по вечерам», «поехать на выходных в гости к бабушке», «чтобы дед взял меня на рыбалку», «чтобы мама быстрее приехала из командировки». Данные ценности отражают привязанность дошкольников к родным и близким, потребность в близких эмоциональных взаимодействиях с ними, которая зачастую не удовлетворяется.

Также, в отдельную группу мы выделили желания, связанные с обладанием магических способностей, 7,8% испытуемых выразили подобные желания. Дети отметили, что хотят «обладать силой замораживать», «обладать магией», «быть всемогущей». Данные желания закономерны, т.к. пропагандируются в современных мультфильмах, и указывают на развитие ценности власти. Однако, по нашему мнению, это скорее негативные желания, т.к. не имеют под собой реальных оснований и в жизни не достижимы, что может в дальнейшем стать основанием разочарования в своих возможностях или возможностях мира.

Познавательные ценности тоже встречаются в ответах дошкольников (5,6%). Желания, отнесенные нами в эту группу, звучали как «сходить в зоопарк», «все знать», «быть умным как папа» и пр. Следует отметить небольшую долю таких потребностей дошкольников, хотя согласно возрастным нормативам она должна быть развита у них как основа будущей учебной мотивации.

И встречались желания-достижения (4,4%). Дошкольники, которые посещают секции или кружки, желали «чтобы наша команда заняла первое место в конкурсе», «чтобы я победил в соревнованиях», «стала лучшей фигуристкой в мире», «стал самым известным блогером».

Еще одной направленностью выявленных ценностных ориентаций стало направленность на семью (13,4%, рисунок 1). Содержание желаний, направленных на семью, более узко, и включает четыре группы: эмоциональный комфорт (30,2%); бытовой комфорт (32,6%); здоровье (25,6%); денежные желания (11,6).

В частности, среди желаний, отнесенных в группу «эмоциональный комфорт», встречались желания, отражающие стремление решить семейные проблемы (например, «чтобы мама меня никогда не ругала», «чтобы папа с мамой не ругались», «чтобы папа опять жил с нами» и пр., 30,2%). Наличие таких пожеланий отражает кризисные отношения во многих семьях, которые также часты в современных социально-культурных условиях.

Среди желаний, отражающих бытовой комфорт семьи, в основном были желания отдельной квартиры для семьи, машины и пр. (32,6%). Обращает на себя внимание то, что в группе бытовых желаний также присутствуют «денежные» желания, когда дошкольник стремится решить денежные проблемы родителей (11,6%). Например, «пусть папа найдет работу», «хочу, чтобы мама много получала денег», «чтобы у родителей было много денег, были богачами».

Также, отдельной группой выделились альтруистические пожелания, пожелания здоровья (25,6%). Например, «пусть бабушка выздоровеет и больше не болеет», «чтобы у кота зажила лапа» и т.п. Наличие таких желаний указывает на то, что у старших дошкольников проявляются ценности более высокого порядка, направленные на благо другого, ведущей в этих желаниях является мотивация помощи, альтруизма.

Незначительное число желаний старших дошкольников были ориентированы на других людей, не связанных с семьей (1,3%, рисунок 1). Содержание желаний, направленных на другого человека, более узко, и включает две группы: бытовой комфорт (25%) и здоровье (75%) (рисунок 4). Примером первой группы желаний может быть пожелание «красивого платья воспитателю на праздник» (т.к. дошкольник слышал жалобу воспитателя на то, что нет платья). Примером второй группы желаний выступает пожелание «пусть Катя (подружка) быстрее выздоровеет и придет в детский сад», или «пусть наш воспитатель выздоровеет и скорее вернется» (в случае временной замены воспитателя).

Все желания этой группы были обусловлены сложной ситуацией другого, которую мог наглядно видеть дошкольник – внешнее нездоровье, социальное поведение. То есть, обследованные дошкольники ориентируются на внешние проявления других людей, сопереживают им и делают вывод об их потребностях. Внутренние переживания, сложности, явно не проявляемые, не распознаются дошкольниками, что обусловлено с одной стороны, их возрастом (преобладанием наглядного мышления), с другой стороны – поверхностным общением с окружающими их людьми.

В целом, по результатам методики Т.А. Репиной можно говорить о преобладании у старших дошкольников ценностей, направленных на себя, что свидетельствует об эгоцентрически дошкольников и соответствует возрастным особенностям. Содержание ценностей данной направленности наиболее широко, охватывает сферы игр, бытовые, общения, личностных особенностей. Чем отдаленнее социум для дошкольника, тем в меньшей степени дошкольники ориентированы на него, тем уже содержание ценностных ориентаций (бытовые, здоровье, эмоциональный комфорт).

 

Список литературы:
1. Битянова, М.Р. Ценностный аспект современного образования (психолого-педагогическая технология развития ценностных ориентаций у детей и подростков) / М.Р. Битянова // Основы религиоз. культур и свет. этики. 2011. – №2. – С. 40.
2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с
3. Репина, Т.А. Проблема полоролевой социализации детей / Т.А. Репина. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 288 с
4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: АСТ, 2019. – 960 с