Статья:

Использование специальных компьютерных программ по созданию электронных курсов при обучении иностранным языкам

Конференция: XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Афанасьев В.А. Использование специальных компьютерных программ по созданию электронных курсов при обучении иностранным языкам // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(48). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(48).pdf (дата обращения: 20.11.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование специальных компьютерных программ по созданию электронных курсов при обучении иностранным языкам

Афанасьев Виктор Анатольевич
студент группы ПО-РИЯ-14 филологического факультета Северо-Восточного федерального университета. РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Николаев Анатолий Иванович
научный руководитель, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки по гуманитарным специальностям» Северо-Восточного федерального университета. РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск

 

Статья посвящена вопросу применения информационных технологий в образовании, использования современных технических средств обучения как компьютерные технологии, рассмотрению характеристик и возможностей специальных компьютерных программ по созданию электронных курсов.

Современное образование сегодня невозможно представить без применения средств обучения, разработанных и реализуемых на базе компьютерных технологий – электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), как частного случая ЭОР. Компьютерные технологии развиваются быстрыми темпами и становятся неотъемлемой частью во всех сферах жизнедеятельности, в том числе образовании.

Такие средства обучения, где широко используются все развивающиеся новые технологии, расширяют потенциал процесса преподавания и обучения, повышают эффективность основных образовательных программ.

Сложную группу технических средств образуют компьютеры, созданные на их основе телекоммуникационные сети. Их применение породило педагогическую информатику как особое направление педагогической науки. Современное учебное заведение немыслимо без информационных систем, телекоммуникационных сетей, медиатек и т.п.

Информатизация образования – это процесс внедрения, использования в системе образования современных информационных технологий, средств и информационной продукции для реализации учебной и воспитательной деятельности. Информатизация в педагогической деятельности, по мнению академика В.П. Беспалько, может превратить педагогику в компьютику, когда: "Педагогическая система, в которой участвуют «учителя и средства обучения», это традиционное образование. Система, в которой участвуют «учителя или средства обучения», это компьютика» [2].

Информатизация образования на фоне современных условий, когда в целом идет информатизация общества, процесс бесспорно неизбежный и необходимый. И, на данном этапе, когда происходит только внедрение, усвоение и адаптация, наиболее конструктивный подход – это рассмотрение информационных технологий как средства профессиональной деятельности преподавателя.

«Компетентный учитель – предметник в области ИКТ должен вести поиск и отбор дополнительной информации с использованием ресурсов Интернет; применять различные компьютерные средства, представляя образовательную информацию; участвовать в различных on-line конференциях, с целью повышения своего профессионального уровня; создавать компьютерные тесты; создавать базы данных учебного назначения; применять мультимедийные разработки в образовательных и воспитательных целях; создавать учебные пособия в электронном виде; а также управлять учебным процессом с помощью различных электронных средств и компьютерных программ.

Также учитель – предметник должен обладать предметно-ориентированной ИКТ компетентностью, то есть учитель должен осваивать специализированные технологии и ресурсы, разработанные в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета, и также формировать готовность к их внедрению в образовательную деятельность» [4].

«Применение компьютеров на уроках иностранного языка существенно повышает интенсивность образовательного процесса. Интерактивное обучение с помощью обучающих компьютерных программ способствует реализации целого комплекса методических, педагогических, дидактических, психологических принципов, делает процесс обучения более интересным. Такой способ обучения дает возможность учитывать темп работы каждого учащегося. В это же время преобразуется ценностно-смысловая сфера обучаемого, увеличивается его познавательная деятельность, что, несомненно, способствует эффективному повышению уровня знаний и умений. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя в учебном процессе. Здесь необходимо тщательное планирование времени работы с компьютером, использовать его только тогда, когда этого требует образовательный процесс» [1].

Отсюда следует, что информационные технологии в образовании помогают педагогу расширить возможности творческого подхода в методике преподавания иностранных языков для качественного усвоения учащимися учебного материала. Педагог не только должен уметь применять готовые обучающие компьютерные программы, но и владеть программами по созданию электронных курсов для самостоятельной разработки электронного учебного материала. Электронные учебные материалы должны соответствовать программе курса, учитывать возрастные, физиологические, психологические особенности учащихся. Знания специальных компьютерных программ по созданию электронных курсов, умение и владение позволяют педагогу внести коррективы в усвоении образовательной программы, т.е составлять задания с учетом уровня подготовленности учащихся, индивидуализировать учебный процесс.

«Изучение иностранных языков характеризуют нередко как самое бесцельное занятие, поглощающее у человека больше времени и сил, чем любое иное» [96, с. 18]. Иностранный язык, действительно, требует работы – ежедневной и систематической. Он требует работы, которая мотивирована» [3].

Таким образом, задачами учителя иностранных языков на сегодня являются: активизация деятельности каждого ученика в процессе обучения, создание условий для его творческой деятельности, мотивации познавательной деятельности учащихся, обеспечение базового уровня знаний с применением современных технологий.

Специальных компьютерных программ по созданию электронных курсов на сегодня достаточно много. Есть такие, которые не требуют особых навыков владения компьютерными технологиями. Например, Lectora Inspire 12.1 – универсальная профессиональная программа, создающая интерактивные учебные материалы, применяемые в сети Интернет для дистанционного обучения, а также для использования на компакт – диске или на любом носителе информации. В использовании проста; если есть опыт применения PowerPoint, то инструмент можно освоить быстро. Можно создать электронное пособие с индивидуальными настройками для занятий и тренировок. Возможность работы с составленным курсом на компьютере или любом другом мобильном устройстве. Можно создавать сценарии электронного обучения, обучающие игры с навигацией игроков, простой доступ к библиотекам шаблонов для создания учебных материалов. Возможность добавления своего текста, аудио, изображения и дизайна.

Lectora инструмент HTML-авторинга (от англ. HyperText Markup Language – «язык гипертекстовой разметки»), работает в любом браузере и с любого мобильного устройства.

Trivantis Lectora Inspire 12.1 имеет "Inheritance" возможности, что позволяет загружать изображения, кнопки навигации, или любой другой мультимедийный компонент только один раз, а затем использовать его раз за разом на протяжении всего курса электронного обучения. Например, можно интегрировать графику в дизайн электронного обучения, а затем запустить его на каждой странице. Это позволяет создавать интерактивные курсы электронного обучения.

Lectora Inspire 12.1 можно установить на 30 дней бесплатно, стоимость со всеми библиотеками шаблонов, услугами поддержки колеблется от около $ 2,495.00 до $ 2,790.00 [6].

Есть также разработанная в России программа iSpring Suite (Официальный сайт проекта: http://ispring.ru) – это наиболее полная программа от компании iSpring. Существуют «урезанные» и недорогие редакции: iSpring Presenter, iSpring Pro, iSpring QuizMaker. Существует и бесплатная редакция iSpring Free.

Особенность iSpring Suite, как и остальных редакций в том, что она является не самостоятельным программным продуктом, а плагином (дополнением) к MS PowerPoint – широко известному приложению для создания презентаций, входящему в пакет Microsoft Office.

На вкладке представлен простой интерфейс, целью которого является превращение презентации PowerPoint в интерактивный учебный материал. Применив «Публикацию» можно задать нужные настройки и получить готовый продукт из существующей презентации. Также можно создать многоуровневую нелинейную структуру презентации, распределить докладчиков, прикрепить ресурсы (дополнительные файлы), наложить аудио или видео, синхронизировав их с презентацией, добавить в презентацию веб-объекты.

Модуль тестов предоставляет широкую возможность. Доступно создание тестовых вопросов: верно/неверно, одиночный и множественный выбор, ввод одной строки и пропуски, банк слов (перенос слов в пропуски), установление соответствия и правильного порядка, а также выбор области на изображении. Кроме тестовых вопросов можно создавать анкетные вопросы по типам, схожим с тестовыми, а также шкалу Ликерта и эссе. Вопросы могут быть объединены в группы с возможностью случайного представления вопросов из группы. Для каждого вопроса могут быть настроены уведомления, баллы, попытки, а также максимальное время для ответа. Также можно организовать нелинейное тестирование за счет настройки ответвления. Возможен импорт вопросов из специально подготовленного xls-файла.

Отличительной особенностью редакции Suite является возможность добавления в курс персонажей и «интерактивностей».

iSpring Suite подходит вузовским преподавателям, школьным учителям, а также всем, кто делает технически не сложные, но при этом красочные и современные электронные учебные материалы, кому не требуется излишняя «гибкость» и большое количество настроек.

Стоимость электронной новой версии iSpring Suite 8.7 с активацией на 1 ПК – 24.970 руб. Можно воспользоваться специальной бесплатной версией iSpring Free. С его помощью можно конвертировать презентации PowerPoint в формат Flash, с тем, чтобы было удобно разместить ее на сайте или в Систему Дистанционного обучения (СДО). Возможность создавать курсы в формате SCORM 1.2 позволяет загружать презентацию в любую СДО, которая поддерживает этот формат.

Среди основных возможностей можно перечислить следующие:

·     Поддерживает PowerPoint 2003, 2007, 2010;

·     Публикация в один файл – SWF;

·     Поддержка эффектов переходов и анимаций;

·     Поддержка видео и аудио в презентациях;

·     Поддержка триггеров и гиперссылок;

·     Вставка flash-файлов – формат для флеш-анимации, видео и аудио в сети Интернет и youtube-видео;

·     Возможность загрузки презентаций на Slideboom – онлайн-хранилище презентаций [7].

Adobe Captivate (Разработчик Adobe Systems) – программа для редактирования и создания электронных курсов, используемых в электронном обучении для Microsoft Windows, и для Mac OS X. Может применяться для создания учебных презентаций, записи видео уроков, уроков, игр, различных тестов в swf формате, подкастов, скринкастов, а также используется для демонстрации программного обеспечения. Позволяет конвертировать презентации в Microsoft PowerPoint в формат Adobe Flash. Поддерживает импорт презентаций изображений PowerPoint, видео, .flv и аудио в любой слайд проекта.

Основные возможности Adobe Captivate:

· Поддерживает жесты на мобильных устройствах, таких как pinch – увеличение, уменьшение двумя пальцами и swipe - перелистывание;

· Применение геолокации в обучении (Location Based Learning) – позволяет получить данные о местоположении обучаемого, с использованием GPS-данных с мобильного устройства, что позволит выбрать подходящий для текущего расположения контент;

· Адаптивный дизайн (Responsive Design) курсов подстраивается под устройства, которые используют обучаемые для просмотра курсов;

· Multi-screen Responsive eLearning – возможность предварительного просмотра как разработанные вами курсы отображаются на экранах различных мобильных устройств;

· Адаптивные готовые шаблоны, темы (Responsive Themes);

· Поддержка HTML5 анимации позволяет более эффективную работу с веб-объектами и анимацией.

· Возможность прокрутки (Scrolling) позволяет применять прокрутку контента на планшетах и мобильных телефонах.

· На слайд курса можно добавить интерактивные и неинтерактивные объекты, например, кнопки, текстовые блоки, персонажей и многое другое.

· Бесплатный доступ к более чем 25000 E-learning шаблонам и картинкам онлайн-библиотеки elearningbrothers.com.

У Captivate есть специальное бесплатное приложение для iPad – Adobe Captivate Draft. Его можно использовать вместе с Captivate 9. Имеет возможность в одиночку подготовить обучающий курс [5].

Стоимость электронной версии Captivate 9 – 63 126,00 руб.

В России с каждым годом увеличивается количество интернет аудитории за счет активного использования мобильных устройств. По данным GfK (Gesellschaft für Konsumforschung - немецкая исследовательская компания, одна из крупнейших в мире), рост аудитории интернета среди молодых россиян (16–29 лет), достигло предельных значений еще в предыдущие годы. А в 2015 году за счет увеличения доли пользователей среднего и старшего возраста достигло в целом 97% [8].

В изучении иностранных языков регулярность занятий играет значительную роль, чем объем времени, уделяемый учебе. Поэтому доступность мобильного устройства для каждого учащегося, его возможности – это мощный инструмент для педагога в применении ЭОР (электронных образовательных ресурсов) при преподавании иностранных языков. Умение учителя иностранных языков применять и пользоваться специальной компьютерной программой для создания электронных курсов в учебном процессе способствуют повышению мотивации учащихся по изучению предмета, делают занятия мобильными, постоянными, динамичными. Позволяют педагогу подходить к учебному процессу творчески, обогащать занятия различными видами технических средств обучения, иметь возможность создавать индивидуальные учебные материалы для повышения качества усвоения учебного материала.

 

Список литературы:
1. Антипова О.А. Информационные технологии в обучении иностранному языку. Опубликовано 05.07.2012 – 18:07 – [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/07/05/informatsionnye-tekhnologii-v-obuchenii-inostrannomu.
2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) – [Электронный ресурс] – URL: https://eusi.ru/lib/bespalko_obrasovanie/1.php#i2.
3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. Москва. «Просвещение». 1991 г. – [Электронный ресурс] – URL: http://psychlib.ru/mgppu/ZPo-1991/ZPo-223.htm].
4. Шестакова Ю.А. ИКТ – компетентность учителя – предметника. 01 (13), январь 2011. Электронный научный журнал. URL: http://journal.kuzspa.ru/articles/59/.
5. Adobe Captivate. Википедия. Свободная энциклопедия – [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Adobe_Captivate.
6. Christopher Pappas. Trivantis Lectora Inspire 12.1 Review: Create Powerful eLearning Courses Quickly And Easily. Электронный журнал eLearning Industry URL: https://elearningindustry.com/trivantis-lectora-inspire-review-create-powerful-elearning-courses-quickly-and-easily.
7. iSpring: От презентации к обучающему материалу. 11.11.2014. Про электронное обучение. Инструменты, технологии, методика, реализация… Официальный сайт проекта: http://ispring.ru.
8. Интерфакс. Независимое информационное агентство. URL: http://www.interfax.ru/russia/491974.