Статья:

Влияние занятиями физической культурой на успеваемость студентов

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(159)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Русалина А.Б. Влияние занятиями физической культурой на успеваемость студентов // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 23(159). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/159/95424 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние занятиями физической культурой на успеваемость студентов

Русалина Андреевна Бобылёва
студент, Елабужский институт Казанского федерального университета – ЕИ КФУ, РФ, г. Елабуга
Халиков Газинур Зиннурович
научный руководитель, канд. пед. наук, старший преподаватель кафедра теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Елабужский институт Казанского федерального университета – ЕИ КФУ, РФ, г. Елабуга
Бекмансуров Раиль Хадиярович
научный руководитель, старший преподаватель кафедра теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Елабужский институт Казанского федерального университета – ЕИ КФУ, РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. В данной статье затрагивается вопрос о роли физической культуры в жизни студентов. Отдельное внимание уделяется изучению теории  аспекта физической культуры на учебную успеваемость, выявлению средств и методов использования двигательной активности для повышения эффективности учебного процесса. 

 

Ключевые слова: физические упражнения; умственная работоспособность; физическая активность; студенты; средства и методы физической культуры.

 

Физическая культура является важным элементом в жизни людей, поскольку представляет собой всестороннее многогранное совершенствование человеческого организма посредством физических упражнений, соблюдения правильного режима в повседневной жизни и работе. В современном обществе умственному труду уделяется огромное внимание. Об этом свидетельствует рост различных ВУЗов, факультетов и растущая сфера услуг. Научные и технологические усовершенствования привели к тому, что современные люди, особенно подростки и молодежь, ведут сидячий образ жизни, учатся или работают, не отрываясь от виртуальной жизни. Результатом такого образа жизни является отрицательный показатель состояния здоровья молодых людей, изменения массы тела, нарушение изменения осанки, снижение зрения и психические отклонения.

Человек обладает определенным запасом адаптационных способностей, но в повседневной жизни использует их средний диапазон. У неподготовленного человека переход к более тяжелой физической активности или внезапной тяжелой болезни переносится труднее, чем у физически развитого и тренированного человека. Это связано с тем, что физические упражнения развивают и укрепляют дыхательную и кровеносную системы, улучшают обмен веществ и укрепляют опорно-двигательный аппарат. Все эти процессы положительно сказываются на нервной системе. Улучшение кровообращения, насыщение крови кислородом, хороший обмен веществ, способствуют улучшению функции мозга. Особенно это проявляется в процессах памяти, внимания и скорости реакции.

Включение оптимальной физической активности в учебную деятельность создает благоприятные условия для сглаживания негативного воздействия условий окружающей среды на физическое и психологическое состояние студентов. Суть влияния физических упражнений на организм человека заключается в том, что даже относительно простые движения выполняются с участием большого количества мышц, которые в свою очередь стимулируют центральную нервную систему, поддерживая работоспособность нервных центров. Длительная умственная деятельность увеличивает напряжение скелетных мышц, что вызывает сильную умственную усталость и мышечное напряжение. Начинается процесс торможения. Внимание, скорость реакции и концентрация человека снижаются. Осознанное понимание роли физических упражнений в процессе интеллектуальной деятельности поможет правильно сформировать распорядок дня, освободив организм от стрессовых состояний. Под влиянием физических упражнений происходят положительные изменения в умственной работоспособности студентов в течение семестра или всего курса. 

Во время регулярных физических упражнений, имеется в виду под влиянием кумулятивного тренировочного эффекта, устойчивость умственной работоспособности к усталости постепенно возрастает, что приводит к проявлению новой качественной характеристики организма. Установлено, что между умственной и физической работоспособностью существует тесная связь и взаимозависимость, то есть с помощью направленного влияния на двигательную систему можно воздействовать на психическую сферу человека. Основным средством физической культуры являются физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, при которой все различные мышечные действия объединяются в отдельные группы упражнений в зависимости от физиологических особенностей.

Физические упражнения подразделяются на циклические (ходьба, бег, плавание, гребля, катание на коньках, катание на лыжах, езда на велосипеде) и ациклические (прыжки, броски, гимнастические и акробатические элементы, тяжелая атлетика).

К средствам физкультуры относятся физические упражнения, оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы.

Физические упражнения являются основными средствами, так как позволяют решать все проблемы физкультуры. Физические упражнения понимаются как двигательная активность человека, специально организованная для решения задач физкультуры. Они обеспечивают развитие силы, скорости, выносливости и других человеческих способностей.

Целебные силы природы как средство физического воздействия дополняют физические упражнения такими важными факторами, которыми они сами не обладают. Закалка солнцем, воздухом и водой не только улучшает здоровье, но и обеспечивает физическую, умственную и добровольную подготовку к жизни, особенно в экстремальных условиях, с которыми может столкнуться человек.

Гигиенические факторы дополняют воздействие физических упражнений на здоровье. Образ жизни, основанный на гигиене, способствует укреплению и сохранению здоровья и поддержанию физической и умственной работоспособности. Требование гигиены к режиму физических упражнений и отдыха, питанию и наружным условиям занятий (чистота помещений, достаточное освещение, вентиляция) - залог эффективности физических упражнений.

Для решения проблем физкультуры используется множество различных методов, как специфических (характерных только для процесса физкультуры), так и неспецифических (общеобразовательных, используемых во всех случаях обучения и воспитания).

К конкретным методам физического воспитания относятся:

  1. Метод регламентируемых упражнений. Строгое регулирование упражнений - основное методологическое направление в процессе физкультуры. Это направление характеризуется тем, что каждое упражнение выполняется в строго определенной форме и нагрузке.
  2. Игровой метод. Он может применяться на основе любых физических упражнений и необязательно он должен быть связан с играми. Игровой метод используется для полного улучшения двигательной активности в различных условиях, для развития таких качеств и способностей, как ловкость, скорость ориентации, находчивость, самостоятельность, инициативность. Метод широко используется в тренировочном процессе с целью уменьшения однообразия тренировочных нагрузок.
  3. Метод соревнований. Используется для решения разнообразных педагогических задач. Речь идет о совершенствовании навыков, умений в сложных условиях для воспитания физических и моральных качеств. Соревновательный фактор в процессе соревнований мобилизует физические и умственные способности человека на основе функциональных возможностей его организма. Предпосылкой конкурентного метода является подготовка студентов и выполнение упражнений и действий, в которых они должны соревноваться.

Таким образом, физическая культура служит мощным и эффективным  механизмом для физического воспитания и всестороннего развития личности. На уроках физкультуры студенты не только совершенствуют свои физические способности и навыки, но и воспитывают сильную волю и моральные качества. Активные занятия студентов в группах спортивного совершенствования не мешают их основной учебе в институте, а даже несколько повышают успеваемость. Это связано с тем, что они отличаются хорошим самочувствием, физической подготовкой, функциональной подготовленностью основных систем организма, стабильностью умственной работоспособности и другими психофизическими качествами, умением ценить и распределять время, упорством, целеустремленностью. В норме невозможно обучать и совершенствовать эти компоненты без надлежащего использования физической культуры и спорта. Вот почему студенты, занимающиеся спортом, получают хорошие результаты в университете и высоких показателей в будущем.

 

Список литературы:
1. Холодов Ж.К., кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2 – е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
2. Чекунова А. А., Калошин Р. Н. Физическая культура как средство формирования здорового образа жизни студентов "Научный Аспект" №1. - 2017 том 2.
3. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. –М.: Альфа М, 2003.