Статья:

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(237)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Шибецкая А.А. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 14(237). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/237/125296 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

Шибецкая Анастасия Александровна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород
Панасенко Карина Евгеньевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

В настоящее время у дошкольников выявляется большое количество различных речевых патологий. Одной из самых распространенных является дизартрия. Исследования И.Б. Карелиной свидетельствуют о том, что при обследовании детей, посещающих группы компенсирующей и комбинированной направленности дошкольных образовательных учреждений, дизартрический компонент выявляется у 50% лиц с общим недоразвитием речи и 35% с фонетико-фонематическим недоразвитием. Около 10% случаев сложной дислалии при более детальном изучении переквалифицируются в легкую степень дизартрии [5, с. 3].

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, как следствие недостаточной иннервации речевого аппарата [5, с. 4].

В трудах И.Б. Карелиной, Е.Ф. Архиповой, Л.В. Лопатиной  поднимаются вопросы диагностики, дифференциации обучения и логопедической работы c детьми c дизартрией [4, с. 11].

Произносительная сторона речи представляет собой важное звено в развитии речевой системы. Произносительная сторона речи, по мнению Н.Х Швачкина, включает речевые звуки, ударение и интонацию [9].

Важным компонентом произносительной стороны речи является просодика. Как отмечает Е.Ф. Архипова, просодика представляет собой сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций  [1].

Для правильного формирования произносительной стороны речи ребенку необходим не только подготовленный артикуляционный аппарат, но и умение хорошо слышать, различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи. Несформированность фонематического слуха у детей влечет за собой трудности в формировании фонематического восприятия, а впоследствии является причиной нарушений формирования процессов чтения и письма [3, с. 13].

В процессе нормального онтогенеза у детей очень рано (около двух лет, по Н. X. Швачкину) формируется способность к дифференциации на слух звуков речи. Формирование слуховых эталонов представляет собой необходимую основу для овладения звукопроизношением. Соотношение в деятельности речеслухового и речедвигательного анализаторов у детей со стёртой дизартрией характеризуется отклонением от нормы. К моменту поступления в школу дошкольники овладевают звуко-слоговой структурой слова, правильной постановкой ударения, темпом и ритмом речи. У детей со стёртой дизартрией процесс формирования лексики и грамматики осложнен в связи с дефектным становлением всей функциональной системы речи.

Дети с дизартрией имеют свои характерные особенности звукопроизношения, которые проявляются в нарушениях фонетического и просодического компонента произносительной стороны речи и являются ведущими в структуре речевого дефекта. Нарушения проявляются в разной степени  [8, с 152].

Методика исследования особенностей произносительной стороны речи детей дошкольного возраста с дизартрией включала следующие компоненты:  обследование фонетической и просодической сторон речи. Обследование было основано на методиках Г.А. Волковой, Р.Е. Левиной [2,6, с. 180].

Для изучения особенностей произносительной стороны речи детей дошкольного возраста с дизартрией была создана диагностическая модель, которая представлена в таблице 1.

Таблица 1

Диагностическая модель изучения особенностей  произносительной стороны речи у дошкольников с дизартрией 

Направления исследования

(оценки)

Критерии/показатели оценки произносительной стороны

Диагностические задания

1. Состояние звукопроизношения.

 

В протоколе отмечается наличие, замена, искажение  либо отсутствие произносимых звуков

Ребенку предъявляются картинки, где изображены предметы, в названиях которых исследуемый звук стоит в разных позициях: в начале, конце, середине слова и в сочетании с согласными. Инструкция: «Я покажу тебе картинки, назови, что нарисовано».

2. Состояние фонематическо го слуха.

4 балла – задание выполняется правильно и самостоятельно;

3 балла – задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;

2 балла – задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы;

1 балл – для выполнения задания требуется активная помощь взрослого;

0 баллов – задание не выполняется, повторные инструкции неэффективны.

Выделение заданного звука из ряда звуков, слогов, слов, неправильно произносимые слова. Процедура обследования: ребенку предлагается прослушать ряд звуков, слогов, слов, неправильно произносимые слова  и поднять руку, если он слышит заданный звук, повторить их.

3. Восприятие и воспроизведения ритма речи.

Исследование восприятия ритма. Определение умений ребенка самостоятельно воспроизвести по подражанию акцентированные удары.

Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары, где будут тихие и громкие удары».

4. Состояние восприятия интонации речи.

Выявление возможности детей различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

Материалом  исследования  служат  предложения,  произносимые  с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией, и графическое изображение предложений.

Процедура:  ребенку  предлагается  послушать  предложения,  которые произносятся  с различной интонацией.

5. Обследование восприятия и воспроизведения логического ударения.

Исследование возможности детей воспринимать и воспроизводить в речи логическое ударение.

Инструкция: «Внимательно слушай предложение. Назови, какое слово экспериментатор выделил в предложении: Мама сшила новое платье».

6. Обследование модуляций голоса по высоте и силе.

Определение умения ребенка изменять громкость голоса.

Инструкция:  «Покажи, как гудит пароход, самолет, машина и др., если они далеко, и как гудят, если они близко?»

7. Обследование речевого дыхания.

1. Задуть свечу; 2. Подуть в губную гармошку, чтоб появился звук; 3. Подуть на ватный шарик и закатить его в воротца.

 

Итак, апробация диагностической модели изучения произносительной стороны речи у детей с дизартрией позволила сделать следующие выводы.

  1. Речь определяется как деятельность взаимопонимания с помощью языка, которая отличается: звуковой (фонемной) организацией и морфемной систематизацией речи. Произносительная сторона речи объединяет такие компоненты внешней устной речевой деятельности, как артикуляция, звукопроизношение, речевое (фонационное) дыхание, голосовые функции и фонематический слух. Произносительная сторона речи тесным образом связана с просодической стороной, которая представляет собой совокупность таких элементов, как интонация, мелодика, пауза, ударение, темп, ритм и тембр. Являясь наивысшим уровнем развития, она составляет важную часть устной речи и играет важное значение в оформлении речи и понимании ее слушателем.
  2. К 6 –7 годам ребенок с нормой речевого развития правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный по объему активный словарь и к началу обучения в школе практически овладевает грамматическим строем речи. В онтогенезе развитие произносительной стороны речи происходит постепенно. К двум годам в норме сформирован фонематический слух и восприятие. В 5-6 лет дети овладевают средствами интонационной выразительности и начинают осознанно пользоваться ими,. Их речь становится более осмысленной и сдержанной, происходит переход от интонационной выразительности к языковой, происходит освоение образных средств выразительности. К 6-7 годам развитие произносительной стороны речи (ее фонетического  и просодического компонентов) завершается  [7, с 65].
  3. У детей c дизартрией  существование нечетких артикуляторных образов приводит к стиранию граней между слуховыми дифференциальными признаками звуков, а именно, в артикуляционном аппарате нарушается моторика органов артикуляции, ухудшается качество артикуляторных движений. Нарушения этого первого звена препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. Особенности звукопроизношения детей с дизартрией проявляются в нарушениях фонетического и просодического компонента произносительной стороны речи, которые являются ведущими в структуре речевого дефекта, а также отмечаются отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи.  Нарушения произносительной стороны речи влияют на появления вторичных нарушений фонематического слуха. Все это затрудняет самоконтроль ребенка за собственной речью. Дети, имеющие дизартрию, в большинстве случаев имеют сложности при использовании типов интонации: вопросительная, незавершенная повествовательная, интонация выделения. Интонация в речи детей не выполняет коммуникативной функции, а значит, не позволяет получать информацию о законченности или не законченности  высказывания, не позволяет понять, что здесь присутствует – вопрос, ответ, утверждение и т.п.

Таким образом, стоит отметить, что нарушения произносительной стороны речи у детей с дизартрией имеют неоднородную и сложную структуру, а также различную степень выраженности и частоту проявлений. Следовательно, им нужна коррекционно-развивающая работа по развитию фонетического и просодического компонентов произносительной стороны речи.

 

Список литературы:
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://refdb.ru/look/2931379-pall.html (дата обращения: 09.03.23).
2. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики /    Г.  А.  Волкова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://pedlib.ru/Books/6/0091/6-0091-1.shtml (дата обращения: 01.04.23).
3. Дуплинская, А. О речевом дыхании детей с дизартрией // Дошкольное Воспитание. – 2014. – № 3. – С.5-21.
4. Карелина, И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология, 1996. – №5. – С.10-14.
5. Карелина, И. Б. Логопедический массаж: при дизартрии, ринолалии и задержках речевого развития: от 1,5 до 7 лет / И. Б. Карелина, А. В. Карелин. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2019. – 41с. 
6. Левина, Р. Е. Логопедическое обследование: Преодоление нарушений речи у детей / Р. Е. Левина. – М.: ACT, 2010. – 284 с. 
7. Речь в общении: норма, отклонения, коррекция. Памяти Н.И. Жинкина и Ю.Б. Некрасовой: Материалы Круглого стола ПИ РАО 7 ноября 2014 г. / Ред. Н.Л. Карпова, А.А. Голзицкая, копм. ред. Е.С. Семенюкова. – М.: ПИ РАО, 2014.– 148 с.
8. Чиркина, Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата / Г.  В. Чиркина. – М. : АСТ, 2009. – 349 с.
9. Швачкин, Н. Х.  Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте Возрастная психолингвистика: Хрестоматия -  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0435/5_0435-1.shtml (дата обращения: 06.04.23).