ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(237)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(237)
ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
В настоящее время у дошкольников выявляется большое количество различных речевых патологий. Одной из самых распространенных является дизартрия. Исследования И.Б. Карелиной свидетельствуют о том, что при обследовании детей, посещающих группы компенсирующей и комбинированной направленности дошкольных образовательных учреждений, дизартрический компонент выявляется у 50% лиц с общим недоразвитием речи и 35% с фонетико-фонематическим недоразвитием. Около 10% случаев сложной дислалии при более детальном изучении переквалифицируются в легкую степень дизартрии [5, с. 3].
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, как следствие недостаточной иннервации речевого аппарата [5, с. 4].
В трудах И.Б. Карелиной, Е.Ф. Архиповой, Л.В. Лопатиной поднимаются вопросы диагностики, дифференциации обучения и логопедической работы c детьми c дизартрией [4, с. 11].
Произносительная сторона речи представляет собой важное звено в развитии речевой системы. Произносительная сторона речи, по мнению Н.Х Швачкина, включает речевые звуки, ударение и интонацию [9].
Важным компонентом произносительной стороны речи является просодика. Как отмечает Е.Ф. Архипова, просодика представляет собой сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций [1].
Для правильного формирования произносительной стороны речи ребенку необходим не только подготовленный артикуляционный аппарат, но и умение хорошо слышать, различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи. Несформированность фонематического слуха у детей влечет за собой трудности в формировании фонематического восприятия, а впоследствии является причиной нарушений формирования процессов чтения и письма [3, с. 13].
В процессе нормального онтогенеза у детей очень рано (около двух лет, по Н. X. Швачкину) формируется способность к дифференциации на слух звуков речи. Формирование слуховых эталонов представляет собой необходимую основу для овладения звукопроизношением. Соотношение в деятельности речеслухового и речедвигательного анализаторов у детей со стёртой дизартрией характеризуется отклонением от нормы. К моменту поступления в школу дошкольники овладевают звуко-слоговой структурой слова, правильной постановкой ударения, темпом и ритмом речи. У детей со стёртой дизартрией процесс формирования лексики и грамматики осложнен в связи с дефектным становлением всей функциональной системы речи.
Дети с дизартрией имеют свои характерные особенности звукопроизношения, которые проявляются в нарушениях фонетического и просодического компонента произносительной стороны речи и являются ведущими в структуре речевого дефекта. Нарушения проявляются в разной степени [8, с 152].
Методика исследования особенностей произносительной стороны речи детей дошкольного возраста с дизартрией включала следующие компоненты: обследование фонетической и просодической сторон речи. Обследование было основано на методиках Г.А. Волковой, Р.Е. Левиной [2,6, с. 180].
Для изучения особенностей произносительной стороны речи детей дошкольного возраста с дизартрией была создана диагностическая модель, которая представлена в таблице 1.
Таблица 1
Диагностическая модель изучения особенностей произносительной стороны речи у дошкольников с дизартрией
Направления исследования (оценки) |
Критерии/показатели оценки произносительной стороны |
Диагностические задания |
1. Состояние звукопроизношения.
|
В протоколе отмечается наличие, замена, искажение либо отсутствие произносимых звуков |
Ребенку предъявляются картинки, где изображены предметы, в названиях которых исследуемый звук стоит в разных позициях: в начале, конце, середине слова и в сочетании с согласными. Инструкция: «Я покажу тебе картинки, назови, что нарисовано». |
2. Состояние фонематическо го слуха. |
4 балла – задание выполняется правильно и самостоятельно; 3 балла – задание выполняется правильно, но в замедленном темпе; 2 балла – задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы; 1 балл – для выполнения задания требуется активная помощь взрослого; 0 баллов – задание не выполняется, повторные инструкции неэффективны. |
Выделение заданного звука из ряда звуков, слогов, слов, неправильно произносимые слова. Процедура обследования: ребенку предлагается прослушать ряд звуков, слогов, слов, неправильно произносимые слова и поднять руку, если он слышит заданный звук, повторить их. |
3. Восприятие и воспроизведения ритма речи. |
Исследование восприятия ритма. Определение умений ребенка самостоятельно воспроизвести по подражанию акцентированные удары. Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары, где будут тихие и громкие удары». |
|
4. Состояние восприятия интонации речи. |
Выявление возможности детей различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи. Материалом исследования служат предложения, произносимые с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией, и графическое изображение предложений. Процедура: ребенку предлагается послушать предложения, которые произносятся с различной интонацией. |
|
5. Обследование восприятия и воспроизведения логического ударения. |
Исследование возможности детей воспринимать и воспроизводить в речи логическое ударение. Инструкция: «Внимательно слушай предложение. Назови, какое слово экспериментатор выделил в предложении: Мама сшила новое платье». |
|
6. Обследование модуляций голоса по высоте и силе. |
Определение умения ребенка изменять громкость голоса. Инструкция: «Покажи, как гудит пароход, самолет, машина и др., если они далеко, и как гудят, если они близко?» |
|
7. Обследование речевого дыхания. |
1. Задуть свечу; 2. Подуть в губную гармошку, чтоб появился звук; 3. Подуть на ватный шарик и закатить его в воротца. |
Итак, апробация диагностической модели изучения произносительной стороны речи у детей с дизартрией позволила сделать следующие выводы.
- Речь определяется как деятельность взаимопонимания с помощью языка, которая отличается: звуковой (фонемной) организацией и морфемной систематизацией речи. Произносительная сторона речи объединяет такие компоненты внешней устной речевой деятельности, как артикуляция, звукопроизношение, речевое (фонационное) дыхание, голосовые функции и фонематический слух. Произносительная сторона речи тесным образом связана с просодической стороной, которая представляет собой совокупность таких элементов, как интонация, мелодика, пауза, ударение, темп, ритм и тембр. Являясь наивысшим уровнем развития, она составляет важную часть устной речи и играет важное значение в оформлении речи и понимании ее слушателем.
- К 6 –7 годам ребенок с нормой речевого развития правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный по объему активный словарь и к началу обучения в школе практически овладевает грамматическим строем речи. В онтогенезе развитие произносительной стороны речи происходит постепенно. К двум годам в норме сформирован фонематический слух и восприятие. В 5-6 лет дети овладевают средствами интонационной выразительности и начинают осознанно пользоваться ими,. Их речь становится более осмысленной и сдержанной, происходит переход от интонационной выразительности к языковой, происходит освоение образных средств выразительности. К 6-7 годам развитие произносительной стороны речи (ее фонетического и просодического компонентов) завершается [7, с 65].
- У детей c дизартрией существование нечетких артикуляторных образов приводит к стиранию граней между слуховыми дифференциальными признаками звуков, а именно, в артикуляционном аппарате нарушается моторика органов артикуляции, ухудшается качество артикуляторных движений. Нарушения этого первого звена препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. Особенности звукопроизношения детей с дизартрией проявляются в нарушениях фонетического и просодического компонента произносительной стороны речи, которые являются ведущими в структуре речевого дефекта, а также отмечаются отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи. Нарушения произносительной стороны речи влияют на появления вторичных нарушений фонематического слуха. Все это затрудняет самоконтроль ребенка за собственной речью. Дети, имеющие дизартрию, в большинстве случаев имеют сложности при использовании типов интонации: вопросительная, незавершенная повествовательная, интонация выделения. Интонация в речи детей не выполняет коммуникативной функции, а значит, не позволяет получать информацию о законченности или не законченности высказывания, не позволяет понять, что здесь присутствует – вопрос, ответ, утверждение и т.п.
Таким образом, стоит отметить, что нарушения произносительной стороны речи у детей с дизартрией имеют неоднородную и сложную структуру, а также различную степень выраженности и частоту проявлений. Следовательно, им нужна коррекционно-развивающая работа по развитию фонетического и просодического компонентов произносительной стороны речи.