Статья:

К вопросу формирования финансовой грамотности обучаемых на уроках математики

Конференция: XXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Мардвинцева Ю.Ю., Скороходова Е.В. К вопросу формирования финансовой грамотности обучаемых на уроках математики // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(32). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/2(32).pdf (дата обращения: 24.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу формирования финансовой грамотности обучаемых на уроках математики

Мардвинцева Юлия Юрьевна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Скороходова Екатерина Владимировна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Вендина Алла Анатольевна
научный руководитель, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

Современное российское общество отличается высокой степенью развития финансовых институтов, роль которых в развитии социально-экономической сферы постоянно растет. Важно отметить, что данные институты имеют огромное значение в повседневной жизни каждого человека, что диктует необходимость повышения финансовой грамотности подрастающего поколения. Ярким примером, иллюстрирующим такую необходимость, является постоянно растущий показатель кредитной задолженности, который в 2018 году превысил 12 трн. рублей, а более 15-20% кредитов являются невыплаченными и данный показатель продолжает расти [5]. Как отмечают Кравец Л.Г., Кучерявая Л.В. одной из ключевых причин описанной выше тенденции является низкая финансовая грамотность населения, особенно молодежи в возрасте от 18 до 25 лет.

Приведенный пример как нельзя лучше иллюстрирует то, что повышение финансовой грамотности должно стать одним из значимых направлений в русле школьного образования. Повышение финансовой грамотности необходимо еще в связи с тем, что проблема ее формирования перекликается с задачей воспитания людей с развитым экономическим мышлением, которые смогут в будущем принимать эффективные и адекватные рациональные экономические решения, планировать свой бюджет, трезво оценивать свое финансовое положение и в полной мере осознавать риски и перспективы кредитных отношений.

Важно отметить еще один аспект, повышающий значимость формирования финансовой грамотности молодежи, – это практико-ориентированное обучение математике, изучение которой имеет первостепенное значение для формирования финансовой культуры и экономического мышления, ведь потенциал уроков математики содержит в себе большой ряд текстовых задач с финансовой и экономической составляющей, что позволяет не только повышать финансовую грамотность школьников, но и улучшать мотивацию учащихся к изучению математики за счет приближения изучаемых задач к понятным для обучаемых жизненным ситуациям [3].

Так же необходимо обратить внимание на то, что повышение финансовой грамотности требует раскрытия межпредметных взаимосвязей на основе интеграции таких предметов, как: математика, обществознание, информатика и история. Математика в данном случае играет ключевую роль, однако без остальных предметов невозможно полностью сформировать финансовую грамотность учащихся, поскольку она во многом опирается на гуманитарные знания, в частности, представления о роли экономики в обществе, исторические примеры и т.п. Взаимодействие математики и обществознания приносит обоюдную пользу: математика получает широчайшее поле для многообразных приложений, а обществознание – могучий инструмент для получения новых знаний. История позволяет иллюстрировать изучаемый материал конкретными примерами, а информатика помогает автоматизировать математические расчеты [1].

Первичные представления о деньгах и их роли в жизни каждого человека формируются у детей уже в дошкольном возрасте [4], а в возрасте 10-12 лет у детей начинают формироваться осознанные экономические представления, продиктованные бытовыми вопросами, в частности необходимостью выбора наиболее выгодного телефонного тарифа, планирования трат карманных денег и т.п [2]. Это указывает на то, что наиболее удобным периодом для формирования финансовой грамотности и ее повышения является основная школа, в то время как первичные представления о деньгах необходимо получить еще в дошкольный период и в начальной школе, что, несомненно, будет способствовать интенсификации развития финансовой грамотности обучающихся.

В данном контексте следует обозначить еще одну проблему: информация, полученная от учителя на уроке математики в ходе решения текстовых задач с экономическим уклоном, в силу ряда причин, является минимальной, поэтому возникает потребность создания образовательной среды для формирования экономической культуры учащихся. Именно поэтому мы полагаем, что для решения данной проблемы необходима интеграция уроков истории, обществознания, математики и информатики.

Таким образом, для формирования финансовой культуры учащихся необходимо вводить различные экономические задачи в учебный курс математики. Это также объясняется тем, что многие экономические проблемы поддаются анализу с помощью того математического аппарата, который изложен в курсе математики и алгебры. Так, большая часть экономических моделей основывается на традиционном материале школьного курса математики – на уравнениях, функциях, графиках, неравенствах и т.д. Отметим, что школьная программа математики 5-9 классов не содержит отдельной дидактической линии «Финансовая математика», поэтому учителю необходимо включать соответствующие задания в учебный план самостоятельно, тем более, учитывая большое количество экономических задач в материалах экзаменов ОГЭ и ЕГЭ по математике.

Решение задач – это одна из составляющих экономического образования, без математических расчетов невозможно осуществлять финансовое и бизнес-планирование, без понимания графиков теряют смысл финансовые прогнозы. Коммерческие расчеты помогают ученику уже с малых лет видеть, практическую направленность математики и не бояться реальных цифр в жизни. Простейшие задачи иллюстрируют экономические концепции и модели, позволяют эффективнее усвоить экономические реалии, но при решении этих задач у детей появляются вопросы, связанные с терминологией и с экономическими ситуациями, встречающимися в них.

Для успешного усвоения экономического материала в основной школе, необходимо начинать готовить детей к решению экономических и финансовых задач уже с начальной школы. Так, например, для того чтобы подготовить почву для усвоения учащимися сложных экономических понятий, необходимо провести с учениками вводные уроки, как, например, уроки по теме «Потребности и возможности». При изучении данной темы учащиеся усваивают понятие «потребность», учитель объясняет, как формируются потребности и от чего они зависят. Также на уроках с детьми обсуждается значение термина «экономика», что дети знают о нем и с чем он у них ассоциируется. В ходе изучения данной темы учитель объясняет детям процесс формирования потребностей, их многообразие [3]. Необходимо объяснить младшим школьникам, почему невозможно удовлетворить абсолютно все их потребности. После вводных уроков будет полезно закрепить теорию на практике, для этого детям можно предложить различные игры на экономическую тематику (проблемные, обучающие, игры, направленные на повторение и контроль знаний), которые будут стимулировать активную деятельность учеников, формировать способности самостоятельно ориентироваться в различных ситуациях. Подобные игры обычно способствуют поддержанию интереса к предмету, так как для младших школьников ведущая деятельность тесно связана с игровой.

В заключение стоит отметить, что в начальном курсе математики есть множество математических инструментов для успешного повышения финансовой грамотности учащихся: решение задач на отработку вычислительных навыков, например, с многозначными числами, с дробями и т.д. Кроме того, некоторые авторы учебно-методических комплексов по математике включают в содержание учебников различные расчетные задачи, как, например, в учебнике под редакцией М.И. Моро [6, с. 48]. Таким образом, грамотная организация уроков математики не только будет способствовать формированию предметных и метапредметных умений, но и повышению финансовой грамотности учащихся.

 

Список литературы:
1. Вендина А.А., Малиатаки В.В. Уроки математики и информатики как основа формирования финансовой грамотности школьников // Вестник Академии права и управления. 2015. № 38. С. 272-276. 
2. Вендина А.А., Малиатаки В.В. Формирование финансовой культуры школьников посредством уроков математики // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы XIX Международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». 2014. С. 31-34.
3. Вендина А.А., Чечулина М.А. Практико-ориентированный подход в обучении решению финансовых задач  // European Research. 2016. № 2 (13). С. 88-91.
4. Киричек К.А. Формирование элементарных математических представлений дошкольников при ознакомлении их с деньгами // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 41. С. 179-183. 
5. Кравец Л.Г., Кучерявая Л.В. Организация кредитного процесса в российских банках:проблемы и совершенствование // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. №3 (72). С. 129-133.
6. Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х частях. Ч. 2. 5-е изд. / Моро М.И. и др. М.: Просвещение, 2015. 112 с.