Статья:

Нарушение навыков чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Сдвижкова Я.С. Нарушение навыков чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 13(149). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/149/89670 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Нарушение навыков чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи

Сдвижкова Яна Сергеевна
студент, ТОГАПОУ Педагогический колледж г. Тамбова, РФ, г. Тамбов
Зотова Татьяна Николаевна
научный руководитель, ТОГАПОУ Педагогический колледж г. Тамбова, РФ, г. Тамбов

 

Овладение грамотой - первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения и письма.

Готовность сенсомоторной и психической сфер ребенка с нормальным развитием к обучению грамоте создает условия для быстрейшего овладения необходимыми операциями и действиями, которые лежат в основе навыков чтения и письма.

Подготовку детей к обучению в школе следует считать важной психолого-педагогической задачей, стоящей перед детским садом, семьей и школой. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовки детей к школьному обучению. 

Являясь отдельными видами речевой деятельности, чтение и письмо представляют собой сложные процессы, которые состоят из многочисленных операций.

Психофизиологическая основа чтения – взаимообусловленная и взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов. Большое значение для успешности овладения чтением имеют такие познавательные процессы, как мышление, речь, память, внимание, образное восприятие и многое другое.

Общее недоразвитие речи является сложным речевым расстройством. Проблема рассмотрения предпосылок к обучению грамоте младших школьников с общим недоразвитием речи является недостаточно изученной, в связи с чем, обучение чтению данной категории детей рассматривается как актуальный вопрос теории и практики логопедии.

Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.

Чтение осуществляется с помощью литературы, но основной проблемой является формирование читателя на начальном этапе его развития, а именно: овладение прочными навыками чтения и способами работы с художественным и научно-популярным текстом.

В логопедии понятие "общее нарушение речи" применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. [1] Также одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3 - 4, а иногда и к 5 годам. [2] Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

Итак, совокупность перечисленных пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи, в развитии мелкой моторики общей координации движений ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Раннее вмешательство позволит значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, интеграции в общество.

 

Список литературы: 
1. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994.  С.2
2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 2012. С. 6
3. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. Вузов. - М.: АСТ : Астрель, 2015. С.4