ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(171)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(171)
ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ
Аннотация. Рассматриваются вопросы государственно-частного партнерства в нефтегазовом комплексе с точки зрения реализации двух задач: поддержки инновационного развития комплекса с целью стимулирования улучшения технологий и развития производственных мощностей, а также участия в реализации тех инвестиционных проектов нефтедобывающих предприятий, которые будут способствовать защите окружающей среды и улучшению экологической обстановки.
Abstract. In the article the author considers issues of public-private partnership in an oil and gas complex from the point of view of two tasks realization: supports of innovative development in the complex for the purpose of stimulation of improvement of technologies and development of capacities, and also participations in implementation of those investment projects of the oilextracting enterprises which will promote environment protection and improvement of the ecological situation.
Ключевые слова: предприятия нефтегазового комплекса, экологические программы, государственное регулирование, государственно-частное партнерство.
Keywords: enterprises of an oil and gas complex, ecological programs, state regulation, public-private partnership.
По запасам углеводородного сырья Россия занимает ведущее место в мире – на ее территории сосредоточено 32 % мировых запасов газа и более 6 % мировых разведанных запасов нефти. Однако нужно обратить внимание на то, что высокие темпы добычи приводят к быстрой исчерпаемости этих невозобновимых ресурсов, поэтому, весьма вероятно, что уже в ближайшем будущем отечественные нефтяные компании не смогут поддерживать объемы добычи на текущем уровне. Кроме того, ухудшается структура запасов, в них увеличивается процент трудноизвлекаемых, что подтверждается данными наблюдений за последние пять лет: среднесуточная добыча за этот период снизилась с 10,3 до 9,7 т [1].
Нефтегазовая система России стала своеобразным генератором экономического развития страны, оказывает мощное влияние на стабильность национальной валюты, доходы бюджета, финансовое состояние большинства отраслей, в связи с чем можно сказать, что нефтегазовый комплекс имеет один из значительнейших инвестиционных мультипликаторов. Устойчивое развитие нефтегазового комплекса России является одним из основных условий обеспечения устойчивого развития страны в целом и предполагает реализацию двух основных направлений: во-первых, улучшение экологических, экономических и социальных показателей развития комплекса и, во-вторых, учет последствий современной деятельности нефтегазовых предприятий на возможности реализации своих потребностей будущих поколений [2].
Несмотря на это, оценка состояния основных фондов в добывающей промышленности показывает, что нефтегазовая отрасль нашей страны значительно отстает от ведущих стран-экспортеров нефти. Повышающиеся вследствие увеличения объемов трудноизвлекаемых запасов затраты на извлечение сырья могут стать большой проблемой для очень многих нефтедобывающих компаний и перекрыть им выход на внешние рынки, а также снизить конкурентоспособность продукции на внутреннем [3].
В связи с этим необходимо создавать такие экономические условия, которые могли бы способствовать повышению инвестиционной активности в отрасли в плане осуществления капвложений, направляемых на геологоразведочные работы и соблюдения при этом всех экологических нормативов. Производственный потенциал современных нефтегазовых компаний был сформирован в основном в советское время при активном участии государства. Сейчас же государство снижает свое присутствие в отрасли в роли инвестора, что можно увидеть, проанализировав основные положения Энергетической стратегии РФ до 2030 г.
Если проанализировать используемые государством на практике средства воздействия на нефтегазовые предприятия, то можно выделить пять основных групп [4].
Для реализации общественно значимых инвестиционных проектов в рамках ГЧП необходимо осуществление ряда институциональных преобразований, затрагивающих следующие сферы:
– законодательную базу – необходимо ее дальнейшее совершенствование для возможности проведения торгов и размещения ГЧП-заказов;
– органы публичной власти – необходимо оказание ими методологической поддержки при подготовке и реализации ГЧП-проектов;
– экспертные советы – возможна организация специального института независимой экспертизы, которая будет следить за прозрачностью торгов при размещении ГЧП-заказов и реализации ГЧП - проектов;
– информационную систему – обязательным является полное, достоверное и своевременное раскрытие информации о публичных предложениях при участии в ГЧП-проектах;
– образовательную систему – государственные и муниципальные служащие должны иметь соответствующие навыки и опыт, чтобы способствовать реализации проектов по государственно-частному или публично-частному партнерству [8].
Для ускорения воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов, реализации более дорогих конечных продуктов, а не дешевого сырья рекомендуется применять ГЧП на предприятиях минерально-сырьевого комплекса России. При этом необходимо соблюдать основные интересы государства и нации, чтобы не отдать частным инвесторам почти даром богатства недр, которые, согласно законодательству России, находятся исключительно в федеральной собственности.
Сегодня более 40 % капиталовложений в стране приходится на долю топливно-энергетического комплекса (ТЭК), при этом его инвестиции оказывают позитивное влияние на всю экономику страны, обеспечивая дополнительные рабочие места и заказы для смежных отраслей.
Сегодня ключевым является вопрос финансового обеспечения инвестпрограмм ТЭКа с тем, чтобы он продолжил играть роль одного из локомотивов отечественной экономики в целом, в создавшихся неблагоприятных условиях нельзя допустить инвестиционной паузы.
Поэтому очень важным является обеспечение выполнения долгосрочных стратегических задач, стоящих перед отраслью, и при необходимости – корректировка проекта энергетической стратегии России, а также генеральных схем развития нефтяной и газовой отраслей, программы развития угольной промышленности [5].
Задача государства также состоит в совершенствовании биржевых механизмов в торговле нефтью, нефтепродуктами и газом. С развитием биржевой торговли необходимо формировать независимые национальные ценовые индикаторы на основные виды топливно-энергетических товаров.