Статья:

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ: МОТИВЫ, ДИНАМИКА, МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(172)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Кислова С.Г. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ: МОТИВЫ, ДИНАМИКА, МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 36(172). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/172/99431 (дата обращения: 27.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ: МОТИВЫ, ДИНАМИКА, МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Кислова София Геннадьевна
студент, Восточно-Сибирский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Российский государственный университет правосудия, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Налоговая преступность занимает значительное место в криминологии. Не смотря на то, что она не является новой для уголовного права, тем не менее развитие налоговой системы одновременно несёт за собой и рост числа налоговых преступлений, правонарушений. По этой причине важным вопросом становится детальное изучение мотивов совершения преступлений в сфере налогов, исследования динамики роста и разработка мер, которые способствовали бы не только сдерживанию, но и сокращению, прекращению такой преступности.

Abstract. Tax crime occupies a significant place in criminology. Despite the fact that it is not new to criminal law, nevertheless, the development of the tax system simultaneously entails an increase in the number of tax crimes and offenses. For this reason, it is an important issue to study in detail the motives for committing tax crimes, study the dynamics of growth and develop measures that would help not only to contain, but also to reduce and stop such crime.

 

Ключевые слова: налоговая преступность; налоги; правонарушения; уголовная ответственность; налоговые преступления, налоговая система.

Keywords: tax crime; taxes; offenses; criminal liability; tax crimes, tax system.

 

Совершение налоговых преступлений негативно сказывается не только на экономической сфере государства, но и на других областях. Происходит нарушение принципов экономической деятельности и невыполнение возложенной Конституцией РФ обязанности, которая заключается в уплате установленных законом налогов и сборов [8]. Для современного мира динамичное развитие налоговой система имеет весомое значение. Рост налоговой преступности замедляет этот процесс и тем самым не позволяет обществу, а также государству считаться по истине правовым.

По этой причине налоговая преступность становится актуальной проблемой на сегодня. Многие учёные в области криминологии, а также уголовной науки в целом, регулярно проводят анализы статистических данных совершаемых преступлений в сфере налоговой системы и предлагают способы, которые помогут в искоренении предпосылок и мотивов для их совершения. И, безусловно, органы власти также проводят мониторинг действующего законодательства в целях усиления санкций за незаконные действия в сфере налогов.

В юридической науке, в том числе в Уголовном Кодексе Российской Федерации не закрепляется понятие налоговой преступности. Но, изучив общее определение понятия «преступление» можно определить, что подразумевает под собой налоговое преступление - это виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным Кодексом РФ под угрозой наказания и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения [5].

Статистические данные позволяют говорить о том, что ежегодно в казну государства не поступает до 1/3 налогов. Налоговая преступность стала носить массовый характер и широкое распространение. Это связано, прежде всего, с ситуацией, которая наблюдается в стране. Если говорить открыто, то само государство подталкивает людей к отказу в уплате законных налогов. Что мы наблюдаем сейчас? Большинство организаций и предприятий работают подпольно и ведут свою коммерческую деятельность незаконно, то есть без образования юридического лица, а, следовательно, без отчётности о своей прибыли.

Причиной тому являются большой процент для уплаты налогов и низкий уровень жизни населения.

Многие считают, что со своими «мизерными» заработными платами они просто не потянут ещё и налоговый вычет с них и поэтому начинают вести незаконную работу, либо, ещё хуже, просто укрываются от уплаты налогов. В обоих случаях такие противоправные действия караются по закону. Статьи Уголовного Кодекса содержат положения, которые прямо указывают на привлечение к уголовной ответственности в случае уклонения от конституционной налоговой обязанности[9].

Также нынешняя ситуация, связанная с пандемией коронавируса, поставила в тупик большое количество граждан.

По закону субъектами налоговых отчислений в пользу государства являются:

  • граждане - физические лица, уплачивающие 2 -НДФЛ со своего официального дохода;
  • организации и предприятия - юридические лица, которые, ка как правило, несут более высокую налоговую ответственность и в случае нарушения наносят больший вред финансовой политике государства. Физические лица уплачивают такие налоги, как НДС, налог на прибыль, акцизы.

Сегодня именно эти субъекты находятся в плачевном состоянии, поскольку многие виды деятельности временно приостановлены в связи с режимом самоизоляции, но при этом не на всех распространяется временная отмена по уплате налогов за свой доход. Можно смело утверждать, что такая ситуация приведёт к ещё большему росту числа налоговой преступности. И цифры, которые будут видны после окончания всемирной эпидемии, окажутся плачевными.

Также необходимо иметь ввиду что уголовная ответственность за налоговые преступления распространяется только на граждан, в то время как ответственность за налоговые правонарушения накладывается и на граждан и на юридических лиц.

Налоговым правонарушением признаётся виновно совершённое противоправное (в нарушении законодательства налогов и сборов) деяние в виде действия или бездействия налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность[10].

Для того, чтобы делать выводы о масштабах налоговой преступности, следует брать во внимание следующие факторы:

  • Преимущественный разрыв между официальными и реальными дохода налогоплательщиков;
  • Разница между расходами и доходами, которые указываются в налоговых документах;
  • Не официально зарегистрированная занятость населения;
  • Чёрная оплата труда. Сейчас распространено платить основную часть заработной платы официально, а оставшуюся отдавать на руки;
  • Ежегодное увеличение недоимки налогов в государственном бюджете[2].

Налоговая преступность обладает своими характеристиками, которые также необходимо учитывать при решение вопроса о сокращении числа налоговых правонарушений. К ним относят динамику, уровень, латентность и структуру[3].

Удивительно, что лицами, которые совершат налоговые преступления выступают не ассоциальные личности, которых мы привыкли видеть, а достаточно образованные, имеющие достаток и не испытывающие проблемы с денежными средствами. Просто таки образом эти лица не желают делиться ни с кем своей прибылью, не смотря на то, что по закону они обязаны делать отчисления в виде налогов в казну государства. Любыми путями они хотят только приумножать сои доходы.

Налоговые преступники достаточно профессионально работают. Они маскируются, «заметают» за собой следы, выжидают определённы срок между преступлениями (от года и более). Их мастерству можно поучиться.

Так какие меры нужно разработать, чтобы избежать роста налоговой преступности и дальнейшего сокращения правонарушений в этой области?

1. В первую очередь необходимо проанализировать действующее законодательство и выявить правовые проблемы, юридические коллизии, которые мешают детально регулировать налоговую систему РФ.

2. Усилить контроль правоохранительных органов за налоговыми преступниками. Налоговым проверяющим детально изучать всю документацию и отчётность.

3. Государственным органам обязательно нужно решать вопросы, связанные с повышением материального уровня жизни своего населения. На данный момент уровень заработных плат и налоговых процентов несоизмерим, что и приводит к сокрытию доходов граждан и организаций.

4. Вносить изменения в статьи Налогового и Уголовного Кодекса РФ, касающиеся санкция, применяемых к налоговым преступниками. Повышать размеры штрафных санкций и сроки отбывания наказания в местах лишения свободы.

5. Проводить регулярный мониторинг налоговой преступности и прогнозировать дальнейшее развитие ситуации в этой сфере.

6. Снижать имущественное неравенство между слоями населения.

7. Формировать налоговую культуру у граждан и предпринимателей.

Так же сами налогоплательщики должны понимать, что хорошо развитая налоговая система является залогом успешного функционирования всего государства.

 

Список литературы:
1. Александров. И. Налоговые преступления. Расследования. Монография. - М.: Юстиция, 2019. 286 С.
2. Бембетов А.П. Теоретические основы борьбы с налоговой преступностью. М., 2001. 4 с.
3. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. — СПб.: Юридический центр «Пресс», 2007. 765 с.
4. Глебов Д.А, Ролик А.И. Налоговые преступления и налоговая преступность. - М.: «Юридический центр Пресс», 2005. 62 С. 
5. Зрелов А.П., Краснов М.В. Налоговые преступления / Под ред. К.К. Саркисова. М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 2002. С. 118.
6. Тедеев, А. А. Налоговое право России : учебник для академического бакалавриата / А. А. Тедеев, В. А. Парыгина. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 390 с.
7. Криминология. Учебник для бакалавров / отв. Ред. Эминов В. Е. - М.: Проспект, 2020. 368 С.
8. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993 г. (ст.57), (с учетом поправок внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6 – ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 – ФКЗ, от 5.02.2014 № 2 – ФКЗ, от 21.07.2014 № 11 – ФКЗ).
9. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06. 1996 г. № 63 -ФЗ (ст. 198, 199), (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020).
10. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ст.106), (в ред. от 01.04.2020 г.).