Статья:

К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(172)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Уткина З.Ю., Аксенов С.Г. К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 36(172). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/172/99743 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ

Уткина Злата Юрьевна
магистрант, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аксенов Сергей Геннадьевич
д-р экон. наук, профессор, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

ON THE ISSUE OF ENSURING FIRE SAFETY AT GAS STATIONS

 

Zlata Utkina

Master's student, Ufa State Aviation Technical University, Ufa, Russia

Sergey Aksenov

Doctor of Econ. Sciences, professor, Ufa State Aviation Technical University, Ufa, Russia

 

Аннотация. Важнейшими элементами обеспечения пожарной безопасности является обучение всех сотрудников противопожарным мерам и определенным правилам поведения в случае возникновения пожара, прохождение проверки знаний правил противопожарного режима и обучение приемам работы с огнетушителем, пожарным краном в случае пожара и знать место их установки, которое обозначено знаками.

Abstract. The most important elements of ensuring fire safety are the training of all employees in fire-fighting measures and certain rules of conduct in the event of a fire, passing a knowledge test of the rules of the fire-fighting regime and training techniques for working with a fire extinguisher, a fire crane in the event of a fire and knowing the place of their installation, which is indicated by signs.

 

Ключевые слова: автозаправочные станции, сжиженные углеводородные газы, горение, водяные завесы, заправочный островок, огненный шар, противопожарный щит.

Keywords: gas stations, liquefied petroleum gases, gorenje, water curtains, refueling island, fireball, fire shield.

 

Актуальность темы заключается в том, что АЗС представляет собой сложную пожаровзрывоопасную систему, расположенную в основном недалеко от зданий, объектов, лесов и требует серьезного и быстрого её изучения. Катастрофические пожары сжиженных углеводородных газов (СУГ) привели к гибели сотен людей и огромному количеству разлитого пропана, пропилена, бутана и т.п. Пожарная безопасность таких мест должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, а также организационно-техническими мероприятиями.

Перед проведением ремонтных работ техоборудование, то есть резервуары, емкости, трубопроводы и колонки для раздачи ГСМ, должно быть очищено от нефтепродуктов и их паров для исключения возникновения возгорания при проведении огневых работ, таких как газовая и электрическая сварка металлических конструкций.

Вместе с тем, запрещается устанавливать технологическое оборудование, предназначенное для работы со взрывопожароопасными углеводородными материалами, не соответствующее используемой на АЗС технологической системе, технико-эксплуатационным, конструкторским документам.

При заполнении наземных, подземных резервуаров жидкими нефтепродуктами запрещено использовать больше 95% их внутреннего объема хранения, при этом работы по наполнению должны производиться исключительно закрытым способом.

Запрещено перекрывать деаэрационные трубопроводы резервуаров хранения моторного топлива при операциях слива-налива, а выходы паров нефтепродуктов в атмосферу должны осуществляться только через деаэрационные трубопроводы резервуаров хранения ГСМ или дыхательные клапаны цистерн автотранспорта, перевозящих топливо.

Заправка мотоциклов, мопедов должна осуществляться с заглушенными двигателями не ближе 15 м от колонок, раздающих топливо. Между стоящими в очереди к топливораздаточной колонке автомобилями следует соблюдать расстояние не меньше 1 м, чтобы обеспечить им возможность маневра, выезда с территории АЗС в случае возникновения пожара, аварийной ситуации. Грузовые автомашины и любую специальную технику необходимо заправлять только при отсутствии пассажиров в кабинах.

Проливы нефтепродуктов следует засыпать песком и удалять специальными адсорбирующими веществами, а также удалять и обтирочные материалы, загрязненные ГСМ, в плотно закрывающиеся ящики из металла, вывозя их с территории по окончании рабочих смен.

Взрывы и пожары на технологических установках часто происходят в периоды пуска оборудования в работу, остановки его на осмотр или ремонт. Это связано с образованием ВОК в технологическом оборудовании из-за того, что имеется воздух в аппаратах перед их заполнением горючими веществами во время пуска нового или отремонтированного оборудования или из-за
имеющихся остатков горючих веществ в открываемых для осмотра или ремонта аппаратах. Предотвращение образования ВОК в технологическом оборудовании при пуске в работу достигается продувкой аппаратов и коммуникаций инертным газом или водяным паром.

Прогнозирование обстановки при авариях со взрывом на пожаровзрывоопасных объектах оценивают показателями, непосредственно характеризующими инженерную обстановку и показателями, определяющими объем аварийно-спасательных работ и жизнеобеспечения населения. Для прогнозирования обстановки на пожаровзрывоопасных объектах рекомендуется на план объекта нанести зоны с радиусами, соответственно равными.

Для того, чтобы проанализировать вероятную обстановку на пожаре, следует знать площадь разлива продукта при неконтролируемом выходе СУГ или бензина; интенсивность испарения разлитого нефтепродукта; возможность образования и величины зоны взрывоопасных концентраций; учитывать ударную волну при взрывании СУГ с воздухом и её последствия, а также воздействие пожара в районе горения и взрыва на окружающие объекты и людей.

Для того, чтобы оценить некоторые убытки вследствие разрушения при возможных взрывах газо-воздушного облака СУГ необходимо принимать 2 - 10% энергии сгорания от всей массы парогазовой среды, выбрасываемой из аварийной системы. Температура горения шара на оболочке газового облака может достигать 1000 °С, при этом величина теплового излучения от шарового выброса пламени может быть в 1,5 и более раза больше, чем от обычных пожаров нефтепродуктов.

При происхождении разлива и горения под автомобилем перевозимого СУГ воздействие тепловых потоков на емкость стремительно возрастает. В зависимости от того, на сколько заполняется цистерна, угол за 7-12 минут наступает предельно, разрешенная температура для стенок цистерны 6000 °С.

Следовательно, требуется как можно скорее снизить температуру стенки цистерны водой или раствором пенообразователя от пожарных автомобилей или стационарных устройств.

Для того, чтобы быстро рассеить СУГ(пропан) на стационарных автозаправочных станциях, можно воспользоваться водяными завесами. Водяные завесы делятся на два типа: стационарно – устроенные на АЗС и созданные пожарными автомобилями при помощи щелевых и водных распылителей с различным расходом воды, её дисперсности и величинами защищаемой площади. Давление в этих приборах 50 – 60 м, а общие расходы воды зависят от размеров резервуаров. Эта система является наиболее эффективной, если выполняется стационарно на АЗС и находится в постоянном дежурном режиме.

Специалистами МЧС РФ достаточно хорошо изучены и разработаны подобные специальные системы защиты и уже применяются на практике как при защите промышленных установок, так и пожарной техники при тушении пожаров. Экспериментально доказано, что наиболее эффективна защита горящих и схожих с ним резервуаров орошением водой ручными, лафетными стволами или различными стационарными веерными распылителями (типа РВ – 12) с требуемой интенсивностью не менее 0,1 а/м2с.

Площадь для заправки легковых автомобилей с топливораздаточными колонками от 1 до 4 должна быть оснащена двумя огнетушителями или одним покрывалом для изоляции очага возгорания и одним огнетушителем. Если же колонок от 5 до 8, тогда необходимо иметь четыре огнетушителя или два покрывала и два огнетушителя.

Площадь для заправки автобусов, грузовых автомобилей, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники оснащается двумя передвижными огнетушителями или четырьмя покрывалами и одним огнетушителем.

Площадка для автоцистерны оснащается двумя передвижными огнетушителями или одним покрывалом и одним огнетушителем. Огнетушители и покрывала для изоляции очага возгорания на заправочных островках должны находиться в легкодоступных местах, защищенных от атмосферных осадков.

Успешное прекращение процесса горения, сжиженных газов на объектах ещё не говорит о полной ликвидации аварийной ситуации, так как сохранение опасности загазованности прилегающей территории не исключается, особенно для случая разлива СУГ на большой площади, когда пары СУГ тяжелее воздуха могут распространиться на сотни метров в подвалы здания, на территории заводов, жилых домов, где вызвать вторичное загорание, которое по масштабам может быть даже не меньше первого пожара.

В плане пожаротушения должно быть отработано прогнозирование поражения людей и объектов от теплового излучения “огненного шара”, прогнозирование поражения людей при взрыве емкости находящейся в очаге пожара, прогнозирование размеров зон ВОК при проливах СУГ, тепловая защита горящих и негорящих резервуаров и зданий передвижными средствами, количество сил и средств подразделений пожарной охраны УГПС МВД РФ для тушения различных видов(вариантов) пожаров на АЗС, количество сил и средств для осаждения газо-воздушного облака после ликвидации основного пожара.

Возможные риски, которые могут причинить вред жизни и здоровью сотрудникам АЗС и другим находящимся на этой территории людям:

1. Пожары и взрывы: источники тепла.

2. Физические опасные и вредные производственные факторы: движущиеся машины и механизмы; подвижные части производственного оборудования; повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов.

3. Факторы позиционирования работников и транспорта (в том числе самоходных машин, механизмов): возможность дорожно-транспортного происшествия/аварии, санкционированное движение транспорта вблизи рабочих мест или маршрутов передвижения работников, неконтролируемое или неожиданное движение машин, неудовлетворительные дорожные условия (ширина проезжей части, количество полос и т.д.).

4. Механические опасности: выброс компонентов, заготовок, жидкостей.

5. Пожары и взрывы: участки со взрывоопасной средой, взрывы или воспламенение газов, паров, жидкостей, пыли, работа с горючими продуктами (жидкости, газы).

6. Химикаты и токсины: воздействие токсичных концентраций химических веществ (на кожу, вдыхание, проглатывание и т.д.), повреждение газопроводов, баллонов сжатого газа, контейнеров с химическими реагентами и т.д., воздействие газов, в том числе остронаправленного действия.

7. Организационные и процедурные факторы: недостаточность оборудования или квалифицированного персонала для оказания первой доврачебной помощи, недостаточность планов и устройств для эвакуации или спасения при авариях.

8. Природная среда: пожары (внутренние/внешние); молния на открытых местах.

9. Физические опасные и вредные производственные факторы: движущиеся машины и механизмы.

При возникновении пожара персонал должен прекратить подачу топлива, сообщить о происходящем пожарной охране и руководителю, произвести незамедлительную эвакуацию клиентов на безопасное расстояние, по возможности приступить к тушению доступными средствами пожаротушения, встретить прибывающие пожарные подразделения.

Согласно закону Российской Федерации от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» все АЗС без исключения должны иметь на своих участках противопожарный щит и ящик с песком в несгораемом корпусе.

Щит находится на прилегающей территории к заправке или на корпусе здания. В его состав входят металлическое ведро в форме острого конуса для забора воды из емкости (конус в зимний период позволяет разбивать небольшой слой льда), лопата штыковая и совковая для забора песка из специальной емкости, тяжелый металлический лом для вскрытия дверей или разбора конструкций и багор металлический для вскрытия легких конструкций или кровли.

Высокая пожаровзрывоопасность СУГ, в основном, связана с низким концентрационным пределом распространения пламени (1,6% объемных) и высокой плотностью по отношению к воздуху (1,5). То есть, для образования горючей среды достаточно даже небольшой утечки газа и маломощного источника зажигания.

Таким образом, рассматриваемая проблема тушения пожаров СУГ на АЗС требует дополнительного исследования по таким темам, как прогнозирование и выявление наиболее целесообразных средств и способов тушения; методов расчета необходимого количества сил и средств по вероятным вариантам возникновения пожаров.

 

Список литературы:
1. Аксенов С. Г., Михайлова В. А. Пожары вертикальных стальных резервуаров в 2016-2018 гг. // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность-2019): Материалы I Международной научно-практической конференции. – Уфа: РИК УГАТУ, 2019. С. 49-52.
2. Аксенов С. Г. К вопросу о принятии управленческих решений при проведении аварийно-спасательных работ и тушении пожаров в городских условиях / С. Г. Аксенов; УГАТУ. – Уфа, 2019 С. 8-18.
3. Аксенов С. Г., Синагатуллин Ф. К. К вопросу обеспечения первичных мер пожарной безопасности в муниципальных образованиях. // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность 2020): Материалы II Международной научно-практической конференции: – Уфа, РИК УГАТУ, 2020. – С. 242-244.
4. Аксенов С. Г., Елизарьев А. Н., Никитин А. А., Елизарьева Е. Н. Развитие методических основ прогнозирования разливов нефтепродуктов при железнодорожных авариях. // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2014. Т.1. №1 (5). С. 79-83.
5. Михайлова В. А., Сахиярова Д. А. Профилактика пожаров и волонтерское движение // Современные проблемы пожарной безопасности: теория и практика: (FireSafety 2019): Материалы I Всероссийской научно- практической конференции. В 2-х т. – Уфа: РИК УГАТУ, 2019. С. 81-82. 
6. Яковлева А. А., Савенко О. В. Экономика предприятий транспорта: [Учебное пособие для студентов очной и заочной форм обучения, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 23.03.01 "Технология транспортных процессов"]. С. 55-57.