Статья:

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СТУДЕНТОВ СПО

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(172)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Черемных Е.В. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СТУДЕНТОВ СПО // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 36(172). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/172/99763 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СТУДЕНТОВ СПО

Черемных Евгения Владимировна
cтудент, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева РФ, г. Красноярск
Гаврильченко Григорий Семенович
научный руководитель, канд. экон. наук, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева РФ, г. Красноярск

 

POSSIBILITIES OF USING EXTREME SPORTS FOR PEDAGOGICAL PREVENTION OF OFFENSES OF SVE STUDENTS

 

Evgeniya Cheremnykh

Student, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva, Russia, Krasnoyarsk

Gregory Gavrilchenko

Candidate of Economic Sciences, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva, Russia, Krasnoyarsk

 

Аннотация. В статье дается теоретическое и эмпирическое обоснование возможности использования потенциала экстремальных видов спорта в рамках педагогической профилактики правонарушений студентов СПО.

Abstract. The article provides a theoretical and empirical substantiation of the possibility of using the potential of extreme sports in the framework of pedagogical prevention of offenses in secondary vocational education students.

 

Ключевые слова: педагогическая профилактика правонарушений, студенты СПО, экстремальные виды спорта.

Keywords: pedagogical prevention of offenses, SVE students, extreme sports.

 

Профилактика правонарушений студентов учреждений среднего профессионального образования – важная педагогическая проблема. Актуальное состояние такой практики показывает многообразие методов и средств, которые используют образовательные учреждения для решения такой проблемы, направлений работы:

  • диагностическое (наблюдение, анкетирование, изучение семей и условий семейного воспитания, жилищно-бытовых условий, психодиагностика и др.);
  • групповая работа со студентами, в том числе и по правовому просвещению;
  • индивидуально-коррекционная работа (беседы, пробуждение его интереса к той или иной деятельности, стимулирование адекватного социального опыта поведения, изменений, тренинговые занятия);
  • организация досуговой деятельности несовершеннолетних;
  • работа с семьей (родительские лектории, тематические родительские собрания, педагогический всеобуч и пр.);
  • взаимодействие с заинтересованными организациями;
  • информационно-просветительская деятельность (выпуск информационных листов и беседы);
  • организационно-методическая деятельность (составление социального паспорта каждой группы, ведение картотеки обучающихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутриколледжном учете, карты семьи, пр.).

Нам показалась интересной практика организации досуговой деятельности несовершеннолетних, которая может быть нацелена на формирование социальной альтернативы противоправному поведению, к которым можно отнести различные формы занятости молодежи – в том числе и рискованные, экстремальные виды спорта. На возможность профилактики девиаций человека посредством сублимации – то есть трансформации деструктивной психической энергии человека в социально приемлемые формы деятельности и социальной активности указывал еще З. Фрейд [4]. В исследованиях А. Фернхема и П. Хейвена делается вывод о том, что такие командные экстремальные виды спорта, как альпинизм, спелеология и пр. оказывают положительное влияние на настроение и эмоции, снижают уровни депрессивности и тревожности [3]. А.М. Столяренко расширяет границы положительного влияния экстремальных ситуаций на личность: в частности, вырабатываются успешные стратегии поведения, активизируется личностный рост – через повышение самооценки, чувства самоуважения, ответственности, уверенности в себе, активности, через расширение интересов, переоценку ценностей и изменение жизненных приоритетов и т.д. [1]. Можно сделать вывод о том, что экстремальные виды спорта могут стать средством профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Идея возможности использования потенциала экстремальных видов спорта в профилактике правонарушений подтвердилась и в результатах проведенного диагностического исследования, проведенного на базе КГБПОУ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса» (г. Ачинск). В исследовании приняли участие несовершеннолетние обучающиеся колледжа, уже совершившими правонарушения, в количестве 10 человек. Определение путей педагогической профилактики правонарушений требовало диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (по методике А.Н. Орел), ценностной сферы (по опроснику Ш. Шварца), а также мотивов противоправного поведения (посредством анкеты, разработанной при опоре на классификацию мотивов противоправного поведения, отраженную в статье Д.В. Устинова [2]).

Диагностика показала, что несовершеннолетние в 40 % случаев испытывают склонность к преодолению норм и правил, потребность в острых ощущениях, склонны к риску, а также к агрессии и раздражительности. Наиболее приоритетными ценностями для таких учащихся оказались ценности гедонизма, достижений, стимуляции и власти; наименее приоритетными – ценности конформности, безопасности и традиций. Студенты чаще всего отмечали значимость игрового мотива противоправного поведения, согласно которому несовершеннолетний имеет побуждение, действуя запрещенным законом способом, получить особые ощущения, связанные с развлечением, отдыхом, эмоциональными, интеллектуальными, физическими нагрузками. Также достаточно выраженными оказались корыстный мотив, мотив утверждения, мотив повышения самооценки.

Учет результатов диагностики позволяет использовать идею о создании социально одобряемой альтернативы для несовершеннолетних – организовать такой вид деятельность, в котором они могут реализовать агрессивные, экстремальные паттерны поведения, свою склонность к риску, желание получить новые ощущения, при этом находясь в рамках действующего законодательства и социальных норм. Такая идея находит воплощение в проекте по вовлечению несовершеннолетних в экстремальные виды спорта – в частности, в экстремальный туризм (скалолазание, спелеология и др.). Организационно она выражается в создании и функционировании секции по экстремальному туризму на базе КГБПОУ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса». Нами разработан соответствующий проект, который будет предложен к участию в конкурсах.

Итак, в современной практике среднепрофессиональных образовательных учреждений продолжается поиск педагогических средств профилактики правонарушений. Мы предложили обратить внимание на потенциал экстремальных видов спорта, которые, с одной стороны, решают многие внутриличностные и социальные проблемы несовершеннолетних (снижение тревожности, развитие навыков взаимодействия с окружающими), с другой – создают социально одобряемую альтернативу противоправному поведению.

 

Список литературы:
1. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика : учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 607 с.
2. Устинов Д.В. Диагностика мотивов преступного поведения как основа превенции повторных преступлений несовершеннолетних // Психологическое обеспечение деятельности силовых структур : сб. науч. ст. Севастополь, 2017. С. 63-67.
3. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2001. 368 с.
4. Фрейд З. Психология бессознательного: сб. произведений; сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990. 448 с.